ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-228/2016 от 01.12.2016 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Липецк 01 декабря 2016 года

Судья Советского районного суда города Липецка Золотарева М.В., рассмотрев дело по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> Управления экологии и природных ресурсов <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ИП ФИО6,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> Управления экологии и природных ресурсов <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО6 привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Не согласившись с указанным постановлением, ИП ФИО6 обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление как незаконное и необоснованное отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы ФИО6. указал, что Управления экологии и природных ресурсов <адрес> не вправе привлекать его за нарушение закона о лицензировании. Полагает, что лицензию ему не требуется, поскольку он осуществляет деятельность по вывозу жидких фракций от населения. Принятая им жидкость не приобретается, в собственность не переходит, фактически он (ФИО6.) осуществляет только доставку жидкости на очистные сооружения. Считает, что законодательство об отходах производства и потребления в данном случае не может быть применено.

О том, что ФИО6. осуществляет перевозки отходов из выгребных ям, имеющим код отхода -7 32 100 01 30 4, то есть 4 класс опасности, материалами дела не подтверждено, нет соответствующего заключения экспертов.

Кроме того, указал, что в нарушение требований закона административным органом не установлено и в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не указаны дата, время и место совершения правонарушения, а также указал на процессуальные нарушения в ходе административного расследования о проведении которого он не извещался; протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ считает недопустимым доказательством, поскольку в нем не указано в каком статусе участвовал ФИО3 и отсутствуют подписи о разъяснении ему каких-либо прав, а также из протокола осмотра не усматривается, перевозку когда и каких отходов осуществлял ФИО6.

В судебном заседании ИП ФИО6 доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил вышеуказанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении отменить, как незаконное и необоснованное и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Кроме того, указал на малозначительность правонарушения.

Представители Управления экологии и природных ресурсов <адрес>ФИО2, ФИО4, ФИО5 считая постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, указали, что постановление было принято на основании достоверно установленных доказательств и фактических обстоятельств дела, наказание назначено с учетом данных о личности и материального положения ИП ФИО6, а также тяжести совершенного административного правонарушения. Оснований для признания совершенного ИП ФИО6 административного правонарушения малозначительным не имеется, просили в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производств и потребления в целях предотвращения вредного воздействиях отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе N89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления".

Согласно ст. 1 названного Федерального закона отходы – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию с 01.07.2016 года подлежат, в том числе деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, в силу требований закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны были получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 01.07.2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В силу ст. 9. Федерального закона N89-ФЗ от 24 июня 1998 года лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Как следует из ч. 3 ст. 14 Федерального закона N89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" на отходы 1-4 классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 классов опасности составляется на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 1 ст. 19 названного Закона юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном законом порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 721 от 01.09.2011 года «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» устанавливает требования к ведению юридическими лицами учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

Согласно ст. 9 Федерального закона N89-ФЗ от 24 июня 1998 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Согласно ст. 15 Федерального закона N89-ФЗ от 24 июня 1998 года закрепляет лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Согласно ст. 22 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.07.2014 года № 445 (с изм. и доп.) – фекальные отходы нецентрализованной канализации, а именно отходы (осадки) из выгребных ям относятся к группе отходов 7 32 100 01 30 04, то есть отходам 4 класса опасности.

Согласно Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходах, утвержденных постановлением Правительства РФ 10.02.1997 года № 155 – под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, фекальные отходы нецентрализованной канализации). Данные Правила регулируют порядок удаления указанных бытовых отходов.

Согласно Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПин 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (… жидких отходов из неканализованных домовладений). Вывоз жидких отходов из неканализованных домовладений осуществляется ассенизационным вакуумным транспортом.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно ч. 1 ст.24 названного Федерального закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Вопреки доводам жалобы заявителя ФИО6, выводы о виновности ИП ФИО6 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, основаны на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены как должностным лицом, так и судом в соответствии с требованиями с. 26.11 КоАП РФ.

