Дело № 12-228/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
15 июля 2016 года г. Мурманск, пр. Ленина, 2
Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Канцерова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда жалобу генерального директора Публичного акционерного общества «***» (далее – ПАО «***», Общество) ФИО1, *** на постановление мирового судьи судебного участка *** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении генерального директора Публичного акционерного общества «***» ФИО1, судья
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка *** от *** генеральный директор ПАО «***» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере ***
В жалобе на данное постановление, поданной защитником ФИО1ФИО2, указано, что постановление является незаконным и необоснованным в связи со следующим.
Так, часть истребуемых Государственной жилищной инспекцией *** области (далее - ГЖИ ***) документов у Общества отсутствовала и представлена быть не могла, в связи с чем Общество направило запрос в адрес МУП «***» с просьбой предоставить необходимые копии документов в адрес ПАО «***». На основании полученного ответа в адрес ГЖИ *** Обществом было подготовлено письмо исх. №*** от ***, которое направлено почтой *** Таким образом, автор жалобы полагает, что в действиях должностного лица – генерального директора Общества - не содержится действий либо бездействия, которые воспрепятствовали бы законной деятельности должностного лица ГЖИ ***, а был лишь факт несвоевременного предоставления документов.
Кроме того, в соответствии с Приказом №*** от *** в целях разграничения производственных задач и рационального распределения трудовых обязанностей работников в Обществе разработано и утверждено Положение об отделе сбыта ОАО «***». В соответствии с п. 2.5 Положения одной из основных задач и функций Отдела сбыта является подготовка ответов в государственные и муниципальные органы, а также другие предприятия, организации, учреждения по вопросам, относящимся к компетенции Отдела. Следовательно, со стороны генерального директора выполнены необходимые мероприятия по распределению обязанностей в Обществе и возложению конкретных функций и задач на ответственных сотрудников отдела сбыта.
Также в жалобе указано, что генеральный директор ПАО «***» ФИО1 работает на условиях внешнего совместительства, занимается общим руководством Общества и его постоянное рабочее место расположено по адресу: ***. Таким образом, генеральный директор путем издания локального нормативного акта возложил обязанности по подготовке ответов в соответствующие органы на ответственных сотрудников Общества и самостоятельно разбор корреспонденции и контроль за подготовкой ответов не осуществляет.
Просит производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях генерального директора ПАО «***» ФИО1
В судебном заседании ФИО1 не участвовал, его защитник ФИО3 поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель ГЖИ *** в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ФИО3, оценив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Ответственность по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового надзора, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют действия, направленные на создание препятствий для осуществления должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля деятельности по проведению проверок, либо совершение действий, направленных на избежание проведения таких проверок, повлекшие невозможность проведения проверки. Субъектами данного административного правонарушения являются в том числе и должностные лица.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от *** № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В силу частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона от *** № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Частью 4 статьи 11 названного Федерального закона предусмотрено правомочие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля направить в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от *** № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
В силу части 2 статьи 25 Федерального закона от *** № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с распоряжением от ***№*** ГЖИ *** в отношении ПАО «***», генеральным директором которой является ФИО1, в период с *** по *** инициирована внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения ФИО4, проживающей по адресу: *** по вопросу выставления задолженности за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период ***
В целях осуществления проверки ГЖИ *** в адрес ПАО «***» посредством факсимильной связи и заказным письмом направлено Распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки №*** и Уведомление о проведении мероприятия по контролю №*** с требованием о предоставлении сведений и документов (заверенные копии), а именно:
- копии квитанций по Адрес*** многоквартирного дома Адрес*** для взимания платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению за период ***
- основания предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, начисления и предъявления платежных документов к оплате собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме Адрес*** за период *** (с приложением копии договора теплоснабжения С ООО «***» ИНН ***);
- копию уведомления, подтверждающую расторжение договора теплоснабжения с ООО «***» ИНН *** с ***
Указанные уведомление и распоряжение были получены представителем Общества посредством факсимильной связи ***, заказным письмом ***.
