ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-223/2022 от 14.04.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 21-238/2022

№ 12-223/2022

Р Е Ш Е Н И Е

«14» апреля 2022 года судья Воронежского областного суда Доровских И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе ООО «Россошанские Коммунальные Системы» на решение судьи Центрального районного суда г.Воронежа от 2 марта 2022 года дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Россошанские Коммунальные Системы» Безрукова Е.Н.,

(судья районного суда Михина Н.А.)

у с т а н о в и л :

постановлением начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 № 391/ДЕ/2021 от 8 ноября 2021 года генеральный директор ООО «Россошанские Коммунальные Системы» Безруков Е.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 №21/03-КВ/21881 от 24 декабря 2021 года постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 № 391/ДЕ/2021 от 8 ноября 2021 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «Россошанские Коммунальные Системы» Безрукова Е.Н.- без удовлетворения.

Решением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 2 марта 2022 года постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 № 391/ДЕ/2021 от 08 ноября 2021 года и решение заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2. № 21/03-КВ/21881 от 24 декабря 2021 года оставлены без изменения, жалоба генерального директора ООО «Россошанские Коммунальные Системы» Безрукова Е.Н. - без удовлетворения.

В жалобе, с учетом дополнений, генеральный директор ООО «Россошанские Коммунальные Системы» Безруков Е.Н. просит отменить постановление должностного лица от 8 ноября 2021 года и решение судьи районного суда от 2 марта 2022 года.

В судебном заседании представитель должностного лица ООО «Россошанские Коммунальные Системы» Безрукова Е.Н., по доверенности Семенов А.Ю. доводы жалобы с учетом дополнений поддержал в полном объеме. Кроме того, пояснил, что должностным лицом постановление о привлечении к административной ответственности вынесено за пределами срока привлечения к ответственности.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив в полном объеме материалы дела, изучив жалобу и дополнения к ней, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу частей 1,2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим кодексом, федеральными законами.

Из постановления № 391/ДЕ/2021 от 8 ноября 2021 года и материалов дела следует, что ООО «Россошанские Коммунальные Системы» допустило сброс отходов производства и потребления – неочищенных сточных вод на открытый рельеф местности, непосредственно на почву, вблизи ул. Максима Горького г.Россошь Воронежской области и далее по рельефу местности в водный объект.

Кроме того, в постановлении указано, что в ходе осмотра в рамках проверки компрессорно-насосной станции «Малиновская», эксплуатируемой ООО «Россошанские Коммунальные Системы», установлено, что на указанной КНС производится механическая очистка канализационных сточных вод, которые по напорным металлическим коллекторам подаются до распределительной камеры, далее воды поступают в камеру гашения и самотеком (по бетонным трубам) поступают в КНС «Главная». С КНС «Главная» стоки поступают на станцию биологической очистки ООО «Россошанские Коммунальные Системы».

Как следует из акта осмотра № 78 от 23 сентября 2021 года, в ходе проведения осмотра места прорыва канализации по ул. Максима Горького г.Россошь было установлено, что на указанной улице были определены точки географических координат, характеризующие места аварий в канализационной сети (50.172139 с.ш. 39.598444 в.д.) и (50.172194 с.ш. 39.599806 в.д.). На дневной поверхности аварии были выражены обрушением грунта. На территории КНС «Главная» установлено наличие сливного колодца.

С КНС «Главная» стоки поступают на станцию биологической очистки, отмеченной точкой географических координат 50.139083 с.ш. и 39.677294 в.д., характеризует место расположения второго сливного колодца, расположенного у недействующего поста ДПС.

В ходе осмотра установлено наличие двух ливневых коллекторов. Более старый ливневой коллектор отмечен точкой географических координат 50.186889 с.ш. 39.554944 в.д. Проходящий параллельно новый бетонный ливневый коллектор частично расположен в точке географических координат 50.186806 с.ш. 39.560556 в.д.

