№ 12-3/2024
56RS0042-01-2023-005662-66
РЕШЕНИЕ
11 января 2024 года город Оренбург
Центральный районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего, судьи Гречишниковой М.А.,
при секретаре Многолетней М.Е.,
с участием помощника прокурора Центрального района г.Оренбурга Пивоваровой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Переволоцкого района Болдырева А.А. на постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № от 02.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ в отношении директора МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ прекращено, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявлено устное замечание.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Переволоцкого района Болдырев А.А. подал протест на указанное постановление, в котором просил постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № от 02.10.2023 отменить, принять решение в соответствии со ст.30.7 КоАП РФ. Протест мотивирован тем, что уполномоченным органом не верно применены нормы материального процессуального права, с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные нарушения. Наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в том числе факт постановки 0711.04.2023 объекта МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, не может являться обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, на что прямо указано в п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» Указанные обстоятельства в силу ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды при назначении наказания требования указанных норм не соблюдены. Само по себе, то обстоятельство, что объекту присвоена 4 категория не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения, а наоборот не может быть признано малозначительным, поскольку котельная оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Оренбурга Пивоварова О.К., действующая на основании поручения, поддержала доводы, изложенные в протесте и просила вышеуказанное постановление отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Должностное лицо государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО1, лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении директор МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Суд на месте определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из представленных материалов следует, что на основании решения прокурора Переволоцкого района Оренбургской области Болдырева А.А. №. от 22.02.2023, помощником прокурора Переволоцкого района Оренбургской области прокурора Переволоцкого района Оренбургской области Филипповой Г.В. в период с 22.02.2023 по 22.03.2023 проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха.
По итогам проведенной проверки установлено, что для отопления школы МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области учреждение использует два газовых котла <данные изъяты> которые находятся в отдельном помещении (котельной), расположенной на территории МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области. Учреждением не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
По факту выявленных нарушений 10.03.2023 прокурором Переволоцкого района Оренбургской области Болдыревым А.А. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2 по статье 8.46 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО1 № от 02.10.2023 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ в отношении директора МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2 прекращено, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявлено устное замечание.
Постановление мотивировано тем, что правонарушение совершено директором МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2 впервые, раскаяние в содеянном, признанием вины, по состоянию на 11.04.2023 (до момента рассмотрения дела об административном правонарушении) осуществлена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 4 категории.
Между тем, суд не может согласиться с выводом должностного лица.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Пунктом 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Поскольку малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в данном случае действия лица признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Постановка на учет объектов негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения контроля за рациональным использованием и воспроизводством природных ресурсов, восстановлением природной среды, обеспечением поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения, гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Вменяемое директору МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2 административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным и освобождения лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по охране окружающей среды и природопользования не позволяют отнести в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере экологической безопасности.
При таких обстоятельствах, оснований для признания постановления государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО1 № от 02.10.2023 года законным и обоснованным не имеется.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о необходимости отмены постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ в отношении директора МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2 и возвращению дела на новое рассмотрение для последующего установления всех значимых обстоятельств по делу для принятия объективного и законного решения.
Руководствуясь ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
протест прокурора Переволоцкого района Болдырева А.А. на постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № от 02.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ в отношении директора МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2 – удовлетворить.
Постановление инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО1 № от 02.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ в отношении директора МБОУ «ООШ с.Кариновка» Переволоцкого района Оренбургской области ФИО2 - отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.
Судья М.А.Гречишникова