РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 апреля 2016 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,
с участием защитников ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» ФИО2, ФИО3, представителя административного органа ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» ФИО5 на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО6№-ГН/35 от 17 февраля 2016 года, которым юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 850 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО6№-ГН/35 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 850 000 рублей.
Считая данное постановление чрезмерно суровым в части наказания защитник ФИО5 обратился в суд с жалобой о снижении размера административного штрафа до 425 000,00 рублей. Доводы жалобы мотивированы тем, что для устранения нарушений условий, предусмотренных лицензиями и проектными документами в части утилизации попутного нефтяного газа при эксплуатации Средне-Назымского лицензионного участка, расположенного в Ханты - Мансийском районе Ханты - Мансийского автономного округа Тюменской области ОАО «РИТЭК» были приняты действенные и конкретные меры: ОАО «РИТЭК» 12.08.2013г. заключило с ООО «ЭКО-Аналитический центр» договор подряда №13R1412 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Обустройство кустовых площадок и одиночных скважин Средне-Назымского месторождения» с основополагающей задачей проектирования - использование ПНГ (попутного нефтяного газа) на собственные нужды для выработки электроэнергии. Целью проектирования является утилизация ПНГ не менее 95 %. По договору предусмотрены следующие этапы выполнения работ: проведение изысканий, получение градостроительного плана, проектной документации, рабочей документации и т. д., с окончанием работ – 30.10.2015 г. ОАО «РИТЭК» 15.03.2011 г. заключило с ООО «КЕМЕР» договор подряда №11R0969 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Реконструкция системы нефтесборных сетей Средне-Назымского месторождения». Однако, ООО «КЕМЕР» нарушило сроки выполнения работ и свои обязательства не выполнило, что привело к срыву работ по реконструкции нефтесборных сетей Средне-Назымского месторождения – что подтверждается решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2013г. Кроме того осуществление такого объема работ требует значительных трудовых, финансовых, организационных и временных затрат и является лишь начальным этапом строительства объектов эффективно использующих ПНГ, предполагающим также и получение разрешения на строительство. Кроме того, само строительство и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также продолжительно по времени. Данные мероприятия являются единственно возможными и достаточными для обеспечения утилизации попутного нефтяного газа при эксплуатации Средне-Назымского лицензионного участка, привлечение дополнительных сил и средств не позволит обеспечить ввод в эксплуатацию строящихся объектов ранее указанных сроков, кроме того, отсутствуют альтернативные способы обеспечения минимального уровня использования попутного нефтяного газа на Средне-Назымском лицензионном участке.
В судебном заседании защитники юридического лица доводы жалобы поддержали, просили суд снизить размер назначенного административного штрафа.
В судебном заседании представитель административного органа с доводами жалобы не согласился, указав на законность и обоснованность обжалуемого постановления, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Суд, выслушав защитников лица, привлекаемого к административной ответственности, мнение административного органа, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО6 №119-ГН/35 от 17 февраля 2016 года юридическое лицо – ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 850 000 рублей за то, что ходе проведенной Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проверки 05.02.2016г. установлено, что ОАО «РИТЭК» осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Административная ответственность по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ предусмотрена за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживанию полезных ископаемых, а равно иному нерациональному использованию недр, ведущему к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, - и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей
Суд приходит к выводу, что ОАО «РИТЭК» обоснованно привлечено к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, ОАО «РИТЭК» является владельцем лицензии ХМН 14169 НЭ от 06.08.2007 на геологическое изучение недр, поиски и добычу нефти и газа в пределах Средне-Назымского лицензионного участка в Ханты-Мансийском районе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
В пределах Средне-Назымского лицензионного участка Обществом разрабатывается Средне-Назымское месторождение.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды, экологической безопасности и направлено на недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр, в соответствие с п. 2 ст. 23 Закона РФ «О недрах», является основным требованием по рациональному использованию недр.