Факт совершения ИП ФИО6 правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается совокупностью исследованных доказательств:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен уполномоченным на то лицом, в соответствии с требованиями ст.ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ и в сроки, предусмотренные ст. 28.5 КоАП РФ, нарушений судом не установлено. Согласно имеющимся подписям в указанном протоколе ИП ФИО6 были разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, предоставлена возможность дать объяснения, ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, изложить имеющиеся замечания и дополнения, и данные права им были реализованы, о чем свидетельствуют соответствующие подписи ФИО6 в протоколе. Копия протокола Кладовым НП получена.

Обстоятельства правонарушения, изложенные в административном протоколе, объективно подтверждены: объяснениями и показаниями ФИО6 о принятии от населения жидких отходов из выгребных ям, их перевозка и сдача по договору на очистные сооружения <адрес>; протоколом осмотра принадлежащего ФИО6 автомобиля ГАЗ-3307 государственный регистрационный знак от ДД.ММ.ГГГГ, договором на водоотведение между ИП Кладовым НП и комплексом <адрес>» филиала «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ с приложением об использовании ИП Кладовым НП автомобиля ГАЗ-3307 государственный регистрационный знак , актом от ДД.ММ.ГГГГ приема в централизованную систему водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод, счетом на оплату от ДД.ММ.ГГГГ услуг по водоотведению в объеме 88,8 м.3, актом от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ИП ФИО6 о том, что он не совершал правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ опровергается указанными выше доказательствами, не доверять которым оснований не имеется.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами, в постановлении заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> Управления экологии и природных ресурсов <адрес>ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ИП ФИО6 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, сделан обоснованный вывод о виновности, действия его правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку факт совершения инкриминируемого правонарушения нашел свое подтверждение. Доказательств, ставящих под сомнение факт совершения ИП Кладовым НП вышеуказанного правонарушения, в деле не имеется.

Как установлено судом, после привлечения ИП ФИО6 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ последний прошел обучение программе «Деятельность по обращению с опасными отходами», что в свою очередь подтверждает выводы о виновности и принятие последним в настоящее время мер к устранению допущенных нарушений для осуществления деятельности по обращению с отходами в соответствии с действующим законодательством.

На момент совершения инкриминируемого правонарушения ФИО6 являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации ИП ФИО6 и постановке на учет в налоговом органе.

ИП ФИО6, зная характер его деятельности, осуществляя деятельность по обращению с отходами, является лицом, ответственным за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении указанной деятельности.

Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, что само по себе не может являться основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении, основанному на совокупности доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Нарушений закона при получении доказательств, подтверждающих виновность ИП ФИО6 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не выявлено. Оснований не доверять представленным доказательства у суда не имеется.

Вопреки доводам заявителя процессуальных нарушений в ходе административного расследования судом не установлено, соответствующие извещения о ходе и результатах административного расследования были направлены в адрес ИП ФИО6, что подтверждается представленными материалами административного дела.

Наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, соразмерно правонарушению, с учетом всех обстоятельств дела. Оснований для изменения назначенного наказания не имеется, так как ИП ФИО6 назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, которое является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ. законных оснований для снижения размера назначенного штрафа не имеется.

Доводы ИП ФИО6 о малозначительности совершенного правонарушения, суд признает несостоятельными по следующим основаниям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В данном случае, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в отношении ИП ФИО6 не имеется, поскольку совершенное им административное правонарушение существенно нарушает общественные отношения в области охраны окружающей среды, а именно, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий.

Учитывая вышеизложенное, а также все обстоятельства по делу, вопреки доводам жалобы, суд приходит к выводу о том, что постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> Управления экологии и природных ресурсов <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ИП ФИО6 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым оставить постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> Управления экологии и природных ресурсов <адрес>ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ – без изменения, а жалобу ФИО6 – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> Управления экологии и природных ресурсов <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ИП ФИО6 оставить без изменения, а жалобу ФИО6 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный в суд города Липецка в течение 10 дней со дня получения копии мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 03.12.2016 года.

Судья (подпись) М.В.Золотарева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>