ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-227/18 от 10.07.2018 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 12-227/2018

РЕШЕНИЕ

г. Биробиджан 10 июля 2018 года

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Белоусова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - начальника муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального орбразования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» Былинкина Павла Валерьевича на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 11.05.2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО от 11.05.2018 года начальник МКУ «Управление ЖКХ мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО» Былинкин П. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Былинкин П.В. подал жалобу, в которой указал, что законодательством не установлено ограничение предельного размера изменения конкретной позиции сметного расчета. Законодательством не установлено ограничение предельного размера изменения конкретной позиции сметного расчета. Основным условием является неизменение в рамках 10 % отдельных позиций и их общей суммы в процентном выражении, а соблюдение 10 процентного ограничения цены контракта. Согласно п.2.1 Муниципального контракта от 10.07.2017 года цена контракта составляет 593 608,00 рублей. Заказчиком не было допущено изменение объемов работ, приведших к изменению цены контракта свыше 10 %. Управлением ЖКХ мэрии города осуществляется закупка работы в целом по объекту, а не приобретение отдельных позиций сметного расчета, как товара. Учитывая техническую сторону строительных работ, выполнение которых сопровождается возникновением обстоятельств, требующих изменение объемов работ в процессе их производства, считаем невозможным применение позиции Еврейского УФАС в части возможности изменения отдельной позиции сметного расчета только в пределах 10 процентов. Применение позиции Еврейского УФАС по данному вопросу приведет к срыву работ по муниципальным контрактам строительного подряда в связи с необходимостью осуществления закупки на дополнительные объемы работ, превышающие 10% по отдельной позиции сметного расчета. Помимо этого указанная позиция Еврейского УФАС противоречит положениям Гражданского кодекса РФ о строительном подряде, в частности статье 744 ГК РФ. Согласно пункту 1 данной статьи Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Просит отменить постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО от 11.05.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание привлекаемое лицо Быликин П.В., уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суд не уведомил. Заявлений и ходатайств в адрес суда от него не поступало.

Опрошенная в качестве свидетеля главный специалист-эксперт отдела контроля закупок УФАС по ЕАО ФИО суду пояснила, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, в нарушение подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона «О контрактной системе» по строкам №,2,3,4 таблицы государственного контракта от 10.07.2017 года внесены изменения видов товаров (работ) – уменьшение указанных в контракте видов товаров (работ) более, чем на 10%, а в строках № таблицы 1, увеличение видов товаров (работ), более, чем на 10 %. Вместе с тем, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов.

Выслушав пояснения свидетеля, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства.

В соответствии с ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Отношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в ГК РФ или иных правовых актах как существенные и необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу ч. 1 ст.766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Таким образом, условия об объеме подлежащей выполнению работы относятся к существенным условиям государственного контракта.

На основании ч. 1 ст.34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013года № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Из материалов дела следует, что 10.07.2017 года Управление транспорта мэрии города (Заказчик) и ООО «Чистый город» (Подрядчик) заключили муниципальный контракт

Из материалов дела следует, что согласно распоряжению мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО от 22.2.2017 года № 64-к Былинкин П.В. с 22.05.2017 года назначен на должность муниципальной службы начальника управления ЖКХ мэрии города.

В соответствии с п. 1.1 контракта предметом является: выполнение работ по объекту «Ремонт тротуаров». Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с Техническим заданием приложение 1, в объеме, предусмотренным в локальном сметном расчете, являющиеся неотъемлемой частью контракта.

Муниципальный контракт в п. 1.4 и техническое задание в п. 8 определяет место выполнение работ: РФ, ЕАО, г. Биробиджан, перечень мест проведения ремонта тротуаров по заданию заказчика.

Цена контракта составила 593 608,00 рублей.

Дополнительным соглашением от 30.08.2017 года, в связи с реорганизацией органа мэрии города на основании решения городской Думы от 07.06.2017 года , права и обязанности Управления транспорта, автомобильных дорог и благоустройства мэрии города, на выполнение работ «Ремонт тротуаров переходят у Управлению ЖКХ мэрии города, преамбула и Раздел 13 муниципального контракта от 10.07.2017 года на выполнение работ «Ремонт тротуаров» изложены в иной редакции, из чего следует, что сторонами указанного муниципального контракта являются: МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства МО «Город Биробиджан» ЕАО» (Заказчик) и ООО «Чистый город» (Подрядчик).

Дополнительным соглашением от 02.10.2017 года в соответствии с п.п.б ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ и п.9.1 Муниципального контракта по согласованию сторон, приложение к муниципальному контракту «Локальный сметный расчет «Ремонт тротуаров» изложено согласно приложению к настоящему дополнительному соглашению в рамках цены, предусмотренной муниципальным контрактом.

Начальником управления ЖКХ мэрии города Былинкиным П.В. утвержден протокол технического совещания от 28.09.2017 года, из которого следует, что в процессе производства работ возникла необходимость выполнить дополнительные объемы работ, а именно включить работы согласно приложению к протоколу совещания всего на сумму 43399, 00 рублей, исключив работы согласно приложению к протоколу совещания всего на сумму 13 444 рублей, всего включить на сумму 43399 рублей. В связи с чем, принято решение о согласовании корректировки объемов работ без изменения общей стоимости муниципального контракта от 10.07.2017 года без увеличения сметной стоимости контракта.

