Дело № 12-224/2023
УИД 23RS0047-01-2023-003124-92
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар 04 мая 2023 года
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Скрипка О.В.,
при секретаре Хотовой А.Б.,
с участием заявителя Щербакова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по заявлению Щербакова Д.В. о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 21.03.2023 № 794 по делу № 001/04/9.21-97/2023,
У С Т А Н О В И Л :
Щербаков Д.В. обратился в Советский районный суд г. Краснодара с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Республике Адыгея от 21.03.2023 № 794 по делу № 001/04/9.21-97/2023.
В обоснование требований указал, что 21.10.2021 между ПАО «Россети Кубань» и Амелиной Л.О. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № на энергопринимающие устройства объекта: «ВРУ-0,4 кВ для обеспечения электроснабжения земельного участка. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для ведения садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, к/н №», расположенный по адресу: Республика Адыгея, р-н Теучежский, снт Заря, <адрес>
Согласно п. 5 Договора № срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, в редакции дополнительного соглашения от 20.04.2022 был продлен до 01.07.2022, а дополнительным соглашением от 20.06.2022 продлен до 16.09.2022.
08.09.2022 ПАО «Россети Кубань» выполнило обязательства, возложенные на него согласно условиям договора на технологическое присоединение №. Акт об осуществлении технологического присоединении от 08.09.2022 № 685118 подписан с обеих сторон.
Процедура технологического присоединения регламентирована Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, а также Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Порядок изменения условий договора Правилами не установлен. Однако, в указанной части стороны руководствовались общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Порядок заключения дополнительного соглашения к Договору не регламентируется Правилами технологического присоединения №861, является свободным волеизъявлением сторон, носит гражданско-правовой характер.
Учитывая нормы действующего законодательства, а также свободную волю сторон по договору между заявителем и исполнителем на основании обращения заявителя было подписано дополнительное соглашение от 20.04.2022.
В соответствии с п. 1 Соглашения стороны продлили срок выполнения мероприятий по договору от 21.10.2021 до 01.07.2022. В последствии, дополнительным соглашением от 20.06.2022 стороны продлили срок исполнения мероприятий до 16.09.2022.
08.09.2022 ПАО «Россети Кубань» выполнило обязательства, возложенные на него согласно условиям договора на технологическое присоединение №. Акт об осуществлении технологического присоединении от 08.09.2022 № 685118 подписан с обеих сторон.
Более того, согласно п. 9 акта технологического присоединения от 08.09.2022, стороны подтвердили, что технологическое присоединение объекта Амелиной Л.О. выполнено в полном соответствии с Правилами, заявитель к качеству оказанной услуги претензий не имеет.
Указанные обстоятельства были отражены в информационных письмах, направленных в адрес УФАС по Республике Адыгея, но постановление о привлечении к административной ответственности вынесено без учета этих обстоятельств. Таким образом, в его действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил постановление УФАС по Республике Адыгея от 21.03.2023 №794 по делу №001/04/9.21-97/2023 признать незаконным и отменить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени был уведомлен надлежащим образом, направил отзыв на заявление, против удовлетворения требований возражал.
Третье лицо, надлежаще уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, отзыв не направило.
В соответствии с ч. 4 ст. 29.7 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителя, оценив в совокупности доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 21.03.2023 в отношении начальника отдела капитального строительства филиала Краснодарские электрические сети ПАО «Россети Кубань» Щербакова Д.В. вынесено постановление о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении п. 16 Правил технологического присоединения № 861, и назначении административного штрафа в сумме 10 000 руб.
Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правительство Российской Федерации, реализуя требования пункта 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ, постановлением № 861 от 27.12.2004 утвердило «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» и «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям».
Также Правительством Российской Федерации постановлением № 442 от 04.05.2012 утверждены «Основные положения о функционировании розничных рынков электрической энергии».
В соответствии с абз.3 п.1 ст.26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По условиям этого договора каждая из сторон должна в установленный срок осуществить мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные в технических условиях, которые являются его неотъемлемой частью (п.16 Правил N 681).
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Республике Адыгея поступила жалоба Амелиной Л.О. в отношении начальника отдела капитального строительства филиала Краснодарские электрические сети ПАО «Россети Кубань» Щербакова Д.В. в части нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающего устройства, установленного пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения № от 21.10.2021.
В соответствии с жалобой 21.10.2021 между ПАО «Россети Кубань» и Амелиной Л.О. заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 5 указанного договора, срок исполнения мероприятий по технологическому присоединения составляет 6 месяцев. Таким образом, крайним сроком осуществления мероприятий по договору является 22.04.2022.
Вместе с тем, в указанный срок сетевой организацией не выполнены возложенные на нее обязательства по осуществлению технологического присоединения.
В связи с указанными обстоятельствами, УФАС по Республике Адыгея возбуждено дело об административном правонарушении № 001/04/9.21-97/2023 и проведено административное расследование, в ходе которого антимонопольным органом установлено наличие в действиях должностного лица нарушение требований пункта п. 16 Правил технологического присоединения № 861.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует и установлено судом, что протокол об административном правонарушении от 06.03.2023 по делу № 001/04/9.21-97/2023 соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что, с учетом положений ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет использовать его в качестве документального доказательства по делу об административном правонарушении.
