РЕШЕНИЕ | ||
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении | ||
город Мурманск | 16 сентября 2020 года |
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Завражнов М. Ю. рассмотрел жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» на постановление административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от 7 июля 2020 года № которым оно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года
№ 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».
Огласив жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, заслушав объяснение представителя общества с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» ФИО1, исследовав доказательства по делу об административном правонарушении, судья Ленинского районного суда города Мурманска
установил:
постановлением административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от 7 июля 2020 года № общество с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением, общество с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» обратилось в Ленинский районный суд города Мурманска с жалобой, в которой просило это постановление отменить.
В обоснование своей жалобы общество с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» ссылалось на то, что контейнерная площадка, в связи с которой составлен протокол об административном правонарушении и вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания, к общему имуществу многоквартирного
<адрес> города Мурманска, управление которым осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис», не относится. Кроме этого, при составлении протокола об административном правонарушении представителю общества с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» не были разъяснены права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы представитель общества с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» ФИО1 в своих устных объяснениях поддержал доводы жалобы.
Представитель административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск представил отзыв на данную жалобу в письменной форме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области
«Об административных правонарушениях» (с учетом пункта 1 этой же статьи) повторное нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск утверждены решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712.
Разделом 5 данных правил благоустройства устанавливаются положения для проектирования отдельных объектов и элементов благоустройства.
Подразделом 5.2 указанных правил благоустройства регламентируются элементы благоустройства.
Пунктом 5.2.14 названных правил благоустройства регламентируются контейнерные площадки.
Территория на площадке, исходя из подпункта 5.2.14.2 этих же правил благоустройства, обязательно должна включать такие элементы благоустройства данной территории, как: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, ограждение, контейнеры с крышкой.
Согласно подпункту 5.2.14.7 этих же правил благоустройства для визуальной изоляции площадок должны применяться непрозрачные металлические, металлопластиковые или пластиковые стенки высотой
1,5 – 2 м.
Как видно из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, 2 июня 2020 года в период времени с
15 часов 19 минут до 15 часов 21 минуты установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» при осуществлении текущей деятельности управляющей организации выполнило работы по обслуживанию многоквартирных домов в городе Мурманске согласно договорам управления многоквартирными домами не в полном объеме, поскольку в нарушение подпунктов 5.2.14.2 и 5.2.14.7 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № по адресу: <адрес> контейнерная площадка, расположенная в районе этого дома, содержится ненадлежащим образом, а именно, металлическое ограждение контейнерной площадки деформировано, листы частично отсутствуют, стойки ограждения отклонены от вертикального положения, наблюдается разрушение бетонной плиты, что свидетельствует о совершении обществом с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области «Об административных правонарушениях».
При этом местом совершения административного правонарушения и в обжалуемом постановлении, и в протоколе об административном правонарушении указана придомовая территория дома 12 корпус 2 на улице Свердлова города Мурманска.
Согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно отдельным положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий
(пункт 1). Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36). Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12). Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, в силу пункта 11 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Вопросы, которые могут регулировать правила благоустройства территории муниципального образования, приведены в части 2 статьи 45.1 этого же федерального закона. Иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, могут быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
В соответствии с отдельными положениями части 2 статьи 45.1 названного федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Таким образом, благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности, а его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также содержание территорий населенных пунктов и расположенных на этих территориях объектов. Для достижения данных целей при решении вопросов местного значения утверждаются правила благоустройства территории муниципального образования, осуществляется контроль за их исполнением и организовывается благоустройство территории муниципального образования в соответствии этими правилами (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). При этом в правилах благоустройства территории муниципального образования предусматриваются требования к благоустройству территории муниципального образования, его элементам и перечень (комплекс) соответствующих мероприятий, порядок и периодичность их проведения.
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденные решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № устанавливают требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды. Данные правила устанавливают требования, которые необходимо применять при осуществлении деятельности по благоустройству территории.
Пунктом 1.7 названных правил благоустройства определено, кто может выступать участником деятельности по благоустройству.
Так, в соответствии с данным пунктом правил благоустройства участниками деятельности по благоустройству могут выступать: а) жители города Мурманска, которые формируют запрос на благоустройство и принимают участие в оценке предлагаемых решений. В отдельных случаях, определенных (установленных) отдельными правоустанавливающими актами, граждане участвуют в выполнении работ. Жители могут быть представлены общественными организациями и объединениями; б) представители органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование в пределах своих полномочий; в) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории города Мурманска, которые могут участвовать в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству; г) представители профессионального сообщества, в том числе ландшафтные архитекторы, специалисты по благоустройству и озеленению, архитекторы и дизайнеры, которые разрабатывают концепции и проекты благоустройства, рабочую документацию; д) исполнители работ, специалисты по благоустройству и озеленению, в том числе возведению малых архитектурных форм; е) иные лица, заинтересованные в осуществлении деятельности по благоустройству.