Далее в ходе осмотра маршрут пролегал в сторону КНС «Малиновская», и в точке географических координат 50.187583 с.ш. 39.563944 в.д. управлением установлен выход ливневых стоков на дневную поверхность. При этом, рядом с указанным местом выхода ливневого коллектора установлено наличие обломка из бетона размером 2м*0,3м. Далее в точке географических координат 50.187528 с.ш. 39.563528 в.д., расположенной в 5-7 метрах от предыдущей точки наблюдения установлено место продолжения бетонного ливневого коллектора, идущего в сторону реки Сухая Россошь. В точке географических координат 50.187528 с.ш. 39.563444 в.д., напротив точки, характеризующей продолжение бетонного коллектора (50.187528 с.ш. 39.563528 в.д.), установлено наличие искусственно вырытого канала, направленного в сторону старого ливневого коллектора, по которому 24 августа 2021 года осуществлялся сброс сточных вод на рельеф местности и в реку Сухая Россошь (т.2 л.д.184-191 оригинала дела № 433/2021).

Таким образом, в ходе обследования установлен факт сброса на рельеф местности стоков с характерными цветовыми характеристиками и специфическим запахом канализационных стоков. Стоки воды из системы ливневой канализации проходили через перепускной поддорожный пенал, сбрасывались на рельеф местности в границах водоохранной зоны и попадали в реки Сухая Россошь и Черная Калитва.

В устьевой части реки Сухая Россошь, перед впадением в реку Черная Калитва, сотрудниками филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобраны пробы природных сточных вод с целью определения химического состава.

Согласно критериям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 15212 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов», река Черная Калитва относится к объектам федерального уровня государственного экологического надзора.

Согласно протоколам и экспертного заключения филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО»:

- в сточной воде в точке сброса (выход из трубы сточных вод) установлены превышения содержания загрязняющих веществ в воде в сравнении с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (приказ № 552 Минсельхоза Российской Федерации от 13 декабря 2016 года) по сухому остатку в 1,7 раза, сульфат-иону в 3,4 раза, БПК5 в 226 раз, аммоний-иону в 30 раз, фосфору фосфатов в 3,7 раза, железу общему в 3,4 раза, нефтепродуктам в 7,2 раза, АПАВ в 7,2 раза, меди в 15 раз, цинку в 2,4 раза, марганцу в 14 раз;

- в сточной воде в месте впадения сточной воды в р. Сухая Россошь установлены превышения нормативов качества воды по сухому остатку в 1,8 раза, сульфат-иону в 2,6 раза, БПК5 в 230 раз, аммоний-иону в 42,4 раза, фосфору фосфатов в 7,8 раза, нефтепродуктам в 6 раз, АПАВ в 9,9 раза, меди в 8 раз, цинку в 2,1 раза, марганцу в 9,8 раз;

- в природной воде в месте впадения р. Сухая Россошь в р. Черная Калитва превышение нормативов качества воды по сульфату-иону в 1,4 раза, БПК5 в 1,3 раза, нитрит-иону в 1,8 раза, меди в 4,8 раза.

Данные высокие показатели концентраций загрязняющих веществ по аммоний-иону и фосфору фосфатов присущи для канализационных стоков.

Из полученной от администрации городского поселения г. Россошь информации следует, что сети водоотведения и ливневые канализации, расположенные на территории г. Россошь, находятся в собственности муниципального образования – городское поселение г. Россошь.

Концессионным соглашением № 1 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения от 29 декабря 2016 года сети водоотведения переданы в ООО «Россошанские Коммунальные Системы»; срок данного соглашения до 31 декабря 2046 года.

В соответствии с распоряжением администрации городского поселения г. Россошь № 04-р от 11 января 2019 года «О порядке формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения муниципального задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений городского поселения город Россошь» содержанием объектов ливневой канализации, расположенных на территории г. Россошь, во исполнение муниципального задания на 2021 и на плановый период 2022, 2023 годов занимается МБУ городского поселения город Россошь «Городское благоустройство».

