ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-226/19 от 21.06.2019 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 12-226/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Томск 21 июня 2019 года

Судья Октябрьского районного суда г. Томска Мысин И.В.,

рассмотрев жалобу ФИО1 в защиту интересов Общества с ограниченной ответственностью «УК ФИО2 66» (ИНН <***>, ОГРН <***> адрес: <...>), на постановление по делу об административном правонарушении № 34, вынесенное главным государственным инспектором Октябрьского района г. Томска по пожарному надзору А. от 26 марта 2019 года, которым ООО «УК ФИО2 66» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 34 главного государственного инспектора Октябрьского района г. Томска по пожарному надзору А. от ... ООО «УК ФИО2 66» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Согласно данному постановлению, правонарушение выразилось в том, что ООО «УК ФИО2 66» (ИНН <***>, ОГРН <***> юридический адрес: <...>) 15.03.2019 в 10:00 часов в многоквартирном жилом доме по адресу: 634063, <...>, нарушило требования пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 статьи 20.4 КоАП РФ, Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, а также иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а именно: в нарушении п. 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – ППР РФ) на объекте не хранится исполнительная документация на системы противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, системы дымоудаления при пожаре) (отсутствует); в нарушении п. 63 ППР РФ, ч. 5 ст. 101 ФЗ от 22.07.2008 «Технического регламента пожарной безопасности (далее ФЗ-123), ч. 2 ст. 36 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (далее ФЗ-384) не обеспечено проведение технического обслуживания систем противопожарной защиты в соответствии с регламентом работ (планом графиком), составляемым с учетом технической документации заводов – изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово – предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений, отраженном в журнале регистрации работ по техническому обслуживанию автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре. Отсутствует регламент проведения работ по ТО и ППР (в части коридорах на ДПИ, ИП212-141 установлены транспортировочные колпаки); в нарушении п. 61 ППР, ч. 5 ст. 101 ФЗ-123, ч. 2 ст. 36 ФЗ-384 не обоеспечено проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты в соответствии с инструкцией на технические средства завода – изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки; в нарушении ч. 1 ст. 83 ФЗ-123, п. 3.14.15 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее-СП 5.13130.2009) приборы приемно – контрольные и приборы управления не установлены в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; в нарушении п. 61 ППР РФ, ч. 1 ст. 85 ФЗ-123 не обеспечено исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации (при инициировании дымовых пожарных извещателей ИПД 3.1 М, ИП 212-141 не происходит запуск системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре); в нарушении ч. 2 ст. 82, ч. 2 ст. 103, ст. 144, ст. 145 ФЗ-123, гл. 4 ФЗ – 184, п. 4.8, п. 4.9 СП 6.13130.2013, п. 13.15.7 СП 5.13130.2009, п. 3.1 ГОСТ Р 53316-2009 «Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания» (далее-ГОСТ Р 53316-2009) вид и способ прокладки кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты не обеспечивает сохранение работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону. Кабельные линии проложены с использованием ПВХ труб, ПВХ коробов, лотках, ПВХ хомутов, ПВХ крепежей, ПВХ распределительных коробок без учета технической документации и подтверждения соответствия о сохранении работоспособности кабельных линий в условиях воздействия пожара в течении времени выполнения ими своих функций и полной эвакуации людей в безопасную зону в соответствие с ГОСТ Р 53316; в нарушение п. 13.3 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», п. 14.3 СП 5.13130.2009*, ст. 54, ч. 4 ст. 81, ст. 83, ст. 91, ст. 103, ст. 151 ФЗ-123 не обеспечено соответствие требованиям приложения Р, пункта 13.3.3 СП 5.13130.2009 функциональных характеристик систем противопожарной защиты, а именно, для формирования команды управления СОУЭ в защищаемом помещении или защищаемой зоне не обеспечено наличие не менее трех пожарных извещателей; в нарушении п. 61 ППР РФ, ч. 7 ст. 85 ФЗ-123, п. 7.20 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (далее СП 7.13130.2013) не обеспечено исправное состояние системы противодымной вентиляции (при срабатывании АПС дымоудаление не запускается в автоматическом режиме); в нарушении п. 8.8, п. 7.14 абз к) СП 7.13130.2013 лифтовые холлы всех этажей. Подача наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции не предусмотрена в нижние части помещений, защищаемых системами вытяжной противодымной вентиляции – для возмещения объемов, удаляемых из них продуктов горения; в нарушении ч. 1 ст. 85 ФЗ-123, п. 7.20 СП 7.13130.2013 отсутствует дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции; в нарушении ч. 8 ст. 88 ФЗ-123 противодымные двери, расположенные на всех этажах, не имеют устройства для самозакрывания; в нарушении табл.21, ст. 57, ч. 4 ст. 137 ФЗ-123, п. 5.2.4 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (далее-СП 2.13130.2012), п. 8.1 СП 7.13130.2013 узлы пересечения ограждающих строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости при пересечении их кабелями не имеют предел огнестойкости не ниже требуемого. В местах пересечения конструкций кабелями не обеспечено устройство кабельных проходок; в нарушении п. 6.5.2 ГОСТ Р 53297-2009 После принятия команды о возникновении пожара система управления лифтом автоматически переходит в режим «пожарная опасность», при котором обеспечивается принудительное движение кабины на назначенный этаж. В качестве назначенного этажа, как правило, принимается основной посадочный этаж (этаж эвакуации людей из здания) при срабатывании лифтов не происходит опускание лифтов на нижний этаж; в нарушении ст. 107 ФЗ-123, п. 5.12 ГОСТ Р 51844-2009 «Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний» конструкция всех пожарных шкафов не позволяет быстро и безопасно использовать находящиеся в них оборудование (все пожарные шкафы закрыты на ключ, при этом ключи находятся не в шкафу); в нарушении п. 57 ППР РФ пожарные шкафы не имеют элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении; в нарушении п. 57 ППР РФ, пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами.

