ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-224/20 от 04.03.2021 Пензенского областного суда (Пензенская область)

судья – Кошлевский Р.В. дело № 7-91/2021

РЕШЕНИЕ

по делу № 12-224/2020

г. Пенза 04 марта 2021 года

Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу и дополнение к ней, поданные Степченковой М.Ю., на постановление начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области <данные изъяты> от 01 декабря 2020 года и решение Зареченского городского суда Пензенской области от 25 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области <данные изъяты> от 01 декабря 2020 года временно исполняющий обязанности генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г. Заречный Пензенской области Степченкова М.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Решением Зареченского городского суда Пензенской области от 25 декабря 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе и дополнении к ней, поданных в Пензенский областной суд, Степченкова М.Ю. просит отменить постановление должностного лица и решение суда.

В обоснование жалобы Степченкова М.Ю. указывает, что между АО «ЕРКЦ» и ООО «УправДом» 29 июля 2020 года заключены:

договор по приему наличных денежных средств между платежным агентом – АО «ЕРКЦ» и поставщиком - ООО «УправДом», в рамках которого АО «ЕРКЦ» осуществляет прием непосредственно от плательщиков наличные денежные средства и зачисляет их в полном объеме на свой специальный банковский счет <данные изъяты>.

Невыполнение положения части 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (неиспользование специального банковского счета) при осуществлении АО «ЕРКЦ» деятельности по указанному договору, налоговым органом не выявлено. Имеющие в деле доказательства, не подтверждают нарушение Степченковой М.Ю. вышеуказанной нормы.

Кроме этого между АО «ЕРКЦ» и ООО «УправДом» заключен договор возмездного оказания услуг, в рамках которого АО «ЕРКЦ» оказывает управляющей компании иные, не относящиеся к деятельности платежного агента услуги, в том числе услуги по организации приема безналичных платежей потребителей по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем АО «ЕРКЦ» не может быть признано платежным агентом, на которого распространяются действия Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ, поскольку АО «ЕРКЦ» в рамках указанного договора оказываются управляющей компании иные услуги, помимо услуг платежного агента.

Прием платежей от физических лиц за коммунальные услуги в период с 01 октября 2020 года по 13 ноября 2020 года осуществлялся на расчетный счет <данные изъяты>, не являющийся специальным банковским счетом, относится к расчетам, осуществляемым плательщиками ЖКУ в безналичном порядке путем банковских операций через кредитные организации.

Неиспользование АО «ЕРКЦ» специального банковского счета при получении от плательщиков ЖКУ оплаты через кредитные организации не образует объективную сторону вмененного в вину правонарушения.

Правовая позиция ИФНС г. Заречного по настоящему делу противоречит сложившейся правовой позиции ФНС, изложенной в письме от 16 октября 2020 года № АБ-3-20/6989@.

Высказывает несогласие с выводом суда о том, что привлечение обществом для непосредственного приема платежей за коммунальные услуги банковских платежных субагентов (имея ввиду кредитные организации) на основании соответствующих договоров не освобождает его от установленной обязанности по зачислению денежных средств на специальный банковский счет.

Действия АО «ЕРКЦ» в части зачисления безналичных платежей на свой расчетный счет в соответствии с условиями возмездного оказания услуг от 29 июля 2020 года не противоречат действующему законодательству и не нарушают нормы Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ.

Обращает внимание, что мировым судьей судебного участка № 1 г. Заречного Пензенской области 26 января 2021 года было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях <данные изъяты> состава административного правонарушения.

Мировой судья пришла к выводу, что АО «ЕРКЦ» в своей деятельности действовало в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, которое не содержит прямого запрета на использование расчетного счета АО «ЕРКЦ» для зачисления безналичных средств, поступающих от потребителей – как представителя управляющих компаний.

Кроме того, АО «ЕРКЦ» действовало на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных 29 июля 2020 года между АО «ЕРКЦ» и управляющими компаниями ООО «Единая управляющая компания», ООО «ЖКХ», ООО «УправДом», которые не признаны незаконными и не расторгнуты сторонами.

В судебное заседание Степченкова М.Ю. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть жалобу в его отсутствие, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело без участия Степченковой М.Ю.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, заслушав объяснения защитника Гришановой И.А., действующей в интересах Степченковой М.Ю. и поддержавшей доводы жалобы, представителя ИФНС России по г. Заречному Пензенской области Гонякиной Т.А., полагавшей отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в неиспользовании платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов с плательщиками наличными денежными средствами.

Как установлено судьей и следует из материалов дела, АО «ЕРКЦ» является платежным агентом, осуществляет деятельность по приему платежей от плательщиков в качестве оплаты за предоставленные коммунальные услуги.

Субъектом административной ответственности является должностное лицо АО «ЕРКЦ» - врио генерального директора Степченкова М.Ю.

Согласно материалам дела об административном правонарушении установлено, что Степченкова М.Ю., зная, что АО «ЕРКЦ» является платежным агентом, не выполнила требования, установленные частью 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а именно не использовала в полном объеме специальный банковский счет для осуществления расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Прием платежей осуществляется через расчетный счет, открытый в Пензенском отделении № 8624 ПАО «Сбербанк».

Между АО «ЕРКЦ» и ООО «УправДом» 29 июля 2020 года заключен договор об осуществлении деятельности по приему наличных платежей, в соответствии с которым АО «ЕРКЦ» принимает на себя обязанности в качестве платежного агента.