В ходе проверки установлен факт поступления сточных вод на почву в результате выхода из строя канализационной линии, эксплуатируемой ООО «Россошанские Коммунальные Системы» в обход централизованной системы водоотведения, вследствие чего происходило накопление сточных вод на почве. Таким образом, ООО «Россошанские Коммунальные Системы» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «Россошанские Коммунальные Системы» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении № 345 от 4 октября 2021 года; актом проверки № 78 от 23 сентября 2021 года; протоколом анализа проб сточной воды № 2/1094 от 16 сентября 2021 года; актом отбора проб природной и сточной воды № 2/1094 от 10 сентября 2021 года; экспертным заключением по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний № 45 от 16 сентября 2021 года; экспертным заключением по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний № 45/1 от 20 сентября 2021 года; протоколом № 6/522 результатов анализа проб, грунтов, донных отложений, илов от 20 сентября 2021 года; актом № 6/522 от 10 сентября 2021 года отбора проб почв, грунтов, донных отложений, илов, схемой отбора проб; заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний № 41 от 9 сентября 2021 года; протоколом № 2/994 результатов анализа проб сточной воды от 9 сентября 2021 года; протоколом № 1/995 результата анализа проб природной воды от 9 сентября 2021 года; актом № 2/994 от 24 августа 2021 года отбора проб природной и сточной воды; актом № 1/995 от 24 августа 2021 года отбора проб природной и сточной воды; протоколом № 2 отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 10 сентября 2021 года; протоколом № 1 отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 10 сентября 2021 года, которые содержатся в оригинале дела об административном правонарушении № 433/2021, в связи с чем, вывод судьи о наличии в действиях должностного лица ООО «Россошанские Коммунальные Системы» генерального директора Безрукова Е.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Доказательства, представленные по делу, всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Оснований для переоценки доказательств не имеется, судьей районного суда сделан обоснованный вывод о виновности ООО «Россошанские Коммунальные Системы» в совершении вмененного правонарушения и дана правильная оценка имеющимся по делу доказательствам.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено. Принцип презумпции невиновности не нарушен, назначено наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо – генеральный директор ООО «Россошанские Коммунальные Системы» Безруков Е.Н. обоснованно привлечен к административной ответственности, так как должностным лицом не были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность за данное правонарушение.

Довод защитника должностного лица Семенова А.Ю. о том, что оспариваемое постановление вынесено должностным лицом за пределами срока привлечения ООО «Россошанские Коммунальные Системы» к административной ответственности, несостоятелен, основан на неверном толковании норм права, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, относящегося к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования, составляет один год.

Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение было совершено 24 августа 2021 года, а постановление о привлечении генерального директора ООО «Россошанские Коммунальные Системы» Безрукова Е.Н. к административной ответственности вынесено 8 ноября 2021 года, в связи с чем срок привлечения к административной ответственности должностного лица ООО «Россошанские Коммунальные Системы» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не нарушен.

Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вину должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения, а должностным лицом не были запрошены сведения из системы ГЛОНАСС, в связи с чем, невозможно сделать вывод о сбросе сточных вод ассенизаторскими машинами, которые были привлечены для устранения возникшей аварии, несостоятелен, был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно не принят во внимание по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.

Так, в ходе рассмотрения дела должностным лицом Росприроднадзора было установлено, что авария произошла на самотечном коллекторе, который является частью канализационной сети, эксплуатируемой ООО «Россошанские Коммунальные Системы», которое является предприятием, осуществляющим прием и очистку канализационных стоков. Меры по ликвидации последствий аварии предпринимались ООО «Россошанские Коммунальные Системы».

В ходе осмотра места прорыва канализации должностным лицом Росприроднадзора было установлено наличие искусственно вырытого канала, направленного в сторону старого ливневого коллектора, по которому 24 августа 2021 года осуществлялся сброс сточных вод на рельеф местности, на русло старого ливневого коллектора, далее сточные воды попадали на территорию водоохранной зоны р. Сухая Россошь и р. Черная Калитва. Именно наличие указанного искусственно вырытого земляного канала указано в качестве доказательства вины ООО «Россошанские Коммунальные Системы», подтверждающего осуществление сброса сточных вод, в совокупности с экспертными заключениями о превышении нормативов качества воды и другими материалами дела. При таких обстоятельствах тот факт, что должностным лицом Росприроднадзора и судьей районного суда не истребовались сведения из системы ГЛОНАСС относительно передвижения автомобилей не может повлечь отмену оспариваемых решений.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда, оснований не согласиться с которой не имеется.

Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, являются аналогичными тем, которые были предметом судебного разбирательства и судом оценены, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.

С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу решения суда и постановления должностного лица не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6.-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 2 марта 2022 года и постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 № 391/ДЕ/2021 от 8 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора ООО «Россошанские Коммунальные Системы» Безрукова Е.Н. оставить без изменения, а жалобу генерального директора Безрукова Е.Н. ООО «Россошанские Коммунальные Системы» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационной суд общей юрисдикции.

Судья областного суда Доровских И.А.