В жалобе ФИО1 в защиту интересов ООО «УК ФИО2 66» просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 34, вынесенное главным государственным инспектором Октябрьского района г. Томска по пожарному надзору А. от 26.03.2019. Указывает, что при проведении проверки 15.03.2019 представитель ООО «УК ФИО2 66», уполномоченный надлежащим образом доверенностью, не участвовал, доверенность на Х.. не выдавалась, юридическое лицо не было извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 18.03.2019. Протокол был рассмотрен без участия потерпевшего. О рассмотрении дела на 26.03.2019 юридическое лицо не было извещено надлежащим образом. В ходе сдачи – приемки очередей застройки дома, система пожаротушения не проверялась, и не принималась. Система пожаротушения не монтировалась надлежащим образом застройщиком, вследствие чего ее эксплуатация не представляется возможной. Застройщиком были подписаны акты о ненадлежащем состоянии противопожарных систем. В актах о вводе в эксплуатацию секций дома нет указания на состояние противопожарных систем. Прямого умысла у заявителя в совершении правонарушения нет.

В судебном заседании ФИО1, представляющий интересы ООО «УК ФИО2 66», доводы жалобы поддержал в полном объёме.

Директор ООО «УК ФИО2 66» Б., а также представляющий интересы общества Х., будучи надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, об отложении не ходатайствовали, в связи с чем, суд считает возможным рассматривать дело в их отсутствие.

Выслушав мнение участника процесса, проверив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.

Согласно п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, кроме всего прочего, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

На основании ч.ч. 1-3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ), каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно ч. 5 ст. 101 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пожарная техника должна подвергаться испытаниям на соответствие ее параметров требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: 1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; 2) устройством для контроля работоспособности установки; 3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; 4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; 5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.

Из ч. 2 ст. 82 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ следует, что кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

На основании ч. 2 ст. 103 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

Согласно ст. 144 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах: 1) аккредитации; 2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности); 3) федерального государственного пожарного надзора; 4) декларирования пожарной безопасности; 5) исследований (испытаний); 6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции); 7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности; 8) производственного контроля; 9) экспертизы. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 145 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации. Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции. Декларирование соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона может осуществляться юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые являются изготовителями (продавцами) продукции, либо юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполняющими по договору функции иностранного изготовителя (продавца) в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего Федерального закона, а также несущими ответственность за нарушение указанных требований. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности в форме декларирования с привлечением третьей стороны проводится только в организациях, аккредитованных на право проведения таких работ. Продукция, соответствие требованиям пожарной безопасности которой подтверждено в установленном настоящим Федеральным законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Если к продукции предъявляются требования различных технических регламентов, то знак обращения на рынке проставляется только после подтверждения соответствия этой продукции требованиям соответствующих технических регламентов. Знак обращения на рынке применяется изготовителями (продавцами) на основании сертификата соответствия или декларации соответствия. Знак обращения на рынке проставляется на продукции и (или) на ее упаковке (таре), а также в сопроводительной технической документации, поступающей к потребителю при реализации.

