ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-225/2023 от 21.08.2023 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-225/2023

(43MS0076-01-2022-005393-36)

РЕШЕНИЕ

21 августа 2023 года г. Киров

Судья Первомайского районного суда г. Кирова Фуфачев Н.А.,

с участием главного инспектора Контрольно-счетной палаты Кировской области ФИО3,

представителя по доверенности Контрольно-счетной палаты Кировской области ФИО4,

при секретаре Медведевой М.А.,

рассмотрев жалобу Орловой Н.Н. на постановление мирового судьи судебного участка №72 Первомайского судебного района г. Кирова, временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №67 Первомайского судебного района г. Кирова от 29.06.2023 о признании главного бухгалтера Кировского областного государственного автономного учреждения Центр спортивной подготовки «Вятка-старт» Орловой Н.Н. виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 15.15.6, ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №72 Первомайского судебного района г. Кирова, временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №67 Первомайского судебного района г. Кирова от 29.06.2023 главный бухгалтер КОГАУ ЦСП «Вятка-старт» Орлова Н.Н. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 15.15.6, ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

На данное постановление Орловой Н.Н. в Первомайский районный суд г. Кирова подана жалоба, в которой она просит вынесенное в отношении неё постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. В обоснование указывает, что суд, мотивируя её виновность в совершенном правонарушении, не учитывает письмо Министерства финансов РФ от 21.01.2019 № 02-06-07/2736 и письмо Федерального казначейства от 21.01.2019 № 07-04-05/02-932. Со ссылками на «Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», утвержденную приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее по тексту – Инструкция № 33н), «План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по его применению», утвержденных приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее по тексту – Инструкция № 183н), письмо Минфина России от 05.04.2022 № 02-06-10-29589 указывает на то, что нарушения, вмененные ей, она не совершала, поскольку соответствующих обязанностей у неё не было.

В судебном заседании главный инспектор ФИО3, представитель по доверенности Контрольно-счетной палаты Кировской области ФИО4 доводы жалобы поддержали.

Орлова Н.Н. в судебное в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении её жалобы без её участия, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу без её участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон № 402-ФЗ) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ, если иное не установлено Федеральным законом № 402-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Статьей 7 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Пунктом 27 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 №260н (далее - Федеральный стандарт № 260н), предусмотрено, что краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Пунктом 96 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерской учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» установлено, что начисление доходов будущих периодов по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемой в соответствии с соглашениями, в сумме соглашения отражается по дебету счета 420531000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)».

Пунктом 69 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 №33н (далее - Инструкция №33н) предусмотрено, что в графе 10 ф. 0503769 указываются данные о задолженности, срок исполнения которой по правовому основанию возникновения превышает 12 месяцев от отчетной даты.

Пунктом 18 Инструкции №33н установлено, что в разделе «Финансовые активы» ф. 0503730 «Баланс государственного учреждения» по строке 251 отражается долгосрочная дебиторская задолженность по доходам, отраженным в общей сумме показателя по строке 250.

Как видно из материалов административного дела и правильно установлено мировым судьей, Орлова Н.Н., являясь главным бухгалтером КОГАУ ЦСП «Вятка-старт» (далее по тексту – Учреждение), юридический адрес: г. Киров, {Адрес}, 12, допустила грубое нарушение требований к составлению бюджетной отчетности, и эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно: в нарушение ст. 165 и ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 13 ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее ФЗ №402-ФЗ), п. 27 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 №260н (далее Федеральный стандарт №260н), п. 96 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 №183н (далее - Инструкция №183н), п. 69 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 «33н (далее - Инструкция №33н), в бухгалтерской отчетности Учреждения в форме 0503769 «Сведения по дебиторской и кредитной задолженности учреждения» (по виду финансового обеспечения - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания и виду задолженности -дебиторская) (далее - форма 0503769) в графе 10 по счету 4 205 31 000 не отразила долгосрочную дебиторскую задолженность по поступлениям в виде субсидии на выполнение государственного задания (далее - Субсидия), в 2021 году - в сумме 213490792,16 руб. (по состоянию на 01.01.2022 года), что привело к искажению показателей бухгалтерской отчетности. И эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

По данным фактам в отношении Орловой Н.Н. составлено два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст.15.15.6 КоАП РФ.Она же, являясь главным бухгалтером КОГАУ ЦСП «Вятка-старт», расположенного по адресу: г. Киров, {Адрес}, 12, в нарушение ст. 165 и ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 13 ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее ФЗ №402-ФЗ), п. 27 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 №260н (далее Федеральный стандарт №260н), п. 96 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 №183н (далее - Инструкция №183н), пп. 18 и 69 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 «33н (далее - Инструкция №33н), по итогам деятельности за 2021 год и за 2020 год составила бухгалтерскую отчетность Учреждения, где в форме 0503730 «Баланс государственного учреждения» в графах 8 и 10 строки 251 «из них: долгосрочная» в составе дебиторской задолженности не отразила долгосрочную дебиторскую задолженность по поступлениям в виде субсидии на выполнение государственного задания (далее - Субсидия) по состоянию на 01.01.2022 в сумме 213490792,16 рублей, что привело к искажению показателей бухгалтерской отчетности. И эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

По фактам же не отражения долгосрочной дебиторской задолженности по поступлениям в виде субсидии на выполнение государственного задания (далее - Субсидия) по состоянию на 01.01.2021 в сумме 77488196,43 рублей, не отражения долгосрочной дебиторской задолженности по поступлениям в виде субсидии на выполнение государственного задания (далее - Субсидия), в 2020 году - в сумме 77488196,43 руб. (по состоянию на 01.01.2021 года)

По данным фактам в отношении Орловой Н.Н. составлено два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст.15.15.6 КоАП РФ.

Вина Орловой Н.Н. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 15.15.6, ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается: протоколами об административных правонарушениях от 26.07.2022, составленными главным инспектором Контрольно-счетной палаты Кировской области, выписками из акта по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2020-2021 годах и истекшем периоде 2022 года на реализацию государственной программы Кировской области «Развитие физической культуры и спорта»,, соглашением о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) Кировскому областному государственному автономному учреждению Центр спортивной подготовки «Вятка-старт» от 30.12.2021, документами учетной политики за период с 30.12.2020 по 30.12.2021, приказом № 558 от 20.05.2022 об утверждении изменений в Учетную политику для целей бухгалтерского учета, трудовым договором №2017/72 от 07.12.2017 с работником Орловой Н.Н. и дополнительными соглашениями к нему, должностной инструкцией главного бухгалтера КОГАУ ЦСП «Вятка-старт», копиями форм бюджетной отчетности за 2021 год, пояснениями главного бухгалтера Орловой Н.Н. по вопросу составления бухгалтерской отчетности за 2021 год, исследованными в судебном заседании.

Анализируя и оценивая изложенные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о том, что они достаточны для установления виновности Орловой Н.Н. в совершении правонарушений и у судьи сомнений не вызывают.

Обстоятельства совершения Орловой Н.Н. административных правонарушений были предметом исследования мировым судьей. Как видно из обжалуемого постановления, принимая решение по делу, мировой судья оценил все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

При этом доводы Орловой Н.Н., заявленные ей в своей жалобе, были предметом рассмотрения мирового судьи, им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усмотрено.

Так, вопреки доводам Орловой Н.Н. ей вменяется не нарушения при учете доходов будущих периодов, а нарушения при учете расчетов по доходам, отражаемых по дебету счета 4 205 310000. Пункт 69 Инструкции № 33н, на который ссылается Орлова Н.Н., к отражению дебиторской задолженности по данному счету неприменим, в связи с чем Орлова Н.Н. была обязана данную задолженности в бухгалтерской отчетности учреждения.

Ссылки Орловой Н.Н. на письмо Министерства финансов РФ от 21.01.2019 № 02-06-07/2736 и письмо Федерального казначейства от 21.01.2019 № 07-04-05/02-932 также несостоятельны, поскольку данные письма не регулируют порядок составления и представления отчетности государственными бюджетными и автономными учреждения субъектов РФ. Кроме того, данные письма распространяют свое действие исключительно на период составления отчетности за 2018 год.

Довод Орловой Н.Н. со ссылкой на письмо Минфина России № 02-06-10/29589 от 05.04.2022 также не принимается, поскольку он основан на неверном толкований разъяснений Минфина России. Так, департаментом Минфина России в указанном письме рекомендуется не допускать привлечения субъекта отчетности дважды за одно и то же административных правонарушений. При этом в данной рекомендации имеется ввиду нарушения, повлекшие искажения «ключевых» и «суммарных» показателей, которые произошли в результате искажения «ключевых показателей. Орловой Н.Н. вменяется только искажение «ключевых» показателей.

Доводы Орловой Н.Н. о положительной характеристике её работы на наличие в её действиях признаков вмененных ей административных правонарушений не влияют. Однако данные обстоятельства учтены судом первой инстанции при назначении Орловой Н.Н. минимального наказания, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Таким образом, выводы мирового судьи о наличии в действиях Орловой Н.Н. составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 15.15.6, ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, являются правильными, основанными на имеющихся в деле доказательствах, данные доказательства судья признает допустимыми.

Действия Орловой Н.Н. мировым судьей правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Административное наказание назначено Орловой Н.Н., как должностному лицу Учреждения, верно, в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ. При этом судом первой инстанции правильно применены положения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ при назначении Орловой Н.Н. наказания. При этом суд первой инстанции верно указал об отсутствии оснований для применения положений, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, оснований не соглашаться с данным выводом не имеется.

Приведенные Орловой Н.Н. в её жалобе судебные решения о применении ст. 2.9 КоАП РФ по аналогичному вмененному ей нарушению судом не принимаются, поскольку оценка малозначительности по делам об административных правонарушениях носит индивидуальный характер при рассмотрении каждого конкретного дела.

Срок и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении, не установлено.

Таким образом прихожу к выводу, что оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка №72 Первомайского судебного района г. Кирова, временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №67 Первомайского судебного района г. Кирова от 29.06.2023 о признании главного бухгалтера Кировского областного государственного автономного учреждения Центр спортивной подготовки «Вятка-старт» Орловой Н.Н. виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 15.15.6, ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, не имеется, в связи с чем, жалоба Орловой Н.Н. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №72 Первомайского судебного района г. Кирова, временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №67 Первомайского судебного района г. Кирова от 29.06.2023 о признании главного бухгалтера Кировского областного государственного автономного учреждения Центр спортивной подготовки «Вятка-старт» Орловой Н.Н. виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 15.15.6, ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу Орловой Н.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Н.А. Фуфачев