РЕШЕНИЕ | ||
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении | ||
город Мурманск | 20 августа 2020 года |
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Завражнов М. Ю., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от 7 июля 2020 года № директор общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года
№ 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением, директор общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 обратился в Ленинский районный суд города Мурманска с жалобой, в которой просил это постановление отменить.
В обоснование своей жалобы директор общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 ссылался на то, что территория, прилегающая к контейнерной площадке, не входит в состав придомовой территории многоквартирного дома; более того, с 4 июня
2020 года на основании письменного соглашения и акта приема-передачи содержание территории контейнерной площадки осуществляет иное лицо, при этом на момент принятия и передачи территории контейнерной площадки контейнерная площадка являлась убранной.
Директор общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 на рассмотрение своей жалобы не явился, о времени и месте ее рассмотрения извещен надлежащим образом, в том числе по адресу места своего жительства.
Представитель административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск представил отзыв на жалобу в письменной форме.
Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено.
Судья решил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом. При этом судья учитывает, что при подготовке жалобы к рассмотрению участие директора общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 и иных лиц в рассмотрении жалобы необходимым признано не было.
Проверив материалы дела в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судья пришел к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области
«Об административных правонарушениях» (с учетом пункта 1 этой же статьи) повторное нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск утверждены решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712.
Разделом 10 данных правил благоустройства регламентируется эксплуатация объектов и элементов благоустройства.
Подразделом 10.2 этих же правил благоустройства регламентируется уборка территорий.
Пунктом 10.2.6 названных правил благоустройства предусматриваются особенности содержания общего имущества в многоквартирном доме и уборки придомовых территорий.
Согласно подпункту 10.2.6.2 этих же правил благоустройства физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют: уборку территорий; уборку крылец и площадок при входных группах; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов; вывоз бытовых и крупногабаритных отходов; мойку контейнеров; очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от многоквартирных домов до присоединения к магистральной сети; установку, содержание и очистку урн; выкашивание травы, при этом высота травяного покрова не должна превышать 15 см; меры по отводу поверхностных вод с территорий зданий и сооружений.
Пунктом 10.2.7 названных правил благоустройства регламентируется обращение с отходами.
Согласно подпункту 10.2.7.12 этих же правил благоустройства запрещается: размещение отходов на контейнерной площадке без договора на вывоз и размещение отходов; переполнять контейнеры отходами производства и потребления; размещать отходы на территории, не принадлежащей правообладателям отходов, без передачи права собственности на эти отходы; выбрасывать в контейнеры, размещать на контейнерных площадках и на территории, прилегающей к ней, ртутьсодержащие лампы; самовольно организовывать места размещения отходов производства и потребления и размещать отходы на таких местах; сжигать отходы производства и потребления; загрязнять территорию города отходами производства и потребления; использовать отходы производства и потребления для благоустройства территории (в том числе клумбы, ограждения).
Как видно из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, 4 июня 2020 года в период времени с
16 часов 31 минуты до 16 часов 33 минут установлено, что директор общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 при осуществлении руководства текущей деятельностью управляющей организации выполнил работы по обслуживанию многоквартирного дома 14 на улице Ковалева в городе Мурманске согласно договору управления многоквартирным домом не в полном объеме, поскольку в нарушение подпунктов 10.2.6.2 и 10.2.7.12 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712, территория, прилегающая к контейнерной площадке, расположенной в районе указанного дома, захламлена бытовым мусором (бумагой, полиэтиленом, мелкой упаковочной тарой и прочим), а также изношенными автомобильными покрышками, что свидетельствует о несвоевременном проведении работ по очистке контейнерной площадки от мусора и нарушении пункта 2 статьи 2 Закона Мурманской области
«Об административных правонарушениях».
Согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно отдельным положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий
(пункт 1). Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36). Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12). Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, в силу пункта 11 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Вопросы, которые могут регулировать правила благоустройства территории муниципального образования, приведены в части 2 статьи 45.1 этого же федерального закона. Иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, могут быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
В соответствии с отдельными положениями части 2 статьи 45.1 названного федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Таким образом, благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности, а его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также содержание территорий населенных пунктов и расположенных на этих территориях объектов. Для достижения данных целей при решении вопросов местного значения утверждаются правила благоустройства территории муниципального образования, осуществляется контроль за их исполнением и организовывается благоустройство территории муниципального образования в соответствии этими правилами (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). При этом в правилах благоустройства территории муниципального образования предусматриваются требования к благоустройству территории муниципального образования, его элементам и перечень (комплекс) соответствующих мероприятий, порядок и периодичность их проведения.
