№ 12-9/2019
РЕШЕНИЕ
8 февраля 2019 года г. Астрахань
Судья Наримановского районного суда Астраханской области Успанова Г.Т.,
с участием представителя ООО «Буровая Компания Евразия Шельф» ФИО1,
представителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Буровая Компания Евразия Шельф» ФИО3 на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 15 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Буровая Компания Евразия Шельф»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 15 октября 2018 года юридическое лицо ООО «Буровая Компания Евразия Шельф» (ООО БКЕ «Шельф») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор БКЕ «Шельф» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление от 15 октября 2018 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Представитель БКЕ «Шельф» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что самоподъемная плавучая буровая установка «Нептун» является морским судном и не является зданием, сооружением и иным объектом капитального строительства. Кроме того, для эксплуатации судна «Нептун» не требуется предоставления водного объекта, должностным лицом административного органа не указано место совершения административного правонарушения.
Представитель Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО2 судебном заседании просила постановление от 15 октября 2018 года оставить без изменения, жалобу директора БКЕ «Шельф» без удовлетворения.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ст.8.1 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности.
Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод (п.2 ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ).
Статьей 35 Водного кодекса РФ предусмотрено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В силу ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
В силу ст.22 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории. Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28.1 настоящего Федерального закона. Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Материалами дела установлено, что на основании приказа врио руководителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области, заместителя главного государственного инспектора по Астраханской области ФИО4 от 29 августа 2018 года о проведении в период с 3 сентября 2018 года по 28 сентября 2018 года плановой проверки в отношении юридического лица ООО «Буровая Компания Евразия Шельф», государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области в отношении ООО БКЕ «Шельф» проведена проверка.
В ходе проверки был составлен акт, из которой следует, что ООО БКЕ «Шельф» осуществляет свою деятельность на объекте СПБУ «Нептун», осуществляющий деятельность в Каспийском море в пределах лицензионных участков «Северный» и «Центрально-Каспийский» в соответствии с технической документацией на бурение (строительство) поисково-оценочных и разведочных скважин, согласно контракту между ООО БКЕ «Шельф» и ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», на момент осмотра, 7 сентября 2018 года установлено, что водозабор морской воды производится из вод Каспийского моря. На объекте предусмотрен возврат нормативно чистых вод в море, к которым относится возвратная морская вода от опреснительной установки, возвратная морская вода от РЗУ, вода из внешних контуров системы охлаждения оборудования (буровых насосов). По результатам лабораторных исследований воды в исследуемой акватории превышения предельно-допустимых концентраций отсутствуