ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-228/2022 от 28.06.2022 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

УИД 21MS0-97

№ 12-228/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

28 июня 2022 года г. Чебоксары

Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Лащенова Е.В., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Даниловой Е.Ю., помощника прокурора г.Чебоксары Васильева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ИТ-Софт» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Калининского района г.Чебоксары от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ИТ-Софт»,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Калининского района г.Чебоксары от 19 апреля 2022 года ООО «ИТ-Софт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

Из указанного постановления следует, что по результатам проведенной прокуратурой города Чебоксары проверки исполнения требований законодательства о противодействии коррупции установлено, что в ООО «ИТ-Софт», расположенном по юридическому адресу: , комн. 301-314, выявлены факты нарушения требований ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» при приеме на работу лица, ранее замещавшего должность государственной (муниципальной) службы.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «ИТ-Софт» подало жалобу, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку должностное лицо общества - генеральный директор постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Калининского района г.Чебоксары от 19 апреля 2022 года привлечен за указанное правонарушение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, что в силу ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ исключает ответственность юридического лица. Также на официальном сайте Чебоксарского городского собрания депутатов в сети «Интернет» отсутствует перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции». В нарушение п. 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» решение о проведении проверки в отношении ООО «ИТ-Софт» не принималось, до сведения руководителя юридического лица решение о проведении проверки не доводилось.

В судебном заседании защитник ООО «ИТ-Софт» Данилова Е.Ю. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, указала, что вину в совершенном правонарушении и обстоятельства его совершения общество не оспаривает. Правонарушение было совершено в силу того, что при приеме на работу работника, ранее замещавшего муниципальную должность, в штате общества был директор и главный бухгалтер, начальник отдела кадров в штат еще не был принят. Учитывая, что общество образовано недавно, осуществляет деятельность в сфере ИТ-технологий, назначенный штраф в размере 100000 рублей отразится на финансовом состоянии компании, просит уменьшить размер штрафа, назначенного обществу.

Помощник прокурора г.Чебоксары Васильев А.А. возражал против удовлетворения жалобы. Указал, что проверка проводилась не в отношении конкретного общества, а в связи с осуществлением прокуратурой города надзорной деятельности по противодействию коррупции, что не требует принятия отдельного решения и доведения его до руководства проверяемого лица, все сведения о проверке были указаны в запросе, адресованном ООО «ИТ-Софт». Ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ не может быть применена в рассматриваемом деле.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив дело об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).

Исходя из смысла ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную ч. 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.

Основанием для привлечения ООО «ИТ-Софт» к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о том, что в нарушение положений ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Петрова О.В. 21 ноября 2021 года принята в ООО «ИТ-Софт» на должность ведущего специалиста отдела управления проектами и контроля качества по сопровождению ИС, уведомление о заключении 21 ноября 2021 года трудового договора с ней, до 8 ноября 2021 года замещавшей должность муниципальной службы - главного специалиста-эксперта отдела по обеспечению деятельности Чебоксарского городского Собрания депутатов, по последнему месту службы названного лица не направлено.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме Петровой О.В. на работу в ООО «ИТ-Софт» на должность ведущего специалиста, приказ о прекращении (расторжении) трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ-лс, согласно которому трудовые отношения между Аппаратом Чебоксарского городского Собрания депутатов и Петровой О.В., занимавшей должность главного специалиста-эксперта отела по обеспечению деятельности Чебоксарского городского Собрания депутатов, прекращены, иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Деяние квалифицировано по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.

Мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Довод жалобы о том, что должностное лицо ООО «ИТ-Софт» по тем же основаниям также привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа, а Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, вступившим в силу 6 апреля 2022 г., внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым, в частности, исключается наказание юридического лица и работника за одно и тоже правонарушение, несостоятельны в силу следующего.

Согласно ч. 4 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи.

Доказательств принятия ООО «ИТ-Софт» всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность ст. 19.29 КоАП РФ, ни при рассмотрении дела мировым судьей ни при рассмотрении жалобы не представлено.

Порядок и срок давности привлечения ООО «ИТ-Софт» к административной ответственности соблюдены.

Наказание за совершенное административное правонарушение назначено в пределах санкции.

Согласно ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, в отношении ООО «ИТ-Софт» Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ 22 февраля 2022 года принято решение о предоставлении государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, с учетом всех установленных обстоятельств по делу, судья приходит к выводу о том, что соответствующей мерой наказания за совершенное правонарушение является назначение наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Довод о том, что ООО «ИТ-Софт» не смогло найти на сайте Чебоксарского городского собрания информацию о документе, содержащем перечень должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и перечень должностей муниципальной службы для целей ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции», не является основанием для освобождения от ответственности юридического лица.

Также довод о том, что юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности, поскольку прокуратурой г.Чебоксары не принималось решение о проведении проверки в отношении ООО «ИТ-Софт», не влечет отмену обжалуемого решения и связан с неправильным применением норм права.

В силу положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Вопреки утверждению заявителя оснований для вывода о том, что действия прокуратуры по проведению проверки и истребованию сведений с последующим внесением постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не соответствуют положениям п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, не имеется.

Согласно материалам дела проверка соблюдения требований трудового законодательства проводилась прокуратурой г.Чебоксары на основании ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», что было доведено до сведения руководителя общества путем направления запроса от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Калининского района г.Чебоксары от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ИТ-Софт» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить, назначить наказание в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Е.В. Лащенова

Определение01.07.2022