Следует отметить, что круг участников деятельности по благоустройству, определенный правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, согласуется с позицией, приведенной в пункте 2.5 методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года № 711/пр.
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск к объектам благоустройства относят территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству (подраздел 5.1), а контейнерные площадки – к элементам благоустройства, используемым в качестве составных частей благоустройства (абзац тринадцатый подраздела 5.2).
Следует заметить, что названные выше методические рекомендации контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов в качестве территорий определенного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, наоборот, относят к объектам благоустройства (абзац девятый пункта 1.3), а не к элементам благоустройства (пункт 1.4).
Согласно пункту 1.2 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск деятельность по благоустройству территории муниципального образования город Мурманск включает в себя разработку проектной документации по благоустройству территории, выполнение мероприятий по благоустройству территории и содержанию объектов благоустройства, а также осуществление контроля за благоустройством территории города Мурманска, что согласуется с
пунктом 2.1 названных выше методических рекомендаций.
В правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск контейнерная площадка определена как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров
(подпункт 5.2.14.1). Обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, ограждение, контейнеры с крышкой (пункт 5.2.14.2).
Схожее определение приведено в пункте 6.12.5.1 названных выше методических рекомендаций.
Также определение контейнерной площадки приведено в своде правил СП 262.1325800.2016 «Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства», согласно которому контейнерная площадка – это территория, на которой расположен комплекс технических средств и сооружений для выполнения операций, связанных с погрузкой и выгрузкой контейнеров на подвижной состав автомобильного и железнодорожного транспорта, погрузкой (разгрузкой), сортировкой и хранением контейнеров, а также с их завозом (вывозом), выполнением коммерческих операций и их техническим обслуживанием.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела об административном правонарушении необходимо отметить, что, исходя из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении применительно к положениям подпунктов 5.2.14.2 и 5.2.14.7 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, общество с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» признано виновным в том, что на территории города, подлежащей благоустройству, а именно, на контейнерной площадке, одни из элементов благоустройства этой территории, такие как твердое покрытие контейнерной площадки в виде бетонной плиты и металлическое ограждение контейнерной площадки, не соответствуют названным требованиям правил благоустройства, поскольку твердое покрытие контейнерной площадки в виде бетонной плиты разрушено, а металлическое ограждение контейнерной площадки частично отсутствует и деформировано, отклонено.
При этом, как полагает административная комиссия, обеспечить указанную территорию надлежащими элементами благоустройства общество с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» обязано было в рамках деятельности по управлению многоквартирным домом 12 корпус 2 на улице Свердлова города Мурманска, которую данная организация осуществляет на основании договора управления многоквартирным домом, и поскольку указанная территория является придомовой относительно данного многоквартирного дома.
Вместе с тем Градостроительным кодексом Российской Федерации прилегающая территория определяется как территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 37 статьи 1).
На территории Мурманской области порядок определения границ прилегающих территорий предусматривается статьей 19 Закона Мурманской области от 6 ноября 2018 года № 2304-01-ЗМО «О градостроительной деятельности на территории Мурманской области», согласно пунктам 1, 2 и 5 которой границы прилегающей территории определяются правилами благоустройства территории муниципальных образований Мурманской области в соответствии с порядком, установленным настоящей статьей, и отображаются на картах-схемах, форма которых, а также требования к их оформлению устанавливаются исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства. Согласованные карты-схемы утверждаются муниципальными правовыми актами.
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск предусматривают, что границы прилегающей территории определяются в отношении территорий общего пользования, которые прилегают (то есть имеет общую границу) к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которых определены в соответствии с настоящими правилами и в соответствии с порядком определения границ прилегающей территории, утвержденным законом Мурманской области (подпункт 10.2.2.2). Границы прилегающей территории отображаются на картах-схемах, форма и требования к оформлению которых установлены исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства (подпункт 10.2.2.3).
Карты-схемы, на которых отображаются границы прилегающих территорий и которые утверждаются муниципальными правовыми актами, представляют собой нормативные правовые акта, регулирующие более узкие по сравнению с правилами благоустройства территории муниципального образования; при этом указанные нормативные правовые акты муниципальными правовыми актами, регулирующими вопросы благоустройства, быть не перестают, поскольку эти нормативные правовые акты только детализируют общие положения, закрепленные в правилах благоустройства.