На основании указного решения 03.10.2017 года заключено дополнительное соглашение к Муниципальному контракту, в котором, в соответствии с п.п.б ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ и п.9.1 Муниципального контракта, по согласованию сторон, приложение к муниципальному контракту «Локальный сметный расчет «Ремонт тротуаров» изложено согласно приложению к настоящему дополнительному соглашению в рамках цены, предусмотренной муниципальным контрактом.

Начальником управления ЖКХ мэрии города Былинкиным П.В. утвержден протокол технического совещания от 02.10.2017 года, из которого следует, что в связи с необходимостью директор ООО «Чистый город» обратился с просьбой включения бордюр БР 100.30.15, БР 200.30.15, БР 300.30.15, БР 40.20.8 согласно приложении. к протоколу совещания всего на сумму 129 459,00 рублей, исключить бордюры БР 100.20.8 согласно приложению к протолку совещания, всего на сумму 158 906,00 рублей, всего включить на сумму 129 459,00 рублей. Решение указанного протокола согласовано изменение, без изменения общей стоимости муниципального контракта от 10.07.2018 года. В приложении к указанному протоколу указано: локальный сметный расчет исключить; локальный сметный расчет включить; локальный сметный расчет исполнительная смета. В связи с чем, заключено дополнительное соглашение от 20.10.2017 года, сумма фактически выполненных работ подрядчиком по Муниципальному контракту на момент его растяжения составила 503 532,00. Протоколом технического совещания от 17.10.2017 года согласовано расторжение муниципального контракта от 10.07.2018 года .

Согласно актом выполненных работ фактически работы выполнены на сумму 503532 рублей, приняты заказчиком и оплачены (платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в размере 503 532,00 рублей. В связи с чем, в нарушение требований законодательства, цена контракта уменьшена более чем на 10 %.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Былинкин Павел Валерьевич, являясь должностным лицом муниципального заказчика - начальником муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области», 02.10. 2017 года в рабочее время по адресу: <адрес>, ЕАО, РФ (Управление ЖКХ мэрии города), путем подписания дополнительного соглашения к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ допустил нарушение п.п. «б» п. ч.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в том, что путем заключения дополнительного соглашения от 02.10.2017 года, в локально-сметные расчеты внес изменения, а именно:

по строкам ,2,3,4 Таблицы виды товаров (работ) уменьшил более, чем на 10 %;

по строкам №,6,7,8,9,10,11,13,14 виды товаров (работ) увеличил более, чем на 10 %;

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Былинкина П.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ и привлечения ее к ответственности.

Техническим заданием, приложенным к извещению о проведении электронного аукциона и техническим заданием (Приложение 1 к заключенному контракту) определены требования к перечню и объему работ, используемым материалам.

В соответствии с приложением к Муниципальному контракту (локальный сметный расчет на «Ремонт тротуаров») определен перечень подлежащих выполнения работ.

В соответствии п. 3.1.1 контракта подрядчик обязан обеспечить своевременное и качественное выполнение работ, строго в соответствии с требованиями муниципального контракта и приложений к нему.

В соответствии п. 9.1 в контракт могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с действующим законодательством, которые оформляются дополнительными соглашениями к Муниципальному контракту.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 95 Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

В соответствии со ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Учитывая изложенное, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов.

Из приложения к дополнительному соглашению от 02.10.2017 года к муниципальному контракту от 10.07.2017 года - локальный сметный расчет «Ремонт тротуаров» следует, что по строкам ,2,3,4 виды товаров (работ) уменьшены более, чем на 10 %; по строкам №,6,7,8,9,10,11,13,14 виды товаров (работ) увеличены более, чем на 10 %;

Муниципальным контрактом, заключенном сторонами предусмотрена возможность его изменения по соглашению сторон. Вместе с тем условие дополнительного соглашения, согласно которому увеличивается цена контракта в размере, превышающем 10%, является ничтожным в соответствующей части как противоречащее закону и при этом посягающее на публичные интересы и права и интересы третьих лиц - иных участников закупки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ, часть 2 статьи 8, пункт 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Таким образом, заключение дополнительного соглашения от 02.10.2017 года повлекло изменение существенных условий муниципального контракта от 10.07.2018 года .

В связи с чем доводы Былинкина П.В. о том, что законодательством не установлено ограничение предельного размера изменения конкретной позиции сметного расчета, основным условием является соблюдение 10 процентного ограничения цены контракта, суд находит несостоятельными.

Следовательно, своими действиями Былинкин П.В. в период работы в должности начальника управления ЖКХ мэрии города совершил нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, а именно изменил условия контракта.

Данное административное правонарушение является длящимся, так как оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, является должностное лицо заказчика.

При составлении протокола об административном правонарушении от 26.04.2018 года Былинкин П.В. не присутствовал, согласно уведомлению о составлении протокола от.04.2018 года исх. уведомлен надлежащим образом.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ требований, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не установлены.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, доказана и подтверждается исследованными материалами: протокол об административном правонарушении от 26.04.2018 года, копия муниципального контракта контракту от 10.07.2017 года; приложение к муниципальному контракту от контракту от 10.07.2017 года; копия дополнительного соглашения от 02.10.2017 года; приложение к дополнительному соглашению от 10.02.2017 года.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, не установлены.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАПРФ для данной категории дел, уполномоченным должностным лицом, наказание назначено в пределах санкции.

При указанных обстоятельствах, обжалуемое постановление вынесено на законных основаниях в соответствии с требованиями КоАП РФ и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области № 27 от 11.05.2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 7.32 Кодекса об административном правонарушении - оставить без изменения, жалобу должностного лица - начальника муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» Былинкина Павла Валерьевича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.А. Белоусова