ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2286/19 от 30.09.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0046-01-2019-005359-50

Дело № 12-2286/2019

РЕШЕНИЕ

г. Казань 30 сентября 2019 года

Вахитовский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,

при секретаре А.А. Фатхуллиной,

рассмотрев жалобу ФИО8 Баранована постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... от ... о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника отдела государственных закупок ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «...»ФИО9 ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... от ... по делу об административном правонарушении ....32.3-240/2019 должностное лицо – начальник отдела государственных закупок ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «...»ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе на постановление об административном правонарушении ФИО1 просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, жалобу удовлетворить, так как считает его незаконным и необоснованным, изложив свои доводы.

В судебном заседанииФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объёме, просит постановление отменить, жалобу удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ ФИО5, считает жалобу заявителя необоснованной, поскольку нарушение законодательства доказано материалами дела, просит постановление оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, судом установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, согласно которой предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что действия начальника отдела государственных закупок ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «...»ФИО1 при проведении электронного аукциона ... на предмет «Оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей», признаны нарушившим требования части 1 статьи 34 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

По мнению антимонопольного органа действия ФИО1 как должностного лица заказчика в части неуказания в извещении о проведении открытого конкурса условия о том, что по итогам проведения электронного аукциона цена стоимости работ, запасных частей и расходных материалов будет рассчитана путём применения понижающего коэффициента к каждой позиции, пропорционально снижению, нарушаетчасть1 статьи 34 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении начальника отдела государственных закупок ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «...»ФИО1 протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Материалами дела установлено, что ... в соответствии стребованиями Федерального закона от ... № 44-ФЗ «О контрактной системе в сферезакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее - Федеральный закон №44-ФЗ) в Единой информационной системе на официальномсайте по размещению заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение... о проведении электронного аукциона на оказание услуг по заправкеи восстановлению картриджей.

Заказчиком является Государственное автономное учреждение социальногообслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения в городскомокруге «... (ГАУСО «КЦСОН в городском округе «...» (далее -Заказчик).

Дата и время начала подачи заявок ... 16:32.

Дата и время окончания подачи заявок ... 08:00.

Дата проведения аукциона в электронной форме ....

Начальная (Максимальная) цена контракта - 240 000,00 рублей.

На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 24.12.2018... Победителем было признано ООО «Принт-К».

Согласно ст. 83.2 Федерального закона №44-ФЗ Заказчиком ... наэлектронной площадке был размещен проект контракта, в который включена фиксированнаяцена контракта и стоимость за единицу услуги, с учетом коэффициента снижения.

Расчет стоимости за единицу услуги был рассчитан путем снижения начальнойминимальной цены Контракта (далее НМЦК) по каждой позиции на коэффициент снижения,так как обоснование расчета НМЦК было произведено по каждой единице услуги,руководствуясь Письмами Министерства финансов Российской Федерации от 04.10.2017... и Федеральной антимонопольной службы от ... №АЦ-61403/18.

... ООО «Принт-К» отклонил проект контракта и, нарушив пункты 4 ст.83.2 Федерального закона № 44-ФЗ вместо согласования предусмотренного действующимзаконодательством протокола разногласий, прикрепил проект контракта, вписав в него своицены.

Заказчик с позицией Исполнителя в части отсутствия протокола разногласий ипроизвольного внесения в проект контракта своих цен без пояснений по расчету стоимостиза единицу услуги не согласился и в соответствии со ст. 83.2 Федерального закона №44-ФЗ... разместил повторно проект контракта на электронной площадке, с расчетомстоимости единицы услуги, произведенной согласно нормативным документам с указаниемпричины отказа принять проект контракта и расчет стоимости предложения ООО «ПринтК».

В установленные законом сроки ООО «Принт-К» не подписал контракт наэлектронной площадке и был признан уклонившимся от его подписания, согласно протоколапризнания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведенияэлектронного аукциона от .......

... (исх.03-05/93) уведомление о внесении ООО «Принт-К» в реестрнедобросовестных поставщиков направлено на рассмотрение в УФАС России по РТ...., что привело к вынесению оспариваемых решений и предписания.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба наположения документации о закупке может быть подана любым участником закупки,общественным объединением, объединением юридических лиц до окончанияустановленного срока подачи заявок. А по истечении сроков обжалование соответствующихдействий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов,должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляетсятолько в судебном порядке. При этом, согласно абзацу 17 вышеназванногоАдминистративного регламента, в случае, если одним из доводов жалобы являетсяобжалование положений документации о закупке после окончания установленного заявок,рассмотрение данного довода жалобы не производится и резолютивная часть решениядолжна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода непроизводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закон о контрактной системе № 44-ФЗ.