В соответствии со т. 54 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Из ч. 4 ст. 81 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ следует, что функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также инженерного оборудования зданий и сооружений определяются в соответствии с техническими регламентами для данных объектов, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», для данных объектов и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

На основании ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: 1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; 2) устройством для контроля работоспособности установки; 3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; 4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; 5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара. 2. Способ подачи огнетушащего вещества в очаг пожара не должен приводить к увеличению площади пожара вследствие разлива, разбрызгивания или распыления горючих материалов и к выделению горючих и токсичных газов. 3. В проектной документации на монтаж автоматических установок пожаротушения должны быть предусмотрены меры по удалению огнетушащего вещества из помещения, здания и сооружения после его подачи. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок. Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Ручные пожарные извещатели должны устанавливаться на путях эвакуации в местах, доступных для их включения при возникновении пожара. Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 91 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В силу ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам, осуществляющим сертификацию, испытательным лабораториям (центрам) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока.

В соответствии с ч. 7 ст. 85 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, автоматический привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться при срабатывании автоматических установок пожаротушения и (или) пожарной сигнализации.

Из ч. 8 ст. 88 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ следует, что окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

На основании ст. 57 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, в зданиях и сооружениях должны применяться основные строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости зданий, сооружений и классу их конструктивной пожарной опасности. Требуемые степень огнестойкости зданий, сооружений и класс их конструктивной пожарной опасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ч. 4 ст. 137 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, узлы пересечения ограждающих строительных конструкций кабелями, трубопроводами и другим технологическим оборудованием должны иметь предел огнестойкости не ниже требуемых пределов, установленных для этих конструкций.

В силу ст. 107 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения. Конструкция пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов должна позволять быстро и безопасно использовать находящееся в них оборудование. Габаритные размеры и установка пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов не должны приводить к загромождению путей эвакуации. Пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов. Внешнее оформление и информация о содержимом пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов определяются нормативными документами по пожарной безопасности, принятыми в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п. 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (в ред. от 07.03.2019) (далее – ППР РФ) следует, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

На основании п. 63 ППР РФ, руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов защиты от пожаров.

Согласно п. 57 ППР РФ, руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.

В силу п. 13.15.7 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утверждённого Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, пожаростойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики должна быть не меньше времени выполнения задач этими компонентами для конкретного места установки.

В соответствии с п. 14.3 СП 5.13130.2009, для формирования команды управления по 14.1 в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее: трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов; четырех пожарных извещателей при включении их в два шлейфа однопороговых приборов по два извещателя в каждый шлейф; двух пожарных извещателей, удовлетворяющих требованию 13.3.3 ("а", "б", "в"), включенных по логической схеме "И" при условии своевременной замены неисправного извещателя; двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ", если извещателями обеспечивается повышенная достоверность сигнала о пожаре.

Из п. 4.8 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115 «Об утверждении свода правил» следует, что кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.

На основании п. 4.9 СП 6.13130.2013, работоспособность кабельных линий и электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ Р 53315, и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316.

Согласно п. 7.20 СП 7.13130.2013 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утверждённых Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 116 «Об утверждении свода правил», управление исполнительными элементами оборудования противодымной вентиляции должно осуществляться в автоматическом (от автоматической пожарной сигнализации или автоматических установок пожаротушения) и дистанционном (с пульта дежурной смены диспетчерского персонала и от кнопок, установленных у эвакуационных выходов с этажей или в пожарных шкафах) режимах. Управляемое совместное действие систем регламентируется в зависимости от реальных пожароопасных ситуаций, определяемых местом возникновения пожара в здании - расположением горящего помещения на любом из его этажей. Заданная последовательность действия систем должна обеспечивать опережающее включение вытяжной противодымной вентиляции от 20 до 30 с относительно момента запуска приточной противодымной вентиляции. Во всех вариантах требуется отключение систем общеобменной вентиляции и кондиционирования с учетом положений [1]. Необходимое сочетание совместно действующих систем и их суммарную установленную мощность, максимальное значение которой должно соответствовать одному из таких сочетаний, следует определять в зависимости от алгоритма управления противодымной вентиляцией, подлежащего обязательной разработке при проведении расчетов согласно пункту 7.18.