Согласно пункту 2.1.5 Договора возмездного оказания услуг от 29 июля 2020 года АО «ЕРКЦ» обязано организовывать прием безналичных платежей потребителей по оплате за жилое (нежилое) помещение, коммунальные услуги и иные услуги.

Пунктом 2.2.4 Договора установлено, что АО «ЕРКЦ» вправе использовать свой расчетный счет для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 2.1.5 данного Договора

Сбор платежей за жилищные и коммунальные услуги, поступающих от Потребителей «Принципала», согласно платежным документам по начислениям за коммунальные услуги за август 2020 года, сентябрь 2020 года, направленные АО «ЕРКЦ» <данные изъяты>. по адресу: Пензенская область, г. Заречный, ул. Братская, д. 3, кв. 32, осуществлялся на счетах АО «ЕРКЦ», открытых в Пензенском отделении № 8624 ПАО Сбербанка России: № <данные изъяты> - специальный банковский счет и <данные изъяты> - расчетный счет.

Согласно приложению № 1 к Договору возмездного оказания услуг от 29 июля 2020 года управляющей организацией дома по адресу: г. Заречный, ул. Братская, д. 3, кв. 32, является ООО «УправДом».

Согласно выпискам, представленным ПАО «Сбербанк России» по операциям на банковских счетах АО «ЕРКЦ», в том числе за период с 07 октября 2020 года по 22 октября 2020 года прием платежей от физических лиц за коммунальные услуги осуществлялся на расчетный счет <данные изъяты>, не являющийся специальным банковским счетом. За указанный период на данный расчетный счет было зачислено 770127,13 рублей, в том числе за коммунальные услуги по многоквартирным домам, управляющей компанией которых является ООО «УправДом», в сумме 16899 рублей.

Следовательно, АО «ЕРКЦ, являющееся платежным агентом, не в полном объеме использовало для осуществления расчетов при приеме от плательщиков денежных средств (платежей за жилищно-коммунальные услуги) специальный банковский счет, не выполняя должным образом требования, установленные частью 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласно частям 14 и 15 статьи 4 Закона о платежных агентах платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

В соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о платежных агентах по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.

Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет.

Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (часть 18 статьи 4 Закона о платежных агентах).

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, и лиц, указанных в части 20.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются (часть 4 статьи 8 Закона о платежных агентах).

Действия Степченковой М.Ю., являющейся в силу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, правильно квалифицированы по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено врио генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г. Заречного Степченковой М.Ю. в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы Степченковой М.Ю. о ее невиновности являются несостоятельными, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами.

Доводы жалобы о том, что действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ не распространяется на правоотношения между платежным агентом и кредитными организациями, являются несостоятельными, поскольку названный Федеральный закон в целях обеспечения общественной безопасности, защиты интересов государства и общества в сфере оборота наличных денежных средств предусматривает ряд мер по обеспечению администрирования платежей, поступающих от физических лиц, одной из которых является требование об аккумулировании таких платежей на специальном банковском счете, и при этом не имеет правового значения, осуществляется ли получение наличных денежных средств платежным агентом непосредственно либо с использованием услуг сторонних организаций.

Позиция автора жалобы относительно того, что положения Закона № 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению безналичных расчетов, является необоснованной. Так, прием платежей от физических лиц (плательщиков) за жилищно-коммунальные услуги для их последующего перечисления оператору по приему платежей осуществляется посредством наличных денежных средств. Расчеты между АО «ЕРКЦ», платежными субагентами, поставщиками не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемом таким расчетом п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона о платежных агентах. То обстоятельство, что непосредственный прием платежей за жилищно-коммунальные услуги осуществляется иными организациями (кредитные организации), привлеченными на основании договоров об оказании услуг, и впоследствии перечисляются на счет АО «ЕРКЦ», не свидетельствуют в конкретном случае о безналичном порядке проведении расчетов.

Ссылка заявителя на письмо ФНС России от 16 октября 2020 № АБ-3-20/6989@ суд считает несостоятельной, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом.

Довод заявителя о том, что в отношении руководителя общества – <данные изъяты>. было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняется судом апелляционной инстанции. При этом указанная статья устанавливает ответственность за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем обстоятельство, на которое ссылается заявитель, выходит за рамки настоящего дела.

При таких обстоятельствах факт вменяемого заявителю административного правонарушения, выразившегося в неиспользовании платежным агентом специального банковского счета для осуществления рассматриваемых расчетов, а также его вина подтверждаются материалами настоящего дела судом.

Доказательства по делу собраны в соответствии с требованиями закона, и содержат в себе все необходимые для его рассмотрения сведения.

При указанных обстоятельствах городской суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Приведенные в жалобе доводы о том, что отсутствует событие правонарушения, были предметом рассмотрения должностного лица и суда и получили надлежащую правовую оценку с учетом фактических обстоятельств и представленных доказательств.

Другие доводы, указанные в жалобе, не могут являться безусловным основанием для отмены состоявшихся по делу решений, поскольку не имеют под собой оснований и не подтверждают соблюдение обществом требований Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ.

Несогласие Степченковой М.Ю. с оценкой доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении Степченковой М.Ю. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области <данные изъяты> от 01 декабря 2020 года и решение Зареченского городского суда Пензенской области от 25 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении врио генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г. Заречного Степченковой М.Ю. оставить без изменения, ее жалобу и дополнение к ней - без удовлетворения.

Судья Пензенского областного суда: Попов П.Г.