ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-226/2021 от 30.11.2021 Майминского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 12-226/2021

УИД 02RS0003-01-2021-002485-81

РЕШЕНИЕ

30 ноября 2021 года с. Майма

Судья Майминского районного суда Республики Алтай Прокопенко О.П.., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Коммунальщик» ФИО1 на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> и <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> и <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> генеральный директор ООО «Коммунальщик» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с законностью вынесенного постановления, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, об отмене постановления и прекращении производства по делу, поскольку права на добычу подземных вод не передавались от владельца земельного участка МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» в пользу ООО «Коммунальщик» и на момент проверки ООО «Коммунальщик» не использовал территорию, на которой располагается скважина <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, как и саму скважину.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. Ее защитник Черепанова Н.Н. просила постановление по делу об административном правонарушении отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в судебном заседании полагал, постановление является законным, обоснованным, следовательно, не подлежащим отмене.

Судья, защитника, представителя, изучив и проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из обжалуемого постановления следует, что ООО «Коммунальщик» осуществляет водоснабжение от подземного водозабора, состоящего из двух скважин, расположенного северо-восточнее границы отведенного участка в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Республики Алтай, в 100 м на север от Полигона по переработке твердых бытовых отходов мощностью 32,5 тыс. тонн в год. Скважина <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> в резерве, скважина <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> эксплуатируется, круглогодичного использования подземных вод без лицензии на право пользования недрами, в связи с чем генеральный директор Общества совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 названного Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в апреле 2021 года Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора при выездной проверки обнаружен водозабор из подземных вод, состоящий из двух скважин, в 100 м на север от Полигона по переработке твердых бытовых отходов мощностью 32,5 тыс. тонн в год. Скважина <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> в резерве, скважина <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> эксплуатируется. Двери павильонов скважин запираются на замки. Оголовки скважин герметичны. Полы в павильонах забетонированы. Скважины оборудованы краном для отбора проб воды, пьезометрической трубкой манометром. Водомерными счетчиками скважины не оборудованы. Территория огорожена сеткой рабицей высотой 2,5 м, по верху колючая проволока, ворота ограждения запирается на замок. В павильонах имеются счётчики электроэнергии. Эксплуатируемая скважина круглогодичного использования. Согласно Рабочему проекту забор воды осуществляется для нужд предприятия. В ходе осмотра <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в присутствии представителя ООО «Коммунальщик» ФИО3 установлено, что в административно-бытовом корпусе ООО «Коммунальщик» имеются: водопроводные краны, душевая, туалеты (санузлы), а также на территории предприятия расположены: котельная со складом угля и теплой автостоянкой, цех приемки отходов, цех сортировки отходов, склад ценного сырья и готовой продукции, КПП, выгреб хозбытовой с содержащимися в нем жидкими отходами, иные хозпостройки; полигон для размещения отходов, на котором складированы твердые коммунальные и иные отходы.

На территории полигона оборудован предусмотренный проектом выгреб хозбытовой 50 куб.м, в который осуществляется отвод образующихся хозяйственно-бытовых сточных вод (от сантехнического оборудования, душевых и т.д.) с последующей откачкой спецавтотранспортом и вывозом на поля фильтрации, следовательно, образуются отходы (осадки) из выгребных ям, который частично заполнен жидкими отходами. ООО «Коммунальщик» представлена справка «О порядке использования воды, поступающей от водозабора, снабжающего МСЗ <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», из которой следует, что водоснабжение предприятия осуществляется от подземного водозабора, вода используется для технологических целей.

В соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод, в том-числе дренажных, вод, их качества (далее - Порядок), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, измерение объема, забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод.

В нарушении указанных требований водомерные счетчики на вышеуказанных скважинах отсутствуют, первичный учет добываемых вод не ведется. К проверке не представлены журналы учета забора (изъятия) подземных вод.

Концессионным соглашением от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, заключенным между МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» и ООО «Коммунальщик», и иными документам вышеуказанные земельные участки и скважины №<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, 2, не передавались.

ООО «Коммунальщик» самовольно, без соответствующей лицензии на пользование недрами (без разрешительных документов) осуществляется добыча подземной воды из скважины <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: актом проверки от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, протоколом об административном правонарушении от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, протоколами лабораторных испытаний и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу о том, что факт совершения генеральным директором ООО «Коммунальщик» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, подтвержден совокупностью представленных доказательств, оцененных судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Довод защитника о том, что скважину ООО «Коммунальщик» не использует, а водой пользуются, которую набирают из колонки, нахожу не состоятельным, поскольку никаких доказательств, подтверждающих данный довод защитником не представлено, наоборот материалы дела доказывают обратное.

При этом правомерно было установлено, что выявленные нарушения совершены по причине ненадлежащего исполнения должностным лицом – генеральным директором ООО «Коммунальщик» своих должностных обязанностей, которым не организовано получение соответствующей лицензии на пользование недрами воды со скважины <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.

Что же касается доводов жалобы о том, что вины генерального директора в совершении административного правонарушения не имеется, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических обстоятельств и правовых оснований позволили признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны.

Иных доказательств, подтверждающих невиновность генерального директора Общества ФИО1 в материалах дела не имеется, в судебное заседание не представлено.

При таких обстоятельствах действия генерального директора ФИО1 квалифицированы правильно – по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, то есть пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса.

Вина генерального директора ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в отношении генерального директора ФИО1 судьей не установлено.

Нарушений действующего законодательства, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела по существу допущено не было.

При таких обстоятельствах судья находит постановление законным, вынесенным в соответствии со ст.ст. 25.1, 29.10 КоАП РФ, следовательно, не подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> и <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Коммунальщик» ФИО1 оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Коммунальщик» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Алтай.

Судья О.П. Прокопенко