Дело № 12-4/16
РЕШЕНИЕ
4 февраля 2016 года г. Корсаков
Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Е.В. Мурынчик при секретаре Кравченко Н.В., рассмотрев в судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Корсаковское дорожное ремонтно-строительное управление» Шишменцева Ю. П. на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Сахалинской области Пак Ю. Ч. от 29 мая 2015 года № о привлечении должностного лица к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Сахалинской области Пак Ю.Ч. от 29 мая 2015 года № директор МУП «Корсаковское ДРСУ» Шишменцев Ю.П. подвергнут административному наказанию по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Шишменцев Ю.П. обратился 05 июня 2015 года в Корсаковский городской суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указал, что рабочее место сторожа (вахтера) не относится к числу рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, в связи, с чем на основании ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 года специальная оценка условий труда в отношении данного рабочего места может производиться поэтапно в течение 5 лет со дня завершения его предыдущей аттестации. Такую аттестацию 18.12.2013 года провело МБУ «Корсаковское ДРСУ», в связи с чем специальная оценка условий труда указанного рабочего места может быть проведена до 18.12.2018 года, поскольку к МУП «Корсаковское ДРСУ» перешли работники, а не рабочие места.
Кроме того, МУП «Корсаковское ДРСУ» была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», в результате выдано Заключение по экспертизе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда № от 28.05.2008 года, утвержденное начальником управления по труду Сахалинской области. Согласно ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении МУП «Корсаковское ДРСУ» рабочее место – сторож аттестовано.
Решением Корсаковского городского суда от 25 августа 2015 года постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Сахалинской области Пак Ю. Ч. от 29 мая 2015 года №-ОБ/18/51/12 о привлечении директора МУП «Корсаковское ДРСУ» Шишменцева Ю.П. к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменено, производство прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением Сахалинского областного суда от 23 ноября 2015 года решение Корсаковского городского суда от 25 августа 2015 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В судебном заседании должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности Шишменцев Ю.П. не присутствовал, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Суд, на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании защитник Шишменцева Ю.П., действующая на основании доверенности Б., поддержала доводы жалобы в полном объеме. Суду пояснила, что МУП «Корсаковское ДРСУ» создано в июле 2002 года. При образовании данного юридического лица в штате предприятия имелась должность сторожа, которая из штата предприятии не выводилась. Указанное рабочее место было аттестовано в соответствии с требованиями действующего, на тот момент, законодательства об аттестации рабочих мест, то есть, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999 года № – ФЗ, Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлениями Правительства РФ № от 27.02.1995 года и № от 14.03.1997 года, о чем было составлено заключение № от 23 мая 2008 года, утвержденное начальником управления по труду в Сахалинской области. Также, составлена карта аттестации рабочего места сторожа, где по степени вредности и опасности установлен 2 класс, а по степени травмобезопасности – 1 класс. Поскольку, действие аттестации закончилось в 2013 году, а по данному рабочему месту потенциально вредных и опасных условий труда не установлено, повторная аттестация рабочего места в силу действующего законодательства не требовалась, соответственно СОУТ может быть осуществлена поэтапно не позднее 31.12.2018 года на основании ст. 27 ФЗ от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». На основании изложенного, просит суд оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Должностное лицо, главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Сахалинской области Пак Ю.Ч. при рассмотрении жалобы 27.01.2016 года присутствовал, суду пояснил, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, жалоба не подлежит удовлетворению. Суду пояснил, что, по его мнению, переходные положения, установленные статьёй 27 закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года, не могут быть применены к данному юридическому лицу. Поскольку, проведенная аттестация рабочих мест в 2008 году, осуществлена с нарушением действующего законодательства, а именно без привлечения специализированной организации. Факт наличия либо отсутствия рабочего места сторожа (вахтера) на момент образования юридического лица, а также вывода данной должности из штатного расписания и рабочего места, введение рабочего места вновь в эксплуатацию им не исследовался, так как, МУП не были представлены соответствующие документы.
Выслушав объяснения защитника Б., главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Сахалинской области Пак Ю.Ч. проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 30.04.2015 года должностное лицо – директор МУП «Корсаковское ДРСУ» Шишменцев Ю.П. 09.04.2015 года, в нарушение статьи 212 ТК РФ не провел специальную оценку условий труда рабочего места сторожа (вахтера) В., действия квалифицированы по ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Сахалинской области Пак Ю.Ч от 29 мая 2015 года №Шишменцев Ю.П. являясь должностным лицом – директором МУП «Корсаковское ДРСУ» привлечен к ответственности за нарушение ст. 212 ТК РФ, в связи с не проведением внеплановой специальной оценки условий труда рабочего места <...>В. на предприятии, в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места, которая была принята на работу сторожем (вахтером) 01.04.2014 года, чем нарушил п.2 ст. 17 Федерального закона «О специальной оценки условий труда» №426-ФЗ от 28.12.2013 года и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Таким образом, вменяемым событием административного правонарушения является не проведение на предприятии в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места сторожа (вахтера). Соответственно, обстоятельством, подлежащим установлению, для правильного разрешения дела, является установление времени организации нового рабочего места сторожа (вахтера), введение в штатное расписание общества указанного рабочего места.