В силу п. 8.8 СП 7.13130.2013, для возмещения объемов удаляемых продуктов горения из помещений, защищаемых вытяжной противодымной вентиляцией, должны быть предусмотрены системы приточной противодымной вентиляции с естественным или механическим побуждением. Для естественного притока воздуха в защищаемые помещения могут быть выполнены проемы в наружных ограждениях или шахты с клапанами, оснащенными автоматически и дистанционно управляемыми приводами. Проемы должны быть в нижней части защищаемых помещений. Притворы клапанов должны быть снабжены средствами предотвращения примерзания в холодное время года. Для компенсирующего притока наружного воздуха в нижнюю часть атриумов или пассажей могут быть использованы дверные проемы наружных эвакуационных выходов. Двери таких выходов должны быть снабжены автоматически и дистанционно управляемыми приводами принудительного открывания. Суммарная площадь проходного сечения открываемых дверей должна определяться согласно требованиям пункта 7.4 и по условию непревышения скорости воздушного потока в дверных проемах более 6 м/с. Компенсирующая подача наружного воздуха приточной противодымной вентиляцией с механическим побуждением может быть предусмотрена автономными системами или с использованием систем подачи воздуха в тамбур-шлюзы или лифтовые шахты. При этом в ограждениях тамбур-шлюзов или лифтовых шахт, к которым непосредственно примыкают защищаемые помещения, должны предусматриваться специально выполненные проемы с установленными в них противопожарными нормально-закрытыми клапанами и регулируемыми жалюзийными решетками. Двери тамбур-шлюзов должны быть сблокированы с приводами клапанов в цикле противохода. Допускается применение клапанов избыточного давления в противопожарном исполнении с требуемыми пределами огнестойкости. Компенсирующий переток воздуха из шахт лифтов допускается только для лифтовых установок с режимом управления "пожарная опасность". Шахты лифтов с режимом "перевозка пожарных подразделений" и незадымляемые лестничные клетки типа Н2 использовать для подобного устройства не допускается.

В соответствии с подп. «к» п. 7.14 СП 7.13130.2013, подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции следует предусматривать, кроме всего прочего, в нижние части атриумов, пассажей и других помещений, защищаемых системами вытяжной противодымной вентиляции - для возмещения объемов удаляемых из них продуктов горения.

На основании п. 8.1 СП 7.13130.2013, ограждающие строительные конструкции помещений для вентиляционного оборудования систем общеобменной и (или) противодымной вентиляции, расположенных в пожарном отсеке, где находятся обслуживаемые и (или) защищаемые этими системами помещения, должны иметь пределы огнестойкости не менее EI 45.

Из п. 5.2.4 СП 2.13130.2012 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утверждённых Приказом МЧС России от 21.11.2012 № 693 (в ред. от 23.10.2013) следует, что узлы пересечения строительных конструкций с нормируемыми пределами огнестойкости кабелями, трубопроводами, воздуховодами и другим технологическим оборудованием должны иметь предел огнестойкости не ниже пределов, установленных для пересекаемых конструкций. Пределы огнестойкости узлов пересечения (проходок) определяют по ГОСТ 30247, ГОСТ Р 53299, ГОСТ Р 53306, ГОСТ Р 53310.

Выводы о виновности ООО «УК ФИО2 66» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждаются следующими доказательствами:

- протоколом № 34 об административном правонарушении от 18.03.2019, составленном в отношении ООО «УК ФИО2 66» по факту выявленных нарушений требований пожарной безопасности, за что предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ;

- копией решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «УК ФИО2 66» от 21.02.2019;

- копией распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «УК ФИО2 66» от 21.02.2019;

- копией запроса в адрес ООО «УК ФИО2 66» от 25.02.2019;

- копией извещения в адрес ООО «УК ФИО2 66» от 12.03.2019;

- копией акта проверки № 15 от 15.03.2019 в отношении ООО «УК ФИО2 66», согласно которому были установлены нарушения, указанные в обжалуемом постановлении;

- копией объяснения Х. от 15.03.2019, который является мастером в ООО «УК ФИО2 66», согласно которым он пояснил, что их компания обслуживает дом по адресу: <...>, в течение 1-го года. Когда их компания «принимала» данный дом, с Советом дома был проведён разговор по поводу неудовлетворительного технического состояния дома, в том числе и оснащения дома средствами противопожарной защиты. Совет дома сообщил, что дом был сдан именно в таком виде. Для того, чтобы привести дом в надлежащий вид, их компанией была составлена смета и было направлено письмо в Государственную Думу г. Томска с просьбой разрешить снять деньги со специального счёта данного дома для устранения выявленных недостатков, но Госдума разрешения не дала. В данный момент ООО «УК ФИО2 66» занимается поиском денег для устранения недостатков;

- копией доверенности на Х. от 25.02.2019;

- копией уведомления в адрес ООО «УК ФИО2 66» от 15.03.2019;

