ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2285/2022 от 07.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья А.Н. Киселев УИД 16RS0046-01-2022-01-010157-60

Дело № 12-2285/2022

Дело № 77-1433/2022

решение

7 сентября 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М.Федонин,

при секретаре судебного заседания Н.Ю. Кокореве,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Динара Раисовича Усманова на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 6 июля 2022 года, вынесенное в отношении Д.Р. Усманова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего инспектора по ИАЗ 1 роты 1 батальона ПДПС ГИБДД УМВД России по городу Казани от 7 июня 2022 года Д.Р. Усманов привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 800 рублей.

Решением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 6 июля 2022 года указанное постановление должностного лица отменено с направлением материалов дела на новое рассмотрение.

В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан Д.Р. Усманов, оспаривая факт совершения им административного правонарушения, просит вынесенные в отношении него постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив жалобу Д.Р. Усманова и выслушав его доводы, прихожу к мнению, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

На основании пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее по тексту – Основные положения), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

В силу Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года (статья 15 Федерального закона № 196-ФЗ).

Права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, регламентированы Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 4 названного закона под транспортным средством понимается наземное самоходное устройство категорий L, M, N на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 кВт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, предназначенное для перевозки людей, грузов или установленного на нем оборудования, а также прицеп (полуприцеп).

В силу пункта 6 Технического регламента Таможенного союза, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, к транспортным средствам относятся:

- категория L - мототранспортные средства;

- категория M - транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров;

- категория N - транспортные средства, используемые для перевозки грузов, - автомобили грузовые и их шасси;

- прицепы (полуприцепы).

В соответствии со статьями 3, 6, 7, 8 Федерального закона № 283-ФЗ владельцем транспортного средства является собственник (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.

Государственному учету подлежат транспортные средства, за исключением транспортных средств, являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.

Владелец транспортного средства помимо прочего обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.

Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – Правила регистрации транспортных средств).

Привлекая Д.Р. Усманова к административной ответственности по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо пришло к выводу о том, что в 12 часов 50 минут 7 июня 2022 года у дома № 16 по улице Кремлевской города Казани Д.Р. Усманов управлял автомобилем «Газ» государственный регистрационный знак .... не зарегистрированным в установленном порядке.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Отменяя постановление должностного лица, и направляя дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в административный орган, судья районного суда пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела были допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С выводами судьи районного суда следует согласиться, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и представленных по делу материалах.

В тоже время направление дела на новое рассмотрение в полной мере согласуется с положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В свою очередь установление наличия либо отсутствия в действиях Д.Р. Усманова состава административного правонарушения подлежит при новом рассмотрении дела.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда соблюден.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 6 июля 2022 года, вынесенное в отношении Динара Раисовича Усманова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Д.Р. Усманова - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Решение22.09.2022