ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-227/2021 от 07.07.2021 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 12-227/2021

24RS0028-01-2021-001609-58

РЕШЕНИЕ

07 июля 2021 года г. Красноярск, ул. Ленина, 158

Судья Железнодорожного районного суда г. Красноярска Пацалюк С.Л., рассмотрев жалобу Ковальчука Олега Викторовича на определение Главного государственного инспектора труда в Красноярском крае Клименко Д.В. от 17.03.2021г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.13.19.4 КоАП РФ в отношении УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска,

установил:

Определением Главного государственного инспектора труда в Красноярском крае Клименко Д.В. от 17.03.2021г. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.13.19.4 КоАП РФ в отношении УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска, по заявлению Ковальчука О.В.

Ковальчук О.В. с указанным определением не согласился, обратился в суд с жалобой, в которой просит определение от 17.03.2021г. отменить по следующим основаниям. Федеральным законодательством и подзаконными актами РФ установлено, что органом, ответственным за внесение в федеральный реестр инвалидов сведений о выдаче опознавательного знака «Инвалид» - является Пенсионный фонд РФ, подзаконными актами, ст.13.19.4 КоАП РФ – прямо предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка предоставления сведений в реестр инвалидов и размещение указанных сведений в данном реестре. Ковальук О.В. является инвалидом 3 группы с 2011г. ( с 2016г. бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период военной службы), со степенью ограничения способности к передвижению 1 степени, в связи с чем, передвигается на своем автомобиле, ему предоставлено право парковаться на специально отведенных местах. 22.12.2020г. он обратился в МФЦ, предоставив документы, необходимые для получения государственной услуги по внесению принадлежащего ему автомобиля в Федеральный реестр инвалидов, однако ему был выдан отказ в предоставлении услуги, рекомендовано для получения разъяснений по поводу отказа в предоставлении данной услуги в МФЦ, обратиться в пенсионный фонд. После обращения в УПФР РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска им был получен ответ, что ему «был вынесен технический отказ в предоставлении данной услуги». 23.12.2021г. Ковальчуков О.В. было направлено письменной обращение по данному вопросу в ПФР РФ по электронному адресу, 18.01.2021г. было направлено повторное обращение в ПФР РФ, однако ответом на обращение он не получил. Полагает, что действия должностных лиц ПФР РФ, игнорирующих и не рассматривающих обращения Ковальчука О.В. о включении сведений о его автомобиле в федеральный реестр инвалидов, нарушают его права и законные интересы в течение длительного времени, как инвалида, бездействие должностных лиц ПФР объективно содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.19.4 КоАП РФ. Однако должностным лицом Государственной инспекции труда в Красноярском краю по заявлению Ковальчука О.В. не проводилось ни административного расследования, ни каких-либо иных проверочных действий или мероприятий, не установлено должностное лицо пенсионного фонда не принявшее никаких мер по его письменным заявлениям, не проверялись действия уполномоченного сотрудника МФЦ по невнесению сведений в ФГИС ФРИ.

В судебном заседании Ковальчук О.В. доводы жалобы поддержал.

Представитель Государственной инспекции труда в Красноярском крае в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Представитель УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) Сухарь Н.А., действующая на основании доверенности от 06.07.2021г. в судебном заседании с жалобой не согласилась, поянсила,что в УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска до обращения Ковальчука О.В.23.12.2020г. информация о наличии у него степени ограничения способности к самостоятельному передвижению отсутствовала. Сведения о степени ограничения были направлены в службу технической поддержки портала ФГИС ФРИ 04.03.2021г. ОПФР по Красноярскому краю, в настоящее время указанная информация внесена в ФРИ. Кроме того, УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска (межрайонное) не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 13.19.4 КоАП РФ, так как не подает сведения федеральный реестр инвалидов.

Выслушав участников процесса, исследовав жалобу, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Статьей 13.19.4. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление должностным лицом сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, неразмещение или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка и (или) сроков размещения в данном реестре указанных сведений, размещение указанных сведений в данном реестре не в полном объеме либо размещение в данном реестре заведомо недостоверных сведений.

