ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-227/19 от 06.06.2019 Ачинского городского суда (Красноярский край)

24RS0002-01-2019-002248-69

Дело №12-227/2019

РЕШЕНИЕ

<...> 06июня2019 года

Судья Ачинского городского суда Красноярского края Попов А.В.,

с участием должностноголица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - руководителя Ачинского территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края Г.Н.,

должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - военного комиссара г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобуГ.Н. на постановление военного комиссара г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районовКрасноярского края от 14мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 21.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением военного комиссараг. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районовКрасноярского края от 14мая 2019 года должностное лицо - руководитель Ачинского территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края Г.Н. признана виновнойв совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 21.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 руб. за то, чтов двухнедельный срокдо 18.04.2019 не предоставилав военный комиссариат г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края по адресу: <...>, сведения о внесении изменений в записи актов гражданского состояния В.В., состоящего на воинском учете в военном комиссариате г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов, а именно о перемене имени В.В. на В.В., зарегистрированной Ачинским территориальным отделом ЗАГС Красноярского края согласно свидетельству о перемене имени I-БА от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушила требование ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (л.д.33).

Г.Н., не согласившись с указанным постановлением, обратилась с жалобой в суд, в которой просит его отменитьза отсутствием составаадминистративного правонарушения,мотивируя жалобу тем, чтов постановлении указано на нарушение ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которой органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации, предусмотрен п. 1 ст. 47 ГК РФ и п. 2 ст. 3 Федерального закона 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Закон №143-ФЗ). В них предусмотрены следующие виды актов гражданского состояния: рождение; заключение брака; расторжение брака; усыновление (удочерение); перемена имени; смерть гражданина. При наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 69 Закона №143-ФЗ, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами орган ЗАГСа вносит исправления и изменения в записи актов гражданского состояния. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда. Государственная регистрация перемены имени и государственная регистрация внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния также регламентированы Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории РФ, утвержденным приказом Минюста России от 28.12.2018 №307 (далее - Административный регламент). 04.04.2019 Ачинским территориальным отделом агентства ЗАГС Красноярского края действительно составлена запись акта о перемене имени В.В. (имени заявителя В.В. на В.В.). При этом военный комиссар ошибочно считает, что в результате перемены имени были внесены изменения в запись акта гражданского состояния В.В.В данном случае была проведена Государственная регистрация перемены имени в соответствии со ст.58 Закона №143-ФЗ и п. 77 Административного регламента, составлена первичная запись о регистрации перемены имени В.В. Государственная услуга по внесению исправлений или измененийв записи актов гражданского является самостоятельной государственной услугой, оказание которой регулируется статьями 69 - 73 Закона №143-ФЗ и п.п. 79 - 79.34 Административного регламента. Регистрация акта гражданского состояния о внесении изменений в записи акта гражданского состояния в отношении ФИО1 территориальным отделом агентства ЗАГС Красноярского края в 2019 году не производилась.

Кроме того, полагает, что военный комиссар не учел то обстоятельство, чтодо 01.10.2018 порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния был закреплен ст. 12 Закона №143-ФЗ. Положениями п. 2 данной статьи был предусмотрен перечень органов и организаций, в чей адрес органы ЗАГС обязаны были передавать сведения о регистрации определенных видов актов гражданского состояния. Данная норма предусматривала, что порядок передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливается Правительством РФ. В развитие положений ст. 12 Закона №143-ФЗ постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1030 были утверждены Правила передачи органами ЗАГС указанных сведений.На основании вышеназванных положений нормативных правовых актов между агентством записи актов гражданского состояния Красноярского края (далее - Агентство), как органом исполнительной власти Красноярского края, оказывающим государственные услуги в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, и Военным комиссариатом Красноярского края было заключено Соглашение от 27.01.2014 года о предоставлении сведений органами ЗАГС в военный комиссариат Красноярского края (далее – Соглашение о предоставлении сведений), которым определялись виды и перечень сведений, сроки, место и формы их передачи. Таким образом, до 30.09.2018 года Ачинский территориальный отдел Агентства предоставлял в адрес военного комиссариата Красноярского края по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам сведения о государственной регистрации смерти, перемены имени и внесении изменений в актовые записи в порядке, предусмотренном названными нормативными актами и Соглашением о предоставлении сведений. Положениями ч. 2 ст. 4, п. 8 ст. 1Федерального Закона от 23.06.2016 №219-ФЗ (далее - Закон №219-ФЗ) статья 12 Закона №143-ФЗ, на основании которой заключалось Соглашение о предоставлении сведений, признана утратившей силу с 01.10.2018 года, в связи с чем Агентство письмом №А/01-08-0743 от 23.10.2018 уведомило Военный комиссариат Красноярского края о прекращении действия Соглашения о предоставлении сведений. Согласно положениям подп. «б» п. 9 Закона №219-ФЗ порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния после 01.10.2018 регулируется ст. 13.2 Закона №143-ФЗ, в соответствии с п. 1 которой предоставление сведений о государственной регистрации смерти, о государственной регистрации перемены имени федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны (его территориальным органам), осуществляется в электронной форме оператором федеральной информационной системы - ФНС России. Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся ЕГР ЗАГС, в электронной форме осуществляется посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Пунктом 13 ст. 3 Закона №219-ФЗ предусмотрено, что до обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предусмотрено предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, органами ЗАГС на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу положений п. 13 ст. 3 Закона №219-ФЗ, установление Порядка предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС (далее - Новый порядок), отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ.Однако,до настоящего времени вышеназванный новый порядок Правительством РФ не утвержден. В соответствии с положениями п. 10 ст. 13.2 Закона №143-ФЗ внесение изменений в состав и способы предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, об исправлении или изменении записей актов гражданского состояния и изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в Федеральный закон.Статья 12 Закона №143-ФЗ, положениями которой в том числе предусматривалась обязанность органов ЗАГС предоставления сведений в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом, отменена с 01.10.2018 года. В адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации поступило письмо Минюста России от 20.11.2018 года №12/151469-ДН о том, что органы ЗАГС не имеют полномочий на передачу заинтересованным органам власти сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе на бумажных носителях, в связи с отсутствием соответствующих правовых оснований и технических возможностей.Органам, имеющим право на получение сведений из ЕГР ЗАГС рекомендовано обращаться в Минфин России за получением разъяснений о возможных действиях для получения сведений в сложившейся ситуации. До урегулирования данного вопроса предоставление непосредственно органами ЗАГС сведений из ЕГР является нарушением действующего законодательства. В связи с изложенным считает, что у Ачинского территориального отдела Агентстваотсутствовали правовые основания для передачи в адрес военного комиссариата сведений, содержащихся в ЕГР ЗАГС, после 01.10.2018 (л.д.1-3).