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденные решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712, устанавливают требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды. Данные правила устанавливают требования, которые необходимо применять при осуществлении деятельности по благоустройству территории.
Пунктом 1.7 названных правил благоустройства определено, кто может выступать участником деятельности по благоустройству.
Так, в соответствии с данным пунктом правил благоустройства участниками деятельности по благоустройству могут выступать: а) жители города Мурманска, которые формируют запрос на благоустройство и принимают участие в оценке предлагаемых решений. В отдельных случаях, определенных (установленных) отдельными правоустанавливающими актами, граждане участвуют в выполнении работ. Жители могут быть представлены общественными организациями и объединениями; б) представители органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование в пределах своих полномочий; в) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории города Мурманска, которые могут участвовать в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству; г) представители профессионального сообщества, в том числе ландшафтные архитекторы, специалисты по благоустройству и озеленению, архитекторы и дизайнеры, которые разрабатывают концепции и проекты благоустройства, рабочую документацию; д) исполнители работ, специалисты по благоустройству и озеленению, в том числе возведению малых архитектурных форм; е) иные лица, заинтересованные в осуществлении деятельности по благоустройству.
Следует отметить, что круг участников деятельности по благоустройству, определенный правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, согласуется с позицией, приведенной в пункте 2.5 методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года №.
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск к объектам благоустройства относят территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству (подраздел 5.1), а контейнерные площадки – к элементам благоустройства, используемым в качестве составных частей благоустройства (абзац тринадцатый подраздела 5.2).
Следует заметить, что названные выше методические рекомендации контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов в качестве территорий определенного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, наоборот, относят к объектам благоустройства (абзац девятый пункта 1.3), а не к элементам благоустройства (пункт 1.4).
Согласно пункту 1.2 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск деятельность по благоустройству территории муниципального образования город Мурманск включает в себя разработку проектной документации по благоустройству территории, выполнение мероприятий по благоустройству территории и содержанию объектов благоустройства, а также осуществление контроля за благоустройством территории города Мурманска, что согласуется с
пунктом 2.1 названных выше методических рекомендаций.
В правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск контейнерная площадка определена как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров
(подпункт 5.2.14.1). Обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, ограждение, контейнеры с крышкой (пункт 5.2.14.2).
Схожее определение приведено в пункте 6.12.5.1 названных выше методических рекомендаций.
Также определение контейнерной площадки приведено в своде правил СП 262.1325800.2016 «Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства», согласно которому контейнерная площадка – это территория, на которой расположен комплекс технических средств и сооружений для выполнения операций, связанных с погрузкой и выгрузкой контейнеров на подвижной состав автомобильного и железнодорожного транспорта, погрузкой (разгрузкой), сортировкой и хранением контейнеров, а также с их завозом (вывозом), выполнением коммерческих операций и их техническим обслуживанием.
Определения территории, прилегающей именно к контейнерной площадке (прилегающей территории к контейнерной площадке), правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск не содержат.
Градостроительным кодексом Российской Федерации прилегающая территория определяется как территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 37 статьи 1).
На территории Мурманской области порядок определения границ прилегающих территорий предусматривается статьей 19 Закона Мурманской области от 6 ноября 2018 года № 2304-01-ЗМО «О градостроительной деятельности на территории Мурманской области», согласно пунктам 1, 2 и 5 которой границы прилегающей территории определяются правилами благоустройства территории муниципальных образований Мурманской области в соответствии с порядком, установленным настоящей статьей, и отображаются на картах-схемах, форма которых, а также требования к их оформлению устанавливаются исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства. Согласованные карты-схемы утверждаются муниципальными правовыми актами.
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск предусматривают, что границы прилегающей территории определяются в отношении территорий общего пользования, которые прилегают (то есть имеет общую границу) к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которых определены в соответствии с настоящими правилами и в соответствии с порядком определения границ прилегающей территории, утвержденным законом Мурманской области (подпункт 10.2.2.2). Границы прилегающей территории отображаются на картах-схемах, форма и требования к оформлению которых установлены исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства (подпункт 10.2.2.3).
Карты-схемы, на которых отображаются границы прилегающих территорий и которые утверждаются муниципальными правовыми актами, представляют собой нормативные правовые акта, регулирующие более узкие по сравнению с правилами благоустройства территории муниципального образования; при этом указанные нормативные правовые акты муниципальными правовыми актами, регулирующими вопросы благоустройства, быть не перестают, поскольку эти нормативные правовые акты только детализируют общие положения, закрепленные в правилах благоустройства.