Между тем, из материалов дела следует, что МУП «Корсаковское ДРСУ» создано 01.07.2002 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.12.2014 года № (л.д. 48-52). Учредителем данного юридического лица является Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа.
Распоряжением руководителя комитета по управлению имуществом Корсаковского городского округа Г.№-к от 26.03.2012 года Шишменцев Ю.П. назначен на должность директора МУП «Корсаковское ДРСУ» (л.д. 46).
Согласно представленных штатных расписаний МУП «Корсаковское ДРСУ» за 2006, 2007, 2008, 2010 годы (л.д. 168-179) в штате предприятия находилась должность сторожа.
Кроме того, согласно ст. 212 ТК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2014 года, работодатель обязан был обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.В целях организации работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда Министерством труда Российской Федерации Постановлением №12 от 14.03.1997 года утверждено Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Положение), действовавшее до 01.09.2008 года, т.е на период проведения аттестации МУП «Корсаковское ДРСУ». В силу п. 1.5. названного Положения сроки проведения аттестации устанавливались организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Обязательной переаттестации подлежали рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к Карте аттестации рабочего места по условиям труда. Порядок подготовки и проведения аттестации изложен в разделах 2 и 3 названного положения, согласно которым для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия организации и, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях, назначаются председатель аттестационной комиссии, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (п.2.2). Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда предусмотрено разделом 4. Пунктом 5.7. Положения предусмотрено, что государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. N 557.
Таким образом, анализируя представленные документы (л.д. 156-179), суд приходит к выводу, что аттестация рабочих мест по условиям труда в МУП «Корсаковское ДРСУ» была проведена в соответствии с требованиями Положения, что также подтверждается Заключением государственной экспертизы условий и охраны труда управления по труду Сахалинской области от 23.05.2008 года №.
Затем, Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №н, вступившим в силу 1 сентября 2011 года. В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка, действовавшего до 25.02.2013 года (издание приказа Минтруда России №н), аттестации подлежали рабочие места работодателя и вновь организованные рабочие места, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривала:
работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Из содержания данных правовых норм следует, что аттестации с последующей сертификацией подлежали не все рабочие места, имеющиеся у работодателя, а лишь отвечающие перечисленным в них критериям.
28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон № 426-ФЗ (О специальной оценке условий труда», вступивший в силу с 1 января 2014 года, согласно статье 1 и статье 3 которого вместо ранее принятого порядка аттестации лишь определенного вида рабочих мест введена специальная оценка условий труда в отношении всех рабочих мест работодателя, за исключением условий труда надомников, дистанционных работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями- физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке труда» были установлены новые требования к организациям и экспертам, оказывающим услуги по оценке условий труда, которые ранее не предъявлялись к организациям, аккредитованным в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда.
С учетом данных обстоятельств законодатель предусмотрел особый порядок распространения действия Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ на ранее возникшие отношения по охране труда в статье 27 «Переходные положения» закона. Так частями 1-3 ст. 27 данного Закона предусмотрены права и сроки осуществления специальной оценки условий труда указанными в них организациями и специалистами. Частью 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрены случаи проведения специальной оценки условий труда рабочих мест, в отношении которых была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, завершившаяся составлением отчета о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, а именно в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 указанного Закона.
В силу части 6 статьи 27 указанного Закона в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Федерального закона, т.е. рабочие места работников с вредными и (или) опасными условиями труда, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости или предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (Списки № 1 и № 2), либо на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда, специальная оценка условий труда может производиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Как видно из содержания положений данной статьи Закона, она является специальной нормой, регулирующей правоотношения по охране труда в установленные в данной статье сроки (в переходный период), в отличие от общих норм, содержащихся в указанном Законе.
Соответственно, в отношении тех рабочих мест, аттестация которых по условиям труда не была обязательна по ранее действовавшему законодательству, в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ, за исключением рабочих мест надомников и т.п., может быть проведена поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 года № 426-ФЗ предусмотрено, что внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Согласно представленных штатных расписаний МУП «Корсаковское ДРСУ» за 2006, 2007, 2008, 2010 годы (л.д. 168-179) в штате предприятия находилась должность сторожа, документов подтверждающих вывод должности и введение вновь рабочего места в эксплуатацию, образование данного рабочего места, материалы дела не содержат и при рассмотрении настоящей жалобы судом не установлены.
Принимая во внимание, положения ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ «Переходные положения» в их совокупности, поскольку рабочее место сторожа (вахтера) в МУП «Корсаковское ДРСУ» не относится к рабочим местам с вредными и (или) опасными условиями труда, и ранее в отношении его при аттестации рабочего места по условиям труда не были установлены вредные и (или) опасные условия труда, оно, в силу ч. 6 данной статьи, подлежит проведению специальной оценке условий труда поэтапно, которая должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.
Кроме того, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что рабочее место сторожа (вахтера) было введено в эксплуатацию вновь и является новым организованным рабочим местом, в связи, с чем у должностного лица возникла обязанность провести внеплановую специальную оценку условий труда в срок установленный законом, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу директора МУП «Корсаковское ДРСУ» Шишменцева Ю. П. удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Сахалинской области Пак Ю.Ч. от 29 мая 2015 года № о привлечении директора МУП «Корсаковское ДРСУ» Шишменцева Ю. П. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик