ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2265/22 от 24.05.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

№ 12 - 2265/22

№ 5 - 241/22

Судья Ковалева Е.С..

РЕШЕНИЕ

Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 24 мая 2022 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Макеевой Т.М., административное дело по жалобе на постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 апреля 2022 года в отношении

Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 50/52

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 апреля 2022 года ГУ МВД России по СПб и ЛО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Защитник ГУ МВД России по СПб и ЛО Болотов Н.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления районного суда.

В обосновании жалобы указал, что срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек, поскольку в соответствии с пунктом 3.1.8 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 года № 651 «О Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры», КГИОП в срок не позднее 26 ноября 2019 года обязан был провести обследование выявленного объекта культурного наследия. При изложенных обстоятельствах, срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек 26 ноября 2020 года, тогда как постановление районным судом вынесено только 14 апреля 2022 года.

ГУ МВД России по СПб и ЛО является федеральным органом власти, действует в строгом соответствии с выделяемыми бюджетными ассигнованиями и может осуществлять расходование бюджетных средств в пределах доведенных лимитов, что свидетельствует о невозможности самостоятельно выделить средства для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

Законный представитель ГУ МВД России по СПб и ЛО надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Допрошенная в Санкт-Петербургском городском суде в качестве свидетеля ведущий специалист отдела правового обеспечения административного производства Юридического управления КГИОП <...> Г.Т. подтвердила обстоятельства, описанные в протоколе об административном правонарушении.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, нахожу постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.

Административная ответственность по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

Согласно пункту 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия установлен статьей 45 Закона № 73-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно п.п. 1,7 пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Как следует из материалов дела, вина ГУ МВД России по СПб и ЛО установлена в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, основываясь на следующем.

В оперативном управлении ГУ МВД России по СПб и ЛО находится здание по адресу: Санкт-Петербург, Рузовская ул., д. 8 лит. А, находящееся в федеральной собственности. Право оперативного управления зарегистрировано 2 июля 2014 года.

В соответствии с распоряжением председателя КГИОП № 10-751 от 26.11.2014 года здание по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рузовская, д. 8 лит. А до того учтенное как выявленный объект культурного наследия на основании историко-культурной экспертизы включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбль) «Комплекс казарм Семеновского и Егерского полков». Распоряжением заместителя председателя КГИОП – начальника Управления государственного учета объектов культурного наследия КГИОП от 23.08.2016 № 40-224, утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Солдатская казарма» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рузовская, д. 8 лит. А.

На основании задания врио председателя КГИОП от 28.09.2021 года в отношении объектов культурного наследия регионального значения «Солдатская казарма», входящих в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс казарм Семеновского и Егерского полков» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рузовская, д. 8 лит. А проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения, результаты которого отражены в акте от 28.09.2021.

В ходе выездного обследования установлено и актом от 28.09.2021 года зафиксировано, что лицевые фасады объектов загрязнены, цокольная часть фасадов имеет отслоение краски, разрушение штукатурной отделки, местами – до кирпичной кладки, на лицевых фасадах имеются множественные трещины, а также отверстие в стене, на аттике присутствуют следы отслоения краски, на оконных заполнениях первого и второго этажей, а также в цокольной части объектов размещены металлические решетки, на лицевом фасаде 3-этажного корпуса имеется частичная окраска фасада в цвет, отличающийся от основного цвета фасада, а также следы намокания известнякового цоколя, частичное его обрушение, на лицевых и торцевых фасадах объектов размещено дополнительное оборудование в виде кондиционеров, видеокамер, ламп освещения, светофора (3-этажный корпус), окраска водосточных труб деструктирована, металлические отливы цокольной части лицевых фасадов корродированны, нижняя часть деревянного дверного заполнения 3-этажного корпуса находится в неудовлетворительном состоянии, на створках присутствуют «граффити». Указанное в акте подтверждается результатами фото-фиксации.

Должностным лицом КГИОП в рамках предоставленных законом полномочий был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ГУ МВД России по СПб и ЛО, которое 28 сентября 2021 года в 16 часов 00 минут совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в части нарушения требований ст.ст. 33, 45, 47.2, 47.3 Закона № 73-ФЗ, непринятия надлежащих и исчерпывающих мер, направленных на сохранение объекта культурного наследия, а также размещении на фасадах объекта дополнительного оборудования (кондиционеров, видеокамер, ламп освещения, светофора) в отсутствие согласований и разрешений КГИОП.

Таким образом, ГУ МВД России по СПб и ЛО совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и виновность ГУ МВД России по СПб и ЛО в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом №... от <дата> об административном правонарушении; актом мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от <дата> с фото-фиксацией; выпиской из ЕГРН; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ГУ МВД России по СПб и ЛО; распоряжением КГИОП №... от <дата>; охранным обязательством от <дата>; заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия на ремонт фасадов, выданным ГУ МВД России по СПб и ЛО.

В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Ленинского районного суда Санкт-Петербурга все имеющиеся в деле доказательства исследованы в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку судом.

Вопреки доводам жалобы, в ГУ МВД России по СПб и ЛО установлено событие инкриминируемого административного правонарушения, а также доказана виновность Общества в его совершении.

Согласно части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Однако в ходе рассмотрения дела в судебных инстанциях, стороной защиты не представлены доказательства, подтверждающие принятие каких-либо мер для сохранения объекта культурного наследия, соответствующие проекты о необходимости выделения бюджетных средств, ГУ МВД России по СПб и ЛО не направлялись, в связи с чем оснований для прекращения дела по указанному обстоятельству не имеется.

Каких-либо обстоятельств, препятствующих надлежащему выполнению юридическим лицом взятых на себя обязательств по надлежащему содержанию объекта, не установлено.

Собранные по делу доказательства судьей при рассмотрении дела оценены, обоснованно признаны допустимыми и относимыми, в совокупности достаточными для того, чтобы сделать вывод о виновности Учреждения в инкриминируемом административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ, нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности – являются субъективной оценкой обстоятельств рассматриваемого дела, и не основаны на положениях закона.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Как следует из представленных материалов дела, должностным лицом выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ при проведении мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия 28 сентября 2021 года, в связи с чем с этого момента начал исчисляться срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ. На момент вынесения постановления 14 апреля 2022 года, годичный срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек.

Административное наказание ГУ МВД России по СПб и ЛО назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характере совершенного правонарушения, и является справедливым.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, оставить без изменения, жалобу защитника Болотова Н.А. – без удовлетворения.

Судья Ю.Н. Русанова