Под придомовой территорией в правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (пункт 2.59) понимается территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, – в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела об административном правонарушении необходимо отметить, что, исходя из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении применительно к положениям подпункта 10.2.6.2 пункта 10.2.6 и
подпункта 10.2.7.12 пункта 10.2.7 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, директор общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 признан виновным в том, что, во-первых, своевременно не осуществил уборку придомовой территории и, в частности, уборку территорий вопреки абзацу второму подпункта 10.2.6.2 пункта 10.2.6; в этой части необходимо отметить, что административная комиссия не обвиняет директора общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 в нарушении абзаца четвертого подпункта 10.2.6.2 пункта 10.2.6, предусматривающего уборку контейнерной площадки. Во-вторых, директор общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 признан виновным в том, что нарушил запреты, связанные с обращением с отходами, а именно, допустил загрязнение территории города отходами производства и потребления вопреки абзацу восьмому подпункта 10.2.7.12 пункта 10.2.7; данные нарушения, как утверждает административная комиссия, привели к тому, что территория, прилегающая к контейнерной площадке (именно прилегающая территория), оказалась захламлена, при этом о захламлении прилегающей территории контейнерной площадки по вине именно директора общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1, по мнению административной комиссии, свидетельствует отсутствие своевременной уборки контейнерной площадки под его руководством.
При этом, как полагает административная комиссия, своевременно осуществлять уборку придомовой территории и, в частности, уборку контейнерной площадки, а также соблюдать запреты, связанные с обращением с отходами, директор общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 обязан был в рамках руководства текущей деятельностью вверенной ему управляющей организации в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
Согласно протоколу об административном правонарушении должностным лицом установлено только то, что территория, прилегающая к контейнерной площадке, расположенной в районе многоквартирного дома 14 на улице Ковалева в городе Мурманске, захламлена бытовым мусором (бумагой, полиэтиленом, мелкой упаковочной тарой и прочим), а также изношенными автомобильными покрышками.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 и частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
13 августа 2006 года № 491, закреплено, что уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, в состав услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества не входят. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков (подпункт «в» пункта 15 данных правил содержания имущества).
Как было указано выше, согласно пунктам 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий, а также вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Кроме этого, Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ статья 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, дополнена частью 9, согласно которой лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
В этой связи со дня вступления в силу (28 июня 2018 года) абзацев семнадцатого и восемнадцатого пункта 8 статьи 1, абзаца третьего подпункта «б» пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря
2017 года № 463-ФЗ (часть 3 статьи 4 этого федерального закона) на собственников помещений в многоквартирном доме может быть возложена обязанность по содержанию территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования.
Однако правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск границы прилегающих территорий, придомовых (или дворовых, внутриквартальных) территорий, являющихся территориями общего пользования, не определены. Также согласно сведениям, представленным управлением Ленинского административного округа города Мурманска администрации города Мурманска в порядке исполнения определений судьи Ленинского районного суда города Мурманска, органом местного самоуправления не определены границы придомовой территории многоквартирного дома 14 на улице Ковалева в городе Мурманске, а также прилегающих территорий относительно данного дома и контейнерной площадки по этому же адресу; земельный участок под указанным многоквартирным домом не образован, в том числе по границам этого дома. Границы территории, сформированной в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, или в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение), как следует из материалов дела, также не определены и не установлены; а если в этой части исходить из карты места контейнерной площадки, согласованной в 2005-2006 годах, то из данной карты усматривается, что контейнерная площадка находится за пределами границ указанной территории.
При таких обстоятельствах в отсутствие определенных и установленных границ прилегающих территорий, придомовых (или дворовых, внутриквартальных) территорий, являющихся территориями общего пользования, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также в отсутствие образованного земельного участка под многоквартирным домом, в том числе по его границам, на собственников помещений и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме 14 на улице Ковалева в городе Мурманске, а также на управляющую организацию, руководство деятельностью которой осуществляет ее директор ФИО1, обязанности по уборке указанных территорий у названных лиц не имеется.
В отсутствие определенных границ названных территорий не представляется возможным установить, в чем именно заключается вменяемое административное правонарушение, которое должно быть сформулировано четко, ясно, определенно и недвусмысленно с тем, чтобы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения.
