ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-228/2021 от 21.06.2021 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

дело № 12-228/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Киселева Р.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке ст.30.6 КоАП РФ жалобу ФИО1 на постановление Административной комиссии городского округа город Стерлитамак от 7 апреля 2021 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением административной комиссии при Администрации муниципального городского округа город Стерлитамак от 7 апреля 2021 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Из постановления следует, что 9 февраля 2021 г. в 9 час. 51 мин. после производства работ по очистке снега на территории многоквартирного <адрес> должностное лицо ФИО1 допустил складирование счищаемого снега на территорию общественного пользования, где имеются зеленые насаждения, тем самым нарушив п.А ч.4 ст.46 Правил благоустройства городского округа г.Стерлитамак РБ, то есть совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал жалобу об отмене постановления административной комиссии, считая его незаконным, указывая также на то, что место, куда складировался снег, не подходит под определение указанное в правилах благоустройства, также указанное место никак не подтверждено, что является общественной территорией, на фото виден снег, но не видно какого-либо мусора; не имеется доказательств складирования снега именно ООО «Жилсервис Ленинский». Кроме того, в материалах дела не имеется доказательств вручения уведомления о составлении протокола об административном правонарушении. Также просит восстановить срок для обжалования указанного постановления.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

В судебном заседании защитник ФИО1 жалобу поддержал и просил ее удовлетворить, также поддержал ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления.

Представитель заинтересованного лица - административной комиссии при Администрации муниципального городского округа город Стерлитамак в судебном заседаниипросила в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив материалы дела, копии материаловдела об административном правонарушении в отношении должностного лицаФИО1 прихожу к следующему.

Согласно ч.1 и 2 ст.30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела следует, что копия постановления административной комиссии от 7 апреля 2021 г. получена ФИО1 16 апреля 2021 г., что подтверждается уведомлением о вручении; с первоначальной жалобой в суд он обратился 20 апреля 2021 г., которая определением суда была возвращена ввиду пропуска срока обжалования и отсутствия ходатайства о его восстановлении; указанное определение судьи ФИО1 получено 6 мая 2021 г.; с настоящей жалобой ФИО1 обратился 6 мая 2021 г., направив ее почтовой корреспонденцией. При таких обстоятельствах процессуальный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению.

Согласно ст. 1.1. Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Кодекса.

Согласно ст. 1.2. Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях задачами законодательства Республики Башкортостан об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно ч.1 ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил благоустройства территорий городов, выразившееся в нарушении порядка комплексного благоустройства и внешнего оформления городских территорий (в неоформлении или несогласовании проекта благоустройства) или в ненадлежащем содержании или очистке прилегающей территории, закрепленной территории, зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов, элементов благоустройства, в том числе неустранении в установленные сроки повреждений зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов, элементов благоустройства, или требований по уборке дорог общего пользования, мойке дорожных покрытий, уборке прилегающих территорий, закрепленных территорий, установке и содержанию урн, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются, в частности протоколом об административном правонарушении.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нём делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что 9 февраля 2021 г. в 9 час. 51 мин. после производства работ по очистке снега на территории многоквартирного <адрес> должностное лицо ФИО1 допустил складирование счищаемого снега на территорию общественного пользования, где имеются зеленые насаждения, тем самым нарушив п.А ч.4 ст.46 Правил благоустройства городского округа г.Стерлитамак РБ, то есть совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.

Уведомление о дате и времени составления протокола об административном правонарушении по указанному выше факту, назначенного на 10 марта 2021 г., направлено в адрес ФИО1 по двум адресам и возвращены за истечением срока хранения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 назначено административной комиссией на 24 марта 2021 г., вместе с тем, извещения о рассмотрении дела получены ФИО1 лишь 24 марта 2021 г.; 24 марта 2021 г. заседание комиссии по рассмотрению административного дела было отложено на 7 апреля 2021 г. в 14:05 час., однако доказательств вручения ФИО1 уведомлений о дате и времени рассмотрения дела административной комиссией не представлено.

Из изложенного следует, что ФИО1 не был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении.

Однако, несмотря на это, постановлением административной комиссии ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, объективно подтверждающие надлежащее извещение ФИО1 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее извещение ФИО1 о дате, времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении.

Таким образом, установлено, что на момент рассмотрения дела по существу административная комиссия не располагала сведениями о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела, что является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.

Наличие заявления представителя ФИО1 - ФИО2 от 7 апреля 2021 г. на ознакомление с материалами дела и ходатайство о рассмотрении дела без «моего участия», не свидетельствуют о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности.

В связи с существенными нарушениями административной комиссией процессуальных требований КоАП РФ, выразившимися в ненадлежащем извещении привлекаемого лица о времени и месте рассмотрения дела, постановление суда по делу подлежит безусловной отмене.

С учётом изложенного прихожу к выводу о недоказанности административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РБ.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно правовой позиции изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РБ по данному делу об административном правонарушении составляет 2 месяца с момента совершения правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, имели место 9 февраля 2021 г.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истёк.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица (наличии события, состава правонарушения), в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление Административной комиссии городского округа город Стерлитамак от 7 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях», в отношении должностного лица ФИО1, производство по данному делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ в Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья Р.Ф. Киселева

Решение22.06.2021