В соответствии со ст.5.1 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом: 1) фамилия, имя, отчество (при его наличии); 2) пол; 3) дата рождения; 4) место рождения; 5) сведения о гражданстве; 6) данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность); 7) данные свидетельства о рождении (для детей-инвалидов, не достигших возраста 14 лет); 8) адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания); 9) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; 10) сведения об образовании: наименование и год окончания образовательной организации (учебного заведения), полученные специальность и квалификация (при наличии); 11) место работы и занимаемая должность (при наличии); 12) сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты); 13) сведения о законном представителе (при наличии); 14) сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ; 15) сведения о предоставленных путевках на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; 16) размер и период предоставления установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, перечень которых для включения в федеральный реестр инвалидов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 17) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж; 18) иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.

Представление указанных сведений осуществляется безвозмездно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи с учетом требований, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Обработка сведений, содержащих персональные данные инвалидов, осуществляется исключительно в целях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

Формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 12.10.2016 N 569н (ред. от 17.12.2019) "Об утверждении перечня иных сведений о лице, признанном инвалидом, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов" утверджден перечень иных сведений о лице, признанном инвалидом, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, в который кроме прочего входят сведения о выдаче опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования (его дубликата).

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - заявление).

Оператор федерального реестра инвалидов обеспечивает, в том числе посредством информационного взаимодействия с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещение в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использование и предоставление этих сведений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения.

Постановлением Правительства РФ от 10.02.2020 N 115 "О порядке распространения на граждан из числа инвалидов III группы норм части девятой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что нормы части девятой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающие выделение на всех парковках общего пользования мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов, распространяются на следующих граждан из числа инвалидов III группы:

а) граждане, имеющие ограничение способности к самостоятельному передвижению любой степени выраженности (1, 2 или 3 степени);

б) граждане, получившие до вступления в силу настоящего постановления в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы опознавательный знак "Инвалид" для индивидуального использования и пользующиеся правом на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств.

Сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом III группы, предусмотренным пунктом 1 настоящего постановления, или транспортном средстве, его перевозящем, размещаются в федеральном реестре инвалидов в порядке, предусмотренном частью десятой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Приказом Минтруда России от 14.11.2019 N 724н утвержден Порядок размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использования и предоставления этих сведений, в соответствии с которым, сведения о транспортном средстве, предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка, размещаются Пенсионным фондом Российской Федерации в федеральном реестре инвалидов в отношении одного транспортного средства на основании поданного в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления инвалида, законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) (далее соответственно - представитель, заявление).

При этом, заявление может быть подано инвалидом либо его представителем в Пенсионный фонд Российской Федерации через "личный кабинет" в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов", с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в электронном виде или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. (п.5 Порядка).

Как установлено судом, ранее Ковальчуку О.В. опознавательный знак «Инвалид» не выдавался. В связи с тем, что Ковальчук О.В. является инвалидом III группы с первой степенью ограничения способности к самостоятельному передвижению, Государственным учреждением- Отделением ПФР по Красноярскому краю после подачи Ковальчуком О.В. обращения и подтверждающих документов направлена заявка службу технической поддержки портала ФГИС ФРИ 04.03.2021 №962594 с приложением документов, подтверждающих ограничение способности к самостоятельному передвижению. В настоящее время информация о том, что у Ковальчука О.В. 3 группа инвалидности со степенью ограничения к передвижению 1 внесена в Федеральный реестра инвалидов. До подачи обращения в УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска информация об имеющейся у Ковальчука О.В., являющегося инвалидом 3 группы, степени ограничения способности к самостоятельному передвижению, отсутствовала.

Отсутствие необходимых сведений в отношении Ковальчука О.В. было выявлено 22 декабря 2020г., когда была составлена выписка из информационной системы об отказе в предоставлении услуги (л.д.8). Срок привлечения к административной ответственности по ст.13.19.4 КоАП РФ составляет 3 месяца, по истечении которого вопрос о виновности лиц в непредоставлении сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, либо неразмещение сведений, размещение сведений в реестре не в полном объеме либо размещение в данном реестре заведомо недостоверных сведений, обсуждаться не может.

Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для отмены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Определение Главного государственного инспектора труда в Красноярском крае Клименко Д.В. от 17.03.2021г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.13.19.4 КоАП РФ в отношении УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска –оставить без изменения, жалобу Ковальчука Олега Викторовича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.

Судья С.Л. Пацалюк