Определением от 06.03.2023 № 616 по делу № 001/04/9.21-97/2023 назначено время и место рассмотрения дела. В материалах дела имеется заявление Щербакова Д.В. о рассмотрении дела без его участия.
Учитывая изложенное, суд, исследовав материалы дела, установил, что при принятии оспариваемого постановления административным органом не допущено существенных нарушений порядка применения административного наказания, являющихся безусловными основаниями для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Антимонопольным органом при вынесении оспариваемого постановления были установлены следующие фактические обстоятельства, послужившие основаниями для принятия оспариваемого постановления и квалификации деяний заявителя в качестве образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Республике Адыгея поступила жалоба Амелиной Л.О. в отношении начальника отдела капитального строительства филиала Краснодарские электрические сети ПАО «Россети Кубань» Щербакова Д.В. в части нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя, установленного пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения № от 21.10.2021.
В соответствии с жалобой, 21.10.2021 между ПАО «Россети Кубань» и Амелиной Л.О. заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 5 указанного договора, срок исполнения мероприятий по технологическому присоединения составляет 6 месяцев. Таким образом, крайним сроком осуществления мероприятий по договору является 22.04.2022.
Вместе с тем, в указанный срок сетевой организацией не выполнены возложенные на нее обязательства по осуществлению технологического присоединения, что и послужило основанием для обращения Амелиной Л.О. с жалобой на действия ПАО «Россети Кубань».
При принятии оспариваемого постановления антимонопольный орган исходил из того, что Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила № 861 или Правила технологического присоединения № 861), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее – технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 16 Правил, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
На основании вышеизложенного, ПАО «Россети Кубань» должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению Объекта Амелиной Л.О. согласно п. 16 Правил технологического присоединения № 861, п. 5 договора, в срок до 22.04.2022.
ПАО «Россети Кубань» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, оспариваемым постановлением в действиях начальника отдела капитального строительства филиала Краснодарские электрические сети ПАО «Россети Кубань» Щербакова Д.В., выразившихся в нарушении требований п. 16 Правил технологического присоединения № 861, установлено нарушение ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при рассмотрении законности и обоснованности оснований вынесения оспариваемого постановления, наличия оснований для квалификации указанных деяний заявителя применительно к положениям ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом установлено, что антимонопольным органом не учтены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела и принятия решения.
Как указывает заявитель и подтверждается материалами дела, 20.04.2022 сторонами договора Амелиной Л.О. и ПАО «Россети Кубань» подписано дополнительное соглашение от 20.04.2022 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21.10.2021 №, в соответствии с пунктом 1 которого стороны пришли к соглашению изменить пункт 5 договора и изложить его в следующей редакции: «Выполнение мероприятий по технологическому присоединению осуществляется сторонами в срок до 01.07.2022».
Кроме того, 20.06.2022 сторонами договора Амелиной Л.О. и ПАО «Россети Кубань» подписано дополнительное соглашение от 20.06.2022 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21.10.2021 №, в соответствии с пунктом 1 которого стороны пришли к соглашению изменить пункт 5 договора и изложить его в следующей редакции: «Выполнение мероприятий по технологическом присоединению осуществляется сторонами в срок до 16.09.2022».
Данные дополнительные соглашения от 20.04.2022 и от 20.06.2022 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21.10.2021 № 41105-21-00674052-1 представлены суду.
При этом, как следует из материалов дела, мероприятия по технологическому присоединению выполнены Обществом в полном объеме 08.09.2022. Данный факт подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 08.09.2022 № 685118.
Таким образом, обязательства сетевой компании по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта Амелиной Л.О. исполнены в срок, установленный договором от 21.10.2021 № в редакции дополнительных соглашений к нему от 20.04.2022 и от 20.06.2022.
Оценка данным обстоятельствам антимонопольным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении не дана.
Учитывая изложенное, в данном случае до составления протокола об административном правонарушении и до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта был продлен сторонами до 16.09.2022, что, исключает наличие в деяниях Щербакова Д.В. нарушения требований п. 16 Правил технологического присоединения №861 и п. 5 договора от 21.10.2021 № в редакции дополнительных соглашений к нему от 20.04.2022 и от 20.06.2022.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что управлением при рассмотрении дела об административном правонарушении № и вынесении оспариваемого постановления не установлены все обстоятельства и доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Между тем, по общему правилу к административной ответственности может быть привлечено только лицо, в отношении которого установлены все элементы состава административного правонарушения, включая вину.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с частью 3 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного выше, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 21 марта 2023 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея Жукова А.Г. от 21.03.2023 № 794 по делу об административном правонарушении №, вынесенное в отношении должностного лица ПАО «Россети Кубань» Щербакова Д. В. – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Щербакова Д. В. – прекратить в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.В. Скрипка