Что касается уборки территории самой контейнерной площадки
(в случае по настоящему делу – по мнению административной комиссии, относящейся к придомовой территории), отсутствие осуществления которой установлено в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении, то в этой части следует отметить, прежде всего, то обстоятельство, что отсутствие уборки территории контейнерной площадки административной комиссией установлено исключительно в связи с захламлением прилегающей к этой контейнерной площадке территории. По мнению административной комиссии, захламление прилегающей к контейнерной площадке территории является следствием именно несвоевременной уборки территории самой контейнерной площадки.
Вместе с тем согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, закреплены в статье 26.1 этого же кодекса. Так, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, среди прочего, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 названного кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Между тем непосредственно обстоятельство ненадлежащей, несвоевременной уборки кем-либо, в том числе именно обществом с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» под руководством ФИО1, территории самой контейнерной площадки, являющееся имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела обстоятельством, административной комиссией не исследовалось и не устанавливалось. Обстоятельство захламления прилегающей к контейнерной площадке территории именно вследствие ненадлежащей, несвоевременной уборки территории самой контейнерной площадки, а не каких-либо иных обстоятельств установлено административной комиссией при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании предположения, в отсутствие каких-либо фактических сведений. В этой связи применительно к обстоятельствам настоящего дела представляется приемлемым заметить, что даже среди фотографий, представленных административной комиссией вместе с другими материалами дела, не имеется ни одной фотографии с изображением мусора на территории самой контейнерной площадки.
Кроме этого, применительно к обстоятельствам настоящего дела об административном правонарушении следует отметить рекомендации по организации мероприятий, связанных со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, других отходов, снега, и иных мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды, приведенные в методических рекомендациях для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года № 711/пр.
Так, в пунктах 12.2.1 и 12.2.5 названных методических рекомендаций в каждом районном образовании рекомендуется составить согласованную с заинтересованными лицами карту подведомственной территории с закреплением ответственных за уборку конкретных участков территории, в том числе прилегающих к объектам недвижимости всех форм собственности. Карта согласовывается со всеми заинтересованными лицами (предприятиями, организациями, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, администрацией района) с указанием мест сбора твердых коммунальных отходов. Для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления рекомендуется устанавливать специально предназначенные для временного складирования отходов емкости малого размера (урны, баки).
Между тем в случае по настоящему делу об административном правонарушении даже представленная управлением Ленинского административного округа города Мурманска администрации города Мурманска согласованная карта места контейнерной площадки обществом с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» не подписывалась и не согласовывалась. В данном согласование принимало участие иное лицо – ММУП «Севжилсервис».
В этой связи следует заметить, что между ООО «Севжилсервис» и ООО «Льян-Сервис» на период с марта по декабрь 2020 года было заключено соглашение о совместном обслуживании площадки для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
Вместе с тем нарушение условий данного соглашения (если такое нарушение имело место быть) не может являться основанием для привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области «Об административных правонарушениях», поскольку таким основанием в соответствии с положениям статьи 2 названного закона Мурманской области является нарушение именно правил благоустройства территории муниципального образования, утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, а не каких-либо иных правил; указанное соглашение заключено хозяйствующими субъектами по их усмотрению, и вопросов благоустройства территории муниципального образования (несмотря на условия конкретного соглашения) применительно к названному закону Мурманской области регулировать не может; вопросы благоустройства регулируются определенными нормативными правовыми актами.
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что из акта приема-передачи контейнерной площадки для обслуживания следует, что 4 июня 2020 года обслуживание контейнерной площадки осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «Севжилкомм», то есть иным лицом.
Кроме того, необходимо отметить, что административной комиссией не установлена повторность нарушения правил благоустройства территории, поскольку в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует указание на какое-либо постановление по делу об административном правонарушении, из которого исходила административная комиссия, определяя данную повторность совершения административного правонарушения.
При рассмотрении настоящей жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья обратил внимание также на то обстоятельство, что по договору управления многоквартирным домом предусмотрена уборка контейнерных площадок 6 раз в неделю (пункт 12 приложения № 2 к договору). Между тем в соответствии с разделом II данного приложения к договору указанные услуги предусмотрены в рамках уборки исключительно земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома; в отсутствие определенных в установленном порядке границ территорий общего пользования (прилегающих, придомовых, дворовых, внутриквартальных территорий, территорий контейнерных площадок) однозначно установить контейнерные площадки, ответственность по уборке которых возложена на иных лиц, не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При всех изложенных выше обстоятельствах судья пришел к выводу о том, что обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по данному делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1
статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда города Мурманска
решил:
постановление административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от 7 июля 2020 года № о назначении директору общества с ограниченной ответственностью «Льян-Сервис» ФИО1 административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года
№ 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Мурманский областной суд.
Судья | М. Ю. Завражнов | |