ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-226/2021 от 19.08.2021 Щекинского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Щекинского районного суда Тульской области Мамонтова Ю.В.,

рассмотрев в помещении суда дело № 12-226/2021 по жалобе ООО «Щекинская ГРЭС» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сороченко Л.В. от 4 июня 2021 г. № 71-05-189/2021 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Щекинская ГРЭС», ИНН 7118506482, Тульская область, Щекинский район, г.Советск, ул.Энергетиков, д.1Г,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сороченко Л.В. от 4 июня 2021 г. № 71-05-189/2021 ООО «Щекинская ГРЭС» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что ООО «Щекинская ГРЭС» осуществляет сброс неочищенных сточных вод выпуском в водохранилище, образованное плотиной на реке Упа из линии подачи технической воды с береговой насосной станции №2 (БНС №2) на береговую насосную станцию №3 (БНС №3). Сброс осуществляется посредством отведенных от линии подачи воды трубы и присоединенного к ней желоба, из которого неочищенные сточные воды сбрасываются непосредственно в водный объект. При осмотре территории ООО «Щекинская ГРЭС» 17.03.2021 г. и в результате анализа производственно-технической документации предприятия установлено, что ООО «Щекинская ГРЭС» осуществляет отвод отработанной воды после охлаждения конденсаторов турбин закрытыми отводящими каналами №1 и №2, которые переходят в открытый отводящий канал (циркканал), впадающий в верхнюю часть водохранилища (пруд-охладитель), образованного плотиной на реке Упа. ООО «Щекинская ГРЭС» в нарушение указанных требований в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду, представленных в Управление в 2020 г. и в 2021 г., в разделе 2 (Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) не отражены сведения о наименовании, количестве сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод выпуском в водохранилище, образованное плотиной на реке Упа из линии подачи технической воды с береговой насосной станции № 2 (БНС № 2) на береговую насосную станцию № 3 (БНС № 3), выпуском отработанной воды после охлаждения конденсаторов турбин закрытыми отводящими каналами №№ 1 и 2, которые переходят в открытый отводящий канал (циркканал), впадающий в верхнюю часть водохранилища (пруд - охладитель), образованного плотиной на реке Упа.

Не согласившись с постановлением, ООО «Щекинская ГРЭС» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, указав в ней на то, что ООО «Щекинская ГРЭС» не осуществляет сброс сточных вод в водохранилище.

В судебное заседание представитель ООО «Щекинская ГРЭС» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.

В судебное заседание представитель Приокского межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.5.2 этого Кодекса.

Сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (п.19 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации).

В силу п.5 ч.2 ст.39 этого Кодекса собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом в силу ст.26.1 того же Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Согласно ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными этим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).

В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ч.3 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к этой статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 той же статьи).

Привлечение лица к административной ответственности не может основываться на домыслах и предположениях о виновности этого лица в совершении административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Щекинская ГРЭС» вменено в вину осуществление сброса неочищенных сточных вод выпуском в водохранилище, образованное плотиной на реке Упа из линии подачи технической воды с береговой насосной станции №2 (БНС №2) на береговую насосную станцию №3 (БНС №3). Сброс осуществляется посредством отведенных от линии подачи воды трубы и присоединенного к ней желоба, из которого неочищенные сточные воды сбрасываются непосредственно в водный объект. При осмотре территории ООО «Щекинская ГРЭС» 17.03.2021 г. и в результате анализа производственно-технической документации предприятия установлено, что ООО «Щекинская ГРЭС» осуществляет отвод отработанной воды после охлаждения конденсаторов турбин закрытыми отводящими каналами №1 и №2, которые переходят в открытый отводящий канал (циркканал), впадающий в верхнюю часть водохранилища (пруд-охладитель), образованного плотиной на реке УПА. ООО «Щекинская ГРЭС» в нарушение указанных требований в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду, представленных в Управление в 2020 г. и в 2021 г., в разделе 2 (Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) не отражены сведения о наименовании, количестве сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод выпуском в водохранилище, образованное плотиной на реке Упа из линии подачи технической воды с береговой насосной станции № 2 (БНС № 2) на береговую насосную станцию № 3 (БНС № 3), выпуском отработанной воды после охлаждения конденсаторов турбин закрытыми отводящими каналами №№ 1 и 2, которые переходят в открытый отводящий канал (циркканал), впадающий в верхнюю часть водохранилища (пруд - охладитель), образованного плотиной на реке Упа.

Из акта проверки от 9 апреля 2021 г. следует, что ООО «Щекинская ГРЭС» осуществляет отвод отработанной воды после охлаждения конденсаторов турбин закрытыми отводящими каналами №№ 1, 2, которые переходят в открытый отводящий канал (циркканал), впадающий в верхнюю часть водохранилища (пруд - охладитель), образованного плотиной на реке Упа.

Из представленных документов видно, что проектирование Щекинской ГРЭС было начато в 1946 г.