В судебном заседанииГ.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, пояснила, что регистрация акта гражданского состояния перемены имени не является внесением изменений в акты гражданского состояния, в любом случае порядок передачи сведений о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете не утвержден, прежний порядок отменен.

Военный комиссар г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края В.Н. против доводов жалобы возражал, пояснив, чтотребования ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» руководителем Ачинского территориального отдела ЗАГС Красноярского края не исполнены, т.е. нарушено прямое предписание закона. Также считает, что поскольку у военного комиссариата отсутствует доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия руководитель Ачинского территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края обязана передавать сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния на бумажном носителе в прежнем порядке.

Выслушав участников, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 2 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность занесообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

На основании ч. 4 ст. 4 ФЗ от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Обязанность предоставления сведений о государственной регистрации перемены имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о перемене имени, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориальным органам) установлена абз. 5 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ«Об актах гражданского состояния», введенной Федеральным законом от 23.06.2016 №219-ФЗ (в ред. 29.12.2017) и действующей с 01.10.2018.

Как следует из материалов дела, руководитель Ачинского территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края Г.Н. не предоставила в установленный двухнедельный срок в военный комиссариат г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края сведения о государственной регистрацииперемены имения В.В., состоящего на воинском учете в военном комиссариате г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов, зарегистрированной Ачинским территориальным отделом ЗАГС Красноярского края согласно свидетельству о перемене имени I-БА от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).

Указанное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении руководителя Ачинского территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края Г.Н. протокола об административном правонарушении от 06.05.2019 по ч. 2 ст. 21.4 КоАП РФ (л.д.35).

Между тем, п.13 ст. 3 Федерального закона от 23.06.2016 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) установлено, что в отношении реализации положений, предусматривающих предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в электронной форме посредством использования единойсистемы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, переход на предоставление военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предусмотренных Федеральным законом от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в редакции настоящего Федерального закона), в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется поэтапно после обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к указанной системе. До обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из пояснений военного комиссара г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края В.Н. в настоящее времядоступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия не имеется.

Порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГРЗАГСорганами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе утвержденПостановлением Правительства РФ от 23.05.2019 №647 и действует лишь с 04.06.2019.

Таким образом, поскольку в период, относящийся к вмененному правонарушению, отсутствовал утвержденный Правительством РФ порядок предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в действиях (бездействии) руководителя Ачинского территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края Г.Н., не предоставившей в установленный двухнедельный срок в военный комиссариат г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края сведения о государственной регистрации перемены имения, вина отсутствует.

В свою очередь, довод жалобы о том, что ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не установлена обязанность предоставлять в военные комиссариаты сведения государственной регистрации перемен имени, поскольку это не является внесением изменений в акты гражданского состояния граждан,основан на неправильном толковании норм права, поскольку обязанность предоставления таких сведений установлена абз. 5п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление военного комиссара г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края от 14 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 21.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - руководителя Ачинского территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края Г.Н. подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1ст. 24.5КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

ФИО2 удовлетворить.

Постановление военного комиссара Красноярского края по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам 14мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 21.4 КоАП РФ,в отношении должностного лица - руководителя Ачинского территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края Г.Н. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Попов