ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-223/22 от 07.10.2022 Красногорского городского суда (Московская область)

12-223/22

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судья Красногорского городского суда <адрес>, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – заведующая Солнечногорским отделом ЗАГС ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением ФИО1 обратилась в Красногорский городской суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, ссылаясь на то, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку на запрос о предоставлении информации дан своевременно мотивированный ответ о невозможности предоставления запрашиваемой информации.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дел была надлежащим образом уведомлена, ходатайств об отложении судебного заседания не подавала, в связи с чем суд считает возможным продолжить рассмотрение жалобы в отсутствие заявителя.

Проверив представленные материалы, изучив дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Солнечногосркого отдела ЗАГС <адрес> направлен запрос о предоставлении сведений о смерти, регистрации брака, перемене имени ФИО2, вынесенного в рамках исполнительного производства -СД. В запросе разъяснена ответственность за неисполнение требования судебного пристав-исполнителя.

Указанный запрос принят в ГУ ЗАГС МО Солнечногорский отдел ЗАГС и ДД.ММ.ГГГГ ГУ ФССП по <адрес> получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, заведующий Солнечногорским отделом ЗАГС ГУ ЗАГС МО ФИО1 ссылаясь на нормы Федерального закона от № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", предоставить запрашиваемые сведения отказался.

Таким образом, отказ заведующей Солнечногорским отделом ЗАГС ГУ ЗАГС МО ФИО1 от предоставления по запросу судебного пристава-исполнителя сведений о наличии записи в акте гражданского состояния о смерти должника, сведений о регистрации брака, о смене фамилии, имени, отчества, о наличии детей в отношении должника, по сути является нарушением лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, что в свою очередь влечет ответственность, установленную ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Часть 3 ст. 17.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя.

В силу п. п. 7 и 8 ст. 13.1 Закона об актах гражданского состояния, ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 9 ст. 13.1, п. 2 ст. 13.2 Закона об актах гражданского состояния данный оператор федеральной информационной системы осуществляет предоставление сведений, содержащихся в реестре, в определенном порядке. Сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в реестре, предоставляются в рамках межведомственного взаимодействия в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в части сведений, необходимых для исполнения данных актов.

При этом согласно п. 3 той же статьи, непосредственно орган ЗАГС сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно -розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

Указанные положения Закона об актах гражданского состояния являются специальными по отношению к общим приведенным нормам законодательства об исполнительном производстве, и в системной связи с ними закрепляют право СПИ направить в рамках межведомственного взаимодействия запрос в орган ФНС России о предоставлении сведений о наличии актовой записи о смерти гражданина, если эти сведения необходимы для исполнения исполнительного документа. Орган ЗАГС уполномочен на непосредственное предоставление таких сведений органу принудительного исполнения лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 13.2 Закона об актах гражданского состояния, в том числе по запросу, направленному в рамках розыскного дела либо дознания по уголовному делу.

Пунктом 10 ст. 13.2 Федерального закона -Ф3 установлено, что внесение изменений в состав и способы предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, об исправлении или изменении записей актов гражданского состояния и изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются указанные сведения, будет осуществляться только посредством внесения изменений в Федеральный закон № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Указанные положения Федерального закона № 143-ФЗ в действующей редакции являются специальными по отношению к общим нормам законодательства об исполнительном производстве, и в системной связи с ними закрепляют право судебных приставов-исполнителей направить в рамках межведомственного взаимодействия запрос в орган ФНС России о предоставлении сведений о наличии актовой записи о государственной регистрации акта гражданского состояния гражданина, если эти сведения необходимы для исполнения исполнительного документа.

Принципы исполнительного производства, общие полномочия и обязанности должностных лиц органов принудительного исполнения, закрепленные в ст. ст. 2, 4, 12 и 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. ст. 64 и 69 Федерального закона «О судебных приставах», не исключают возможность закрепления в ином федеральном законе специальных норм о порядке и условиях представления органу принудительного исполнения определенных сведений, необходимых для реализации функций территориальных органов ФССП.

Общие полномочия и обязанности должностных лиц органов принудительного исполнения, закрепленные в ст.ст. 2. 4, 12 и 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.ст. 64 и 69 Федерального закона «О судебных приставах», не исключают возможность закрепления в ином федеральном законе специальных норм о порядке и условиях представления органу принудительного исполнения определенных сведений, необходимых для реализации функций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в части сведений, необходимых для исполнения данных актов.

Полномочия различных органов, лиц и организаций запрашивать какие либо сведения в органах ЗАГС, закрепленные в иных федеральных законах помимо Федерального закона № 143-ФЗ, не распространяются на сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащиеся в ЕГР ЗАГС (письма Минюста России , ). Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния могут предоставляться по запросам органов дознания ФССП России в соответствии с п. 3 ст. 13.2 Федерального закона только при производстве дознания в рамках расследования конкретного уголовного дела.

Постановлением Правительства РФ от дата утверждены Правила предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. В разделе II данных правил регламентируется порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния уполномоченным органам, а том числе территориальным органам федеральных органов исполнительной власти.

Из материалов настоящего дела следует, что запрос, неисполнение которого вменятся в вину заведующей Солнечногорским отделом ЗАГС ГУ ЗАГС МО ФИО1 мотивирован ГУ ФСП по МО по ВИП ГУФССП России по <адрес> необходимостью запрашиваемых сведений для исполнительного производства без ссылок на обстоятельства, поименованные в ч. 3 ст. 13.2 Закона об актах гражданского состояния. В связи с этим правовых оснований полагать о наличии у Главного управления обязанности по исполнению данного запроса не имеется.

Заведующей Солнечногорским отделом ЗАГС ГУ ЗАГС МО ФИО1 своевременно отреагировала на поступивший запрос, направив в ГУ ФСП по МО по ВИП ГУФССП России по <адрес> письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ.

При изложенных выше обстоятельствах постановление административного органа не может быть признано законным и подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1 - отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья С.П. Зарецкая