Обжалование положений документации электронного аукциона после окончаниясрока подачи заявок на участие, является недопустимым.

Учитывая вышеперечисленные правовые нормы, суд приходит к выводу, что жалобаООО «Принт-К» подана по завершению срока подачи заявок и не подлежала рассмотрениюпо существу Комиссией УФАС России по РТ. Не обжалованный на стадии размещениязаказа проект контракта подлежал подписанию лицом, победившим на торгах.

Положением ст. 528 ГК РФ установлено, что проект государственного контракта илимуниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальнымзаказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотреносоглашением между ними. Сторона, получившая проект государственного илимуниципального контракта, подписывает его и возвращает один экземпляргосударственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличииразногласий по условиям государственного или муниципального контракта составляетпротокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным илимуниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключениягосударственного или муниципального контракта.

Также ч. 4 ст. 70 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрено, что победительэлектронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий попроекту контракта, размещённому в соответствии с ч. 2 ст. 70 Федерального закона №44-ФЗ,размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанныйусиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителятакого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт,указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, несоответствующим извещению проведении такого аукциона, документации о нем и своейзаявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данныхдокументов.

В соответствии с ч.3 ст. 70 Федерального закона №44-ФЗ в течении 5 дней с датыразмещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победительэлектронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, атакже документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контрактаподписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

... ООО «Принт-К» отклонил проект контракта Заказчика и, прикрепилпроект контракта, со своими ценами, без надлежащего оформления протокола разногласий,указав в комментариях, что внес некоторые корректировки в контракт и выделил их желтымцветом.

Несмотря на то, что форма протокола является произвольной, в нем обязательнодолжны указываться условия контракта, которые не соответствуют заявке или извещению,документации о закупке. Файл с протоколом разногласий загружается на электроннойплощадке в разделе заключения контракта и подписывается электронной подписью (ч. 4 ст.83.2 Федерального закона № 44-ФЗ).

Недопустимо составлять исправленный контракт в качестве протокола разногласий.(Письмо Минфина России от ......).

Поскольку правоотношения по поставке товаров для государственных имуниципальных нужд имеют специфический объект правового регулирования, законодательимперативно установил порядок заключения договора и, в частности, порядок действийсторон при наличии разногласий по проекту контракта, не предоставив сторонамвозможности действовать по своему усмотрению. При наличии разногласий победительаукциона обязан был направить протокол разногласий с замечаниями к положениям проектаконтракта, а не какой-либо иной документ на свое усмотрение. В том числе участникзакупки не вправе направить заказчику протокол разногласий, содержание которого несоответствует требованиям ч. 4 ст. 70 Федерального закона № 44-ФЗ.

Из анализа приведённых норм Закона следует, что победителю электронногоаукциона предоставлено право разместить в единой информационной системе протоколразногласий к проекту контракта в течение 13 дней с даты опубликования протокола подведения итогов электронного аукциона и только в случае не соответствия проектаконтракта извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке научастие в таком аукционе. При этом законом не предусмотрено направление повторныхпротоколов разногласий, а также продление указанных сроков в зависимости от количестванаправленных сторонами протоколов разногласий.

Принимая во внимание цели и задачи правового регулирования Закона о контрактнойсистеме, суд приходит выводу, что указанные выше сроки являются пресекательными, а всеимеющиеся между сторонами разногласия при заключении контракта должны бытьурегулированы в указанные сроки. Обратное толкование привело бы к правовой ифактической неопределённости в вопросах сроков заключения контрактов по результатамэлектронного аукциона и создало бы предпосылки для злоупотребления правом со сторонынедобросовестных участников конкурсных процедур.

Закон о контрактной системе является комплексным законодательным актом,содержащим нормы как публичного, так и частного права.

Согласно пункту 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются поусмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условияпредписано законом или иными правовыми актами.

Закон о контрактной системе в основном состоит из норм императивного характера,ограничивающих свободу усмотрения сторон.