Для снабжения Щекинской ГРЭС водой был спроектирован гидроузел на реке Упа, включающий в себя пруд - охладитель с перегораживающей дамбой, прорезью и запанью, грунтовые плотины - левобережную и правобережную, бетонный водосброс, береговые насосные станции № 1, 2, 3, металлические напорные и сливные циркуляционные водоотводы, закрытые отводящие железобетонные каналы, открытый отводящий канал с сооружениями на нем.

Водохранилище создано как пруд - охладитель для охлаждения циркуляционной воды, используемой в системе оборотного водоснабжения Щекинской ГРЭС.

Вода, используемая для охлаждения основного и вспомогательного оборудования, возвращается в водоем - охладитель, т.е. в водохранилище ООО «Щекинская ГРЭС». Эта вода является оборотной водой, под которой понимается вода многократного использования в технологическом и вспомогательном процессах, а также для охлаждения продукции и оборудования и после очистки и (или) охлаждения снова подаваемая для тех же целей.

Суду представлено и в материалах дела имеется подготовленное преподавателями Тульского государственного университета - к.т.н., проф. Симанкиным А.Ф., д.т.н., проф. Панариным В.М. заключение, в котором подробно проанализирована проектная документация указанного водохранилища и сделан вывод о том, что вода, используемая для охлаждения основного и вспомогательного оборудования ООО «Щекинская ГРЭС», не подпадает под определение понятия «сточные воды», содержащееся в п.19 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации, а является оборотной водой.

Оснований сомневаться в правильности этого вывода у судьи нет, это заключение подробно и убедительно мотивировано.

Исходя из этого, следует признать, что система технического водоснабжения ООО «Щекинская ГРЭС» является оборотной с водоемом - охладителем, циркуляционная вода используется многократно, водохранилище является водоемом - охладителем, спроектированным в рамках строительства Щекинской ГРЭС для целей охлаждения его оборудования, а потому ООО «Щекинская ГРЭС» в хозяйственной деятельности не осуществляет сброс сточных вод (отработанной воды) в водохранилище.

Из акта проверки от 9 апреля 2021 г. также следует, что ООО «Щекинская ГРЭС» осуществляет сброс неочищенных сточных вод выпуском в водохранилище, образованное плотиной на реке Упа, из линии подачи технической воды с береговой насосной станции № 2 (БНС № 2) на береговую насосную станцию № 3 (БНС № 3). Сброс осуществляется посредством отведенных от линии подачи воды трубы и присоединенного к ней желоба, из которого сточные воды сбрасываются в водный объект.

Между ООО «Щекинская ГРЭС» и ОАО «Щекиноазот» заключен договор на отпуск технической воды от 25 марта 2014 г. № 7-14/П.

В представленной судье пояснительной записке, подписанной генеральным директором ООО «Щекинская ГРЭС» Карпуниным А.В., отмечено, что сброс воды из линии подачи технической воды с береговой насосной станции № 2 (БНС № 2) на береговую насосную станцию № 3 (БНС № 3) представлял собой утечку из схемы технического водоснабжения непосредственно с водовода, забирающего воду из водохранилища. Насосные агрегаты, установленные на БНС № 2, не участвуют в технологическом процессе выработки электроэнергии, они предназначены только для подъема и транспортировки воды из водохранилища по трубопроводам на территорию ОАО «Щекиноазот». Эта утечка происходила из трубопровода после выдачи насосов и не участвовала в технологическом процессе электростанции. Это вода из водохранилища ООО «Щекинская ГРЭС», по своему химическому составу она полностью ей аналогична. Негативного воздействия на окружающую среду эта вода не нанесла. Оперативно устранить эту утечку не представилось возможным, поскольку её устранение требовало отключения подачи технической воды на ОАО «Щекиноазот», что, в свою очередь, было невозможным в связи со значительной тепловой нагрузкой, связанной с продолжающимся отопительным сезоном в г.Щекино и п.Первомайский.

Эти обстоятельства ничем объективно не опровергнуты.

Следовательно, такую утечку воды также нельзя признать сбросом сточных вод.

Это - в рассматриваемом случае - исключает возложение на ООО «Щекинская ГРЭС» обязанности по ведению соответствующего учета в связи с использованием воды для охлаждения основного и вспомогательного оборудования общества и со сбросом воды из линии подачи технической воды с береговой насосной станции № 2 (БНС № 2) на береговую насосную станцию № 3 (БНС № 3), представлению результатов такого учета в уполномоченный орган исполнительной власти.

Изложенное свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление, которые указанное должностное лицо Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сочло установленными при рассмотрении дела.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 этого Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Исходя из этого, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сороченко Л.В. от 4 июня 2021 г. № 71-05-189/2021 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Щекинская ГРЭС» подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено это постановление по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сороченко Л.В. от 4 июня 2021 г. № 71-05-189/2021 по делу об административном правонарушении в отношении главного инженера ООО «Щекинская ГРЭС» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд непосредственно либо через Щекинский районный суд Тульской области в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии.

Судья -