- копией объяснения ФИО3 от 19.03.2019, который с апреля 2018 года является директором в ООО «УК ФИО2 66», согласно которым он пояснил, что их компания обслуживает дом по адресу: <...>. Летом 2018 года была проведена внеплановая проверка данного дома, в связи с чем, было выявлено ряд нарушений по пожарной безопасности. Для устранения данных нарушений нужны были деньги в сумме около 2 млн. рублей, которых у их компании не имеется. С данной проблемой он обратился в суд. Нарушения не устранялись по 2-м причинам: отсутствие денег и ждали решение суда. Пока решения суда не было, компания не имела права заниматься вопросами устранения недостатков. Документы на установку автоматической пожарной сигнализации в наличии имелись. В данный момент ведутся мероприятия по устранению недостатков, которые не требуют крупных денежных вложений;

- сведениями с ЕГРЮЛ на 07.03.2019, где имеются данные о юридическом лице ООО «УК ФИО2 66», расположенного по адресу: <...>.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства дела и в действиях ООО «УК ФИО2 66» имеются нарушения требований пожарной безопасности, указанные в обжалуемом постановлении, а потому ООО «УК ФИО2 66» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, обоснованно признаны должностным лицом достоверными относительно события административного правонарушения и в совокупности являются достаточными для признания виновности ООО «УК ФИО2 66» в совершении инкриминируемого правонарушения.

Каких-либо процессуальных нарушений требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела должностным лицом, допущено не было.

Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «УК ФИО2 66» было согласовано с прокурором от 21.02.2019, с копией распоряжения приказа о проведении проверки ознакомлен Х. от 26.02.2019, что подтверждается его подписью в акте проверки.

Вопреки доводам жалобы, в материалах дела имеется копия доверенности от 25.02.2019 выданная директором ООО «УК ФИО2 66» Б.Х. на представление интересов общества в органах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, который знакомился с актом проверки от 15.03.2019 и давал объяснения от 15.03.2019.

Представленный в судебное заседание список сотрудников работающих в ООО «УК ФИО2 66», с учетом имеющийся в материалах дела доверенности от 25.02.2019, выданной Х. сроком на 1 год, не опровергает его полномочий на представление интересов общества.

В материалах дела имеется уведомление о дате составления протокола об административном правонарушении на 18.03.2019 в 10.00 час, на котором имеется штамп (отметка) что оно поступило в ООО «УК ФИО2 66» 15.03.2019 вх № 622, а потому доводы жалобы о ненадлежащим извещении общества о составлении протокола являются несостоятельными.

Также в материалах дела имеется протокол об административном правонарушении от 18.03.2019, в котором имеется запись, что рассмотрение дела назначено на 26.03.2019 в 10.00 час, на протоколе имеется штамп (отметка) что он поступил в ООО «УК ФИО2 66» 18.03.2019 вх № 643, в определении о назначении дела также имеется отметка о поступлении 18.03.2019 вх № 644, а потому доводы жалобы о ненадлежащим извещении общества о рассмотрении дела также являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, кроме всего прочего, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

С учетом представленных материалов, суд находит обоснованными выводы должностного лица о том, что у ООО «УК ФИО2 66» имелась возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Представленные в судебное заседание акты обследования от 05.03.2019, от 01.02.2013, от 01.04.2013, акт приема – передачи от 01.01.2016, с учетом представленной совокупности материалов дела, не опровергают выводов о том, что ООО «УК ФИО2 66» нарушило требования пожарной безопасности, за что предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Наказание ООО «УК ФИО2 66» за совершённое правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено должностным лицом с учётом всех обстоятельств дела, при этом во внимание были приняты характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, и назначен административный штраф в размере 75000 рублей, что, по мнению суда, является справедливым.

Оснований для признания обжалуемого постановления незаконным, либо отмены его, с учётом всех обстоятельств дела, в том числе и по доводам, изложенным в жалобе, суд не усматривает.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе и решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Оценив все обстоятельства по делу, доводы жалобы, суд приходит к выводу, что постановление должностного лица является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении № 34, вынесенное главным государственным инспектором Октябрьского района г. Томска по пожарному надзору А. от 26 марта 2019 года, согласно которому Общество с ограниченной ответственностью «УК ФИО2 66» (ИНН <***>, ОГРН <***> адрес: <...>) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 в защиту интересов ООО «УК ФИО2 66» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья И.В. Мысин

Копия верна.

Судья И.В. Мысин

Секретарь В.А. Ефремова

21 июня 2019 года.

Решение вступило в законную силу «____» ___________ 201_ года.

Секретарь суда ___________________________________________.

Оригинал решения хранится в деле № 12-226/2019 в Октябрьском районном суде г. Томска.

УИД 70RS0003-01-2019-002070-79.