ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-224/2016 от 04.05.2016 Беловского городского суда (Кемеровская область)

Дело №12-224/2016

РЕШЕНИЕ

г. Белово, Кемеровской области 04 мая 2016 года

Судья Беловского городского суда Кемеровской области Третьякова Н.Н., с участием защитника ОАО «ФИО5 «ФИО5» - ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/УК,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Открытого акционерного общества «ФИО5» на постановление ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «ФИО5» обратилось в суд с жалобой на постановление ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, указывая, что ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по КО проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО УК «Кузбассразрезуголь», в ходе которой было установлено, что филиалом «Краснобродский угольный разрез» в процессе внутрихозяйственных работ произведено перемещение плодородного слоя почвы без соответствующего разрешения. Считает, что отсутствует событие вменяемого правонарушения, имеются обстоятельства, объективно препятствующие выполнению установленных законом обязанностей, что свидетельствует об отсутствии в действиях ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ. Административным органом установлено, что филиал «Краснобродский угольный разрез» ведет работы, связанные с пользованием недрами в соответствии с утвержденными проектами, предусматривающими в том числе мероприятия по рекультивации земельных участков. Факты снятия и перемещения плодородного слоя земли являются следствием осуществления деятельности, связанной с недропользованием, и не требует получения разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покроя земель. По мнению административного органа, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ведущее работу, связанную с пользованием недрами в пределах территории, сведения о границах которой указаны в лицензии на право пользования недрами, являющейся специальным разрешением, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью, должно также иметь еще и разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель в пределах вышеуказанной территории. Однако, получение разрешения на выполнение внутрихозяйственных работ невозможно. На территории <адрес> отсутствует утвержденный Порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Административным органом вменяется в вину выполнение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, без соответствующего разрешения, должны быть представлены доказательства, объективно свидетельствующие о возможности получения данного разрешения. Нарушение обязательных требований вызвано препятствиями, находящимися вне контроля ОАО «УК «Кузбассразрезуголь». Просит отменить постановление старшего государственного инспектора ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании защитник ОАО ФИО5»ФИО3 доводы жалобы поддержал, настаивал на отмене постановления.

ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по КО в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав защитника ОАО ФИО5» ФИО3, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что ОАО «ФИО5», осуществляющее свою деятельность в краснобродском городском округе и <адрес> (филиад «Краснобродский угольный разрез» (Краснобродское поле), привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в самовольном снятии плодородного слоя почвы (далее - ПСП) с арендуемых земельных участков в 2014 году общей площадью 1366 тыс.м.3, за 9 месяцев 2015 года – общей площадью 1350 тыс.м.3. Указано, что у ОАО «ФИО5» отсутствует разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покроя на арендуемые земельные участки, с которых был снят ПСП. Постановлением ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «ФИО5» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Частью 1 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, ФИО1 законами.

Пунктом 6 "Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 525, Роскомзема N 67 установлено, что порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно пункту 32 этих же Положений за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

В силу п. 11 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995г. "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Приложения N 1 - 3).

При этом Порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, утвержденный в соответствии с требованиями действующего законодательства, на территории <адрес> отсутствует.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992г. предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Как следует из пункта 9 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Суд считает, что факты снятия и перемещения плодородного слоя земли являются следствием осуществления деятельности, связанной с недропользованием, и не требуют получения разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова земли.

Кроме того, владение, пользование и распоряжение землей, водами и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, а также контроль за использованием земель согласно ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 24.09.2003г., относятся к ведению муниципальных образований.

Осуществляя регулирование деятельности юридических лиц, законодатель предусмотрел в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ условия признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения: наличие обязанности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, наличие возможности для ее исполнения, непринятие юридическим лицом всех мер, находящихся в сфере его контроля, для исполнения обязанности.

Судом установлено, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований земельного законодательства, регламентирующего возможность осуществления нарушения почвенного покрова, а именно Обществом была получена лицензия на право пользования недрами, которая содержит условия выполнения установленных законодательством требований по охране недр и окружающей среды. В материалах дела имеется лицензия на право пользования недрами № КЕМ 11669 ТЭ.

Указанные выше обстоятельства вызывают сомнения в обоснованности привлечения ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ, и, следовательно, исключают ответственность привлекаемого лица в инкриминированном ему правонарушении, поскольку согласно ст.1.5. КоАП РФ все неустранимые сомнения следует толковать в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно п.1 ч. 1ст. 24.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КРФобАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО4 от 18.11.2015г. № о привлечении ОАО «ФИО5» к административной ответственности по ст.8.6 ч. 1 КРФобАП подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п.1 ч. 1ст. 24.5 КРФобАП.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ОАО «ФИО5» удовлетворить, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении наказания в отношении ОАО «ФИО5», предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КРФобАП отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения.

Судья (подпись) Н.Н. Третьякова