Под придомовой территорией в правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (пункт 2.59) понимается территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, – в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме
(частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственникам помещений в многоквартирном доме в качестве общего имущества в многоквартирном доме принадлежат только те элементы благоустройства (и объекты благоустройства), которые расположены на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.
Вместе с тем, как было указано выше, согласно пунктам 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий, а также вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Кроме этого, Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ статья 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, дополнена частью 9, согласно которой лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
В этой связи со дня вступления в силу (28 июня 2018 года) абзацев семнадцатого и восемнадцатого пункта 8 статьи 1, абзаца третьего подпункта «б» пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря
2017 года № 463-ФЗ (часть 3 статьи 4 этого федерального закона) на собственников помещений в многоквартирном доме может быть возложена обязанность по содержанию территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования.
Однако границы прилегающих территорий, придомовых (или дворовых, внутриквартальных) территорий, являющихся территориями общего пользования, относительно многоквартирного дома 12 корпус 2 на улице Свердлова города Мурманска не определены. Также согласно сведениям, представленным управлением Ленинского административного округа города Мурманска администрации города Мурманска в порядке исполнения определений судьи Ленинского районного суда города Мурманска, органом местного самоуправления не определены границы придомовой территории указанного многоквартирного дома. Границы территории, сформированной в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, или в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение), как следует из материалов дела, также не определены и не установлены; а если в этой части исходить из карты места контейнерной площадки, согласованной в
2005 году, то из данной карты усматривается, что контейнерная площадка находится за пределами границ указанной территории.
При таких обстоятельствах в отсутствие определенных и установленных границ прилегающих территорий, придомовых (или дворовых, внутриквартальных) территорий, являющихся территориями общего пользования, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, у собственников помещений и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме 12 корпус 2 на улице Свердлова города Мурманска, а также у управляющей организации обязанности по обслуживанию названных территорий в порядке их благоустройства не имеется.
Следует заметить, что нарушение заключенного соглашения о совместном обслуживании площадки для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора (если такое нарушение имело место быть) не может являться основанием для привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области
«Об административных правонарушениях», поскольку таким основанием в соответствии с положениям статьи 2 названного закона Мурманской области является нарушение именно правил благоустройства территории муниципального образования, утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, а не каких-либо иных правил; указанное соглашение заключено хозяйствующими субъектами по их усмотрению, и вопросов благоустройства территории муниципального образования (несмотря на условия конкретного соглашения) применительно к названному закону Мурманской области регулировать не может; вопросы благоустройства регулируются определенными нормативными правовыми актами. В этой связи являются несостоятельными и утверждения административной комиссии о нарушении обществом с ограниченной ответственностью Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа
2006 года № 491, поскольку ни данные правила, ни минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 № 290, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября
2003 года № 170, вопросов в сфере благоустройства не регулируют.
Что касается территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области и адресного перечня мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Мурманск, являющегося приложением к данной схеме, то в этой части следует отметить, что территориальная схема обращения с отходами утверждается в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (пункт 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ), а не в целях благоустройства территорий.
Необходимо отметить, что административной комиссией не установлена повторность нарушения правил благоустройства территории, поскольку в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует указание на какое-либо постановление по делу об административном правонарушении, из которого исходила административная комиссия, определяя данную повторность совершения административного правонарушения.
При рассмотрении настоящей жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья также обратил внимание на то обстоятельство, что договор управления многоквартирным домом, о котором утверждает административная комиссия в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении, обществом с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» не заключался, так как данная организация была определена управляющей организацией для управления многоквартирным домом 12 корпус 2 на улице Свердлова города Мурманска постановлением администрации города Мурманска от 5 августа 2019 года № 2632.
Кроме этого, в своей жалобе общество с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» заявляет о том, что при применении к нему мер обеспечения по делу об административном правонарушении были нарушены процессуальные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, его представителю не были предварительно разъяснены права и обязанности, предусмотренные названным кодексом и статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Из части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного кодекса.
Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из содержания протокола об административном правонарушении усматривается, что обществу с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 51 Конституции Российской Федерации.
В соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанных статей подпись представителя общества с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» отсутствует. Расписка о разъяснении прав при составлении процессуальных документов по настоящему делу в материалах также отсутствует.
Изложенное свидетельствует о том, что общество с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» не был осведомлено об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством и не мог быть использован административной комиссией при вынесении постановления.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения указанной статьи в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, закреплены в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, среди прочего, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 названного кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При всех изложенных выше обстоятельствах судья пришел к выводу о том, что обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по данному делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1
статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда города Мурманска
решил:
постановление административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от 7 июля 2020 года №, которым общество с ограниченной ответственностью «Мурманжилсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Мурманский областной суд.
Судья | М. Ю. Завражнов | |