Согласно требований ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
На основании ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, стандартами «нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В статье 22 указанного Закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона ХМАО-Югры от 07.07.2011 №67-оз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности помимо мероприятий, определенных федеральным законодательством, подлежат включению мероприятия, направленные на рациональное использование попутного нефтяного газа в автономном округе, включая создание и развитие инфраструктуры по его транспортировке и переработке; мероприятия по обеспечению инструментального учета в автономном округе добываемого, используемого, сжигаемого рассеиваемого в атмосферу) попутного нефтяного газа.
Пунктом 1.2 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений (утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21 марта 2007 года №61) определено, что проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензий на пользование недрами, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах.
В соответствии с пунктом 8.1 Лицензионного соглашения о поиске и добыче нефти и газа в пределах Средне-Назымского лицензионного участка владелец лицензии осуществляет все работы при соблюдении законодательства РФ о недрах, охране окружающей среды и других законов, а также законов и правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа.
Владелец лицензии осуществляет разработку лицензионного участка согласно проектным документам, утвержденным ТКР (ЦКР) в установленном порядке (п.8.2 Лицензионного соглашения)
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 №118 утверждены «Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», пункт 13 которых регламентирует включение в обязательном порядке в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
В материалах административного дела представлен проектный документ «Технологическая схема опытно-промышленных работ по термогазовому воздействию на отложениях баженовской свиты Средне-Назымского месторождения», утвержденный Центральной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых 31.03.2010г. (ЦКР Роснедра). Указанным проектным документом установлено, что в 2015 году процент использования попутного нефтяного газа по Средне-Назымскому месторождению должен составлять 98,7%.
Согласно пункту 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 «Месторождения нефтяные и газовые Правила разработки», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года № 1166-ст, система использования попутного газа, включая объекты утилизации газа, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95 %.
Вместе с тем, проверкой установлено, что уровень утилизации попутного нефтяного газа за 12 месяцев 2015 года в пределах Средне-Назымского лицензионного участка составил 0,00%
Вcero за 2015 год в пределах Средне-Назымского лицензионного участка ОАО «РИТЭК» добыто 6,947 млн.м3 попутного нефтяного газа. При этом неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 6,857 млн.м3 (6,947 /100*(98,7%-0,00%) нерационально использован (сожжен предприятием на факельных установках). Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о невыполнении требований лицензии и проектного документа на разработку месторождения и нарушении требований законодательства юридическим лицом.
Таким образом, ОАО «РИТЭК» с 01.01.2015 по 31.12.2015 осуществлялось нерациональное использование недр в пределах Средне-Назымского лицензионного участка с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ХМН 14169 НЭ от 06.08.2007г. и проектного документа, что в свою очередь влекло к сверхнормативным потерям при добыче полезного ископаемого (попутного нефтяного газа).
Не соблюдение ОАО «РИТЭК» требований законодательства о недрах нашло свое подтверждение в материалах дела.
Виновность ОАО «РИТЭК» доказана, подтверждается материалами дела и не оспаривается и по существу жалобы. Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч.1ст.8.10 КоАП РФ.
Вина юридического лица состоит в том, что оно не приняло достаточных мер по соблюдению требований лицензии и проектных документов, в части уровня утилизации попутного нефтяного газа, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Статьей 49 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что лица, виновные в нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено.
Между тем, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Кроме того, на основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из правовых позиций Постановления Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П следует, что судам, при назначении административного наказания необходимо учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины лица привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и финансовое положение и в исключительных случаях для индивидуализации наказания судам следует назначать административный штраф ниже низшего предела, указанный в соответствующей административной санкции.
Согласно ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» активно проводятся работы и исследования, направленные на устранение инкриминируемого правонарушения, заключаются договора с подрядными организациями.
Таким образом, на основании вышеизложенных правовых позиций, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд приходит к выводу о том, что назначенный ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» штраф в размере 850 000 рублей не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, не учитывает его имущественное и финансовое положение и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» ФИО5 удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО6 №119-ГН/35 от 17 февраля 2016 года, которым юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 850 000 рублей, – изменить, привлечь юридическое лицо – ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» к административной ответственности по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 500 000 (пятисот тысяч) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда ФИО1