ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-225/2020ГОДА от 20.05.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 12 – 225/2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

20 мая 2020 года г. Кострома

Судья Свердловского районного суда гор. Костромы Султыгова Н.Б., рассмотрев жалобу защитника первого заместителя главы Администрации г. Костромы – председателя Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховца О.В. - ФИО1 на постановление заместителя руководителя УФАС России по Костромской области ФИО2 от <дата> о привлечении к административной ответственности по ст. 7.30 ч.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Защитник первого заместителя главы Администрации г. Костромы – председателя Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховец О.В. – ФИО1 обратилась в суд с жалобой об отмене постановления заместителя руководителя УФАС России по Костромской области ФИО2 от <дата> о привлечении к административной ответственности по ст. 7.30 ч. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мотивируя жалобу тем, что документ принят в нарушение норм материального и процессуального права. Так, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит ссылку на пункт должностной инструкции Болоховца О.В., что им ненадлежащем образом было исполнено, нет данных о назначении Болоховца на должность, по которой допустил нарушение, нет такой должности председатель Комитета по строительству..., что является существенным нарушением процессуального законодательства. Болоховец О.В. не был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, так как извещения посылались на <адрес>, а рабочее место Болоховца О.В. на <адрес>, что свидетельствует о ненадлежащем извещении о рассмотрении дела и является существенным нарушением закона. Защитнику при рассмотрении дела не разъяснялись процессуальные права, сведений об этом в деле нет. Кроме того, при рассмотрении дела не была дана надлежащая оценка правонарушению и их возражениям. Просит постановление отменить, и производство по делу прекратить.

Первый заместитель главы Администрации г. Костромы – председатель Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховец О.В. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела.

В судебном заседании защитник первого заместителя главы Администрации г. Костромы – председателя Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховца О.В. – ФИО1 жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней, просила отменить постановление и производство по делу прекратить.

В судебном заседании прокурор Тихомиров И.Н. ... не согласен с жалобой, так как председателя Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховец О.В <дата> утвердил Конкурсную документацию открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство участка автомобильной дороги общего пользования местного значения <...>» с нарушениями положения части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе. В ходе проведенной проверки установлено, что в шкале оценки по показателю «Квалификация трудовых ресурсов», заказчиком не установлена пропорциональная зависимость (интервалы изменений) между количеством присваиваемых баллов и предъявляемыми сведениями по данному критерию, что нарушает также положения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе. При вынесения постановления была защитник Болоховца О.В. по его доверенности ФИО3, которой разъяснялись все права защитника и вручена копия постановления. Поэтому процессуальных нарушений при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата> не было допущено.