Сам проект контракта в силу прямого указания названного Закона является элементомпроцедуры размещения заказа, и оспорить его условия возможно только путем подачижалобы на положения документации о торгах, то есть по основаниям, в порядке и в сроки,установленные непосредственно данным нормативным правовым актом. Не обжалованныйна стадии размещения заказа проект контракта подлежит подписанию лицом, победившимна торгах.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации от ...... надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный органвправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия(бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом,оценивая такие действия (бездействие), следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ,части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности,определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществлениягражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения илиставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона от ... закона оконтрактной системе, если в документации об электронном аукционе указана общаяначальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае,предусмотренном пунктом 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, начальная(максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путемснижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной)цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае проведения в соответствии с частью 5 указанной статьи Закона оконтрактной системе электронного аукциона его участником, предложившим наиболеенизкую цену контракта, признается лицо, предложившее наиболее низкую общую ценузапасных частей к технике, оборудованию и наиболее низкую цену единицы работы и (или)услуги по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, наиболеенизкую цену единицы услуги (часть 17 статьи 68 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе Заказчикомбыл направлен на подписание проект контракта, соответствующий ценовому предложениюпобедителя электронного аукциона.

Таким образом, в соответствии пунктом 3.37. Административного регламента, доводООО «Принт-К» об отсутствии в аукционной документации указания на использование«понижающего коэффициента» при определении стоимости единицы услуги, отсутствиерасчета обоснования начальной (максимальной) цены контракта не подлежал рассмотрениюантимонопольным органом, как заявленный после окончания не только срока подачи заявокна участие в электронном аукционе, но и после его проведения.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом вэлектронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котороминформация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путемразмещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона идокументации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования идополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электроннойплощадке ее оператором.

Особенностями документооборота при проведении электронного аукциона,предусмотренными статьей 60 Закона N 44-ФЗ, является обмен информацией междуучастником электронного аукциона и заказчиком исключительно через электроннуюплощадку в форме электронных документов, подписанных усиленной электроннойподписью лица, имеющего право действовать от имени участника такого аукциона.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации от ...... также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольныйорган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия(бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом,оценивая такие действия (бездействие), следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ,части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности,определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения илиставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона от ... закона оконтрактной системе, если в документации об электронном аукционе указана общаяначальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае,предусмотренном пунктом 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, начальная(максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путемснижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной)цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае проведения в соответствии с частью 5 указанной статьи Закона оконтрактной системе электронного аукциона его участником, предложившим наиболеенизкую цену контракта, победившим признается лицо, предложившее наиболее низкуюобщую цену запасных частей к технике, оборудованию и наиболее низкую цену единицыработы и (или) услуги по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники,оборудования, наиболее низкую цену единицы услуги (часть 17 статьи 68 Закона оконтрактной системе).

В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе Заказчиком былнаправлен на подписание проект контракта, соответствующий ценовому предложениюпобедителя электронного аукциона.

Отклонение ООО «Принт-К» проекта контракта Заказчика и без надлежащегооформления протокола разногласий с указанием в комментариях, о внесении корректировокв контракт путем выделения их желтым цветом, без составления прокола разногласийявляется прямым нарушением ч. 4 ст. 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Кроме того, антимонопольный орган не доказал, что при отказе от включения впроект договора «единичных расценок» услуг по заправке и восстановлению картриджейЗаявителя, имела место или существовала угроза недопущения, ограничения,устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц, а также то, что этидействия Заказчика были совершены вне допустимых пределов осуществления гражданскихправ либо ими налагались на контрагента неразумные ограничения.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исследовав и оценив, представленные в ходе судебного заседания материалы и доказательства по делу, суд приходит к выводу о недоказанности вины ФИО1, как должностного лица, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, что является основанием для прекращения производства по делу.

На основании изложенного, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан от ... в отношении должностного лица – начальника отдела государственных закупок ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «...»ФИО1 по делу об административном правонарушении ....32.3-240/2019 предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление должностного лица административного органа.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан от ... по делу об административном правонарушении по делу 016/04/7.32.3-240/2019 об административном правонарушении, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении должностного лица – начальника отдела государственных закупок ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «...»ФИО10 ФИО1 отменить, производство прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление должностного лица административного органа.

Жалобу ФИО11 ФИО1 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районный суд города Казани в Верховный суд Республики Татарстан.

Судья: Д.И. Гадыршин