Однако, к указанному в уведомлении сроку до ***, затребованные сведения и документы Обществом в адрес ГЖИ *** представлены не были, что повлекло невозможность проведения внеплановой документарной проверки. Факт невозможности провести проверку в установленный срок отражен в акте №*** от ***, согласно которому проверка не завершена в связи с отсутствием необходимых документов.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными и оцененными в судебном заседании, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами: - протоколом об административном правонарушении №*** от ***; копией распоряжения №*** от *** о проведении внеплановой документарной проверки; копией уведомления о проведении мероприятия по контролю №*** от ***; копией акта проверки №*** от ***; копией обращения ФИО4 от ***; копиями квитанций за коммунальные услуги; копиями заявлений ФИО4 от ***, ***; сообщением *** от ***№***; сообщением ООО «***» от ***№***; сведениями с сайта ФГУП «***» о вручении заказного письма; копией Устава ОАО «***»; выпиской из ЕГРЮЛ от *** и другими материалами дела.
В соответствии с п. 25.1 Устава ПАО «***» исполнительным органом Общества является генеральный директор Общества.
Как следует из материалов дела и подтверждается приказом о вступлении в должность №***/к от *** генеральным директором ПАО «***» является ФИО1
Исходя из вышеизложенного, установлено и подтверждается представленными в дело доказательствами, что генеральный директор ПАО «***» ФИО1 при наличии возможности для выполнения требования ГЖИ *** о предоставлении в срок до *** перечня документов, необходимых для осуществления проверки, не принял все зависящие от него меры для предоставления документов, чем допустил воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) ГЖИ *** по проведению проверки, повлекшее невозможность проведения проверки, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При таких обстоятельствах действия генерального директора ПАО «***» ФИО1 правильно квалифицированы по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении генерального директора ПАО «***» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено генеральному директора ПАО «***» ФИО1 в соответствии с санкцией части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания мировым судьей учтен характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, в связи с чем назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией настоящей статьи.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не допущено.
Довод жалобы об отсутствии в действиях генерального директора Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю несостоятельными в связи со следующим.
Поступление затребованных органом государственного надзора документов по окончании срока проведения проверки, то есть в настоящем случае после ***, не влечет возобновление проведения проверки или продление срока ее проведения, то есть юридического значения не имеет и не освобождает должностное лицо от ответственности за допущенное правонарушение.
С ходатайством о продлении срока проверки в связи с невозможностью предоставить необходимые документы в установленный срок лицо, привлекаемое к административной ответственности, в ГЖИ *** не обращалось, о невозможности по объективным причинам представить документы в срок до *** орган государственного контроля (надзора) в известность не ставило.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют действия или бездействие, выразившиеся в непредставлении или несвоевременном представлении, а также предоставление не в полном объеме или в искаженном виде в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом.
Между тем, ПАО «***» не только несвоевременно (после окончания срока проведения проверки) предоставило в адрес ГЖИ *** затребованные документы, но создало административному органу препятствие в проведении проверки по обращению гражданки ФИО4, что повлекло невозможность ее (проверки) проведения, то есть имеет место правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как ошибочно полагает податель жалобы.
Таким образом, доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Ссылка на п. 2.5 Положения об отделе сбыта ОАО «***», согласно которому одной из основных задач и функций Отдела сбыта является подготовка ответов в государственные и муниципальные органы, а также другие предприятия, организации, учреждения по вопросам, относящимся к компетенции Отдела, вследствие чего автор жалобы делает вывод о выполнении генеральным директором мероприятий по распределению обязанностей в Обществе и возложении конкретных функций и задач на ответственных сотрудников, не может являться основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности.
Действительно, как следует из материалов дела, уведомление о проведении мероприятий по контролю от ***№****** передано на исполнение сотруднику ФИО5 (л.д. 47), однако ФИО1, являясь генеральным директором ПАО «***», должных мер для предоставления сведений и документов в ГЖИ ***, а также для контроля за исполнением подчиненным ему сотрудником требования о предоставлении необходимых ГЖИ *** документов в установленный срок не предпринял, чем воспрепятствовал законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), что повлекло невозможность проведения проверки.
С учетом изложенного, постановление о привлечении генерального директора ПАО «***» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка *** от *** о признании генерального директора Публичного акционерного общества «***» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ***, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1ФИО2. – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья: Т.В.Канцерова