Заместитель руководителя УФАС России по Костромской области ФИО2 в судебном заседании не согласен с жалобой, так как постановление законно и обосновано, вынесено в пределах компетенции. При рассмотрении дела была защитник Болоховца О.В. по его доверенности на участие в этом деле ФИО1, которой разъяснялись все права, о чем имеется ее подпись в резолютивной части постановления. Сам Болоховец О.В. на рассмотрение дела не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, так как направил своего защитника и в доверенности указал по какому делу. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела не было. Болоховец О.В. является председателем Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы, самостоятельного юридического лица, поэтому для утверждения Конкурсной документации открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство участка автомобильной дороги общего пользования местного значения города Костромы <адрес> дополнительных полномочий, указанных в приказах, не требуется. Состав образуется при утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Установлено, что <дата> на официальном сайте в сети «Интернет» в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.goy.ru Уполномоченным органом, размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной на право заключить контракт на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство участка автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> набережной» (закупка ). Документация утверждена первым заместителем главы Администрации города Костромы председателем Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы Болоховцом О.В. <дата>. В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при, осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В соответствии с пунктом 4.12.1.5 этого же Приложения № 1 при определении количества баллов, присуждаемых заявке участника по данному показателю, будет оцениваться количество работников (в цифровом значении), специальность по диплому и общий трудовой профильный стаж которых подтверждены вышеуказанными документами. Согласно ответу на запрос разъяснений конкурсной документации (размещенному в ЕИС <дата>) Заказчик указал следующее: «Будет учитываться ПРОФИЛЬНЫЙ трудовой стаж в соответствии с п. 4.12.1.5.». В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть. Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что ответ на запрос разъяснений меняет суть документации, тем самым нарушает положения части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе. В ходе проведенной проверки установлено, что в шкале оценки по показателю «Квалификация трудовых ресурсов», заказчиком не установлена пропорциональная зависимость (интервалы изменений) между количеством присваиваемых баллов и предъявляемыми сведениями по данному критерию, что нарушает положения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе. Приложением к разделу 2 «Информационная карта конкурса» в Таблице 1 отражена Шкала оценки по показателю «Качество работ». Установлено, что указанные в Таблице 1 показатели, раскрывающие содержание критериев оценки и сопоставления заявок, не позволяют выявить лучшие условия исполнения, контракта среди возможных участников закупки. Как следует из шкалы оценок, порядок присвоения баллов каждой заявке по каждому из подпоказателей предполагает произвольное присвоение баллов, так как зависит от субъективного усмотрения каждого из членов комиссии относительно того, насколько полно или неполно, по его мнению, участник закупки описал те сведения, которые должны быть описаны в рамках каждого под показателя. Порядок присвоения баллов не зависит от каких-либо четко установленных показателей. Такой порядок оценки заявок по нестоимостным показателям прямо противоречит статье 32 Закона о контрактной системе и п. 26, 29 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые критерии и их величины значимости, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе - критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев. В соответствии с пунктом 4.12.2.10 Приложения № 1 к разделу 2 «Информационная карта конкурса» отражена «Шкала оценки показателя «Качество работы», Заказчик требует в составе пояснительной записки при описании подкритерия 2 представить «...копии трудового договора по основному месту работы с данным специалистом (специалистами)...», при описании подкритерия 3 «...включение в пояснительную записку копии указанного сертификата...» (сертификат соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001). В соответствие с пунктом 11 раздела 2 «Информационная карта конкурса» в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене контракта (в случае указания в первой части заявки участником открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта, участнику открытого конкурса в электронной форме будет отказано в допуске к участию в открытом конкурсе (п.3 ч.3 статьи 54.5. Закона о контрактной системе). Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения.Таким образом, учитывая формулировки конкурсной документации, можно сделать вывод о том, что в составе документации отсутствовала надлежащая инструкция по заполнению заявок. Содержание «Шкалы оценки показателя «Качество работы» могло ввести участников в заблуждение. В соответствии с пунктом 4.12.2.11 Приложения № 1 куэазделу 2 «Информационная карта конкурса» в пояснительной записке участнику требуется предоставить фотоматериалы (фотографии и (или) скриншот) начала и конца рассматриваемого участка автомобильной дороги, привязанного к дате и времени съемки, пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и привязке к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков. При отсутствии на фотоматериалах привязки к дате и времени съемки, пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и (или) привязки к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков - «заявке присваивается общий балл, рассчитанный путем применения понижающего коэффициента ОД. Установлено, что для предоставление участником закупки корректных показателей (фотоматериалов), соответствующих вышеуказанному пункту необходим градостроительный план земельного участка, который отсутствует в конкурсной документации. Кроме того, в ходе проверки установлено, что Заказчиком в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлен понижающий коэффициент при отсутствии на фотоматериалах привязки к дате и времени съемки, пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и (или) привязки к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства и материалы административного дела, суд приходит к следующему:

Частью 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. В целях осуществления закупки Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе (ст. 42 Закона № 44-ФЗ). В соответствии с требованиями части 4 статьи 64 Закона № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при, осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 4.12.1.3 Приложения № 1 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» в рамках показателя «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» предметом оценки по данному показателю является количество работников участника закупки с квалификацией) определенной ниже. Наличие в штате (либо работающих по договору гпх) работников с высшим профильным образованием в сфере объекта закупки и с общим трудовым стажем, именно: специалисты - инженеры по специальности «Автомобильные дороги аэродромы» с общим трудовым стажем 10 лет и более; специалисты - инженеры по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» с общим трудовым стажем от 7 лет до 9 лет включительно.

В соответствии с пунктом 4.12.1.5 этого же Приложения № 1 при определении количества баллов, присуждаемых заявке участника по данному показателю, будет оцениваться количество работников (в цифровом значении), специальность по диплому и общий трудовой профильный стаж которых подтверждены вышеуказанными документами.

В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

В судебном заседании установлено, что постановлением заместителя руководителя УФАС России по Костромской области ФИО2 от <дата> первый заместитель главы Администрации г. Костромы – председатель Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховец О.В. привлечен к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и на него наложен административный штраф в сумме 3 тыс. рублей за нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Прокуратурой города Костромы проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в деятельности Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы, в ходе проверки выявлено, что <дата> на официальном сайте в сети «Интернет» в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.goy.ru уполномоченным органом, размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной на право заключить контракт на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство участка автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес>» (закупка ). Документация утверждена первым заместителем главы Администрации города Костромы председателем Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы Болоховцом О.В. <дата>. Согласно ответу на запрос разъяснений конкурсной документации (размещенному в ЕИС <дата>) Заказчик указал следующее: «Будет учитываться профильный трудовой стаж в соответствии с п. 4.12.1.5.». Установлено, что ответ на запрос разъяснений меняет суть документации, тем самым нарушает положения части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе. Также в ходе проверки установлено, что в составе документации отсутствовала надлежащая инструкция по заполнению заявок. Предоставление участникам закупки корректных показателей (фотоматериалов) необходим градостроительный план земельного участка, который отсутствует в конкурсной документации. Заказчиком в нарушение Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе установлен понижающий коэффициент при отсутствии на фотоматериалах привязки к дате и времени съемки, пространственному расположению на местности и (или) привязки к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков. Документация утверждена первым заместителем главы Администрации г. Костромы – председателем Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховцом О.В.

В соответствии со статьей 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вина председателя Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховца О.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 ч.4.2 КоАП РФ, подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата> первого заместителя прокурора г. Костромы Алчинова В.В.; конкурсной документацией открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство участка автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес>» от <дата>; должностной инструкцией первого заместителя главы Администрации г. Костромы – председателя Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы, кадровым распоряжением Администрации г. Костромы от <дата> и иными представленными доказательствами, исследованными и оцененными должностным лицом Управления антимонопольной службы по Костромской области в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства, поэтому малозначительности суд не усматривает.

Содержание постановления соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дело рассмотрено должностным лицом Управления антимонопольной службы по Костромской области в соответствии с подведомственностью. Порядок рассмотрения дела не нарушен. Деяние квалифицировано правильно. Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истекли.

Наказание назначено в минимальных пределах санкции, предусмотренной ст. ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ, с учетом характера административного правонарушения.

Действиям председателя Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховца О.В. дана правильная юридическая оценка, поэтому установлено наличие административного правонарушения, предусмотренного ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ.

Доводы защитника о том, что были нарушены процессуальные права Болоховца О.В. и ее, как защитника, суд считает необоснованными, так как при вынесении постановления прокурором и при рассмотрении постановления прокурора должностным лицом присутствовали по доверенности лица, привлекаемого к административной ответственности, защитники, которым были разъяснены процессуальные права, которых направил Болоховец О.В., поэтому он был извещен о происходящих событиях, так как выдал доверенности защитникам на участие в административном процессе. Обязательное присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, по данной категории дел в КоАП РФ не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3 и ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя УФАС России по Костромской области ФИО2 ФИО9 от <дата> о привлечении первого заместителя главы Администрации г. Костромы – председателя Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховца О.В. к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и наложение административного штрафа в размере 3 тыс. рублей – оставить без изменения, жалобу защитника первого заместителя главы Администрации г. Костромы – председателя Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Болоховца О.В. – ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня получения копии решения заявителем, а другими лицами в течение 10 суток с момента оглашения.

Судья: Н.Б. Султыгова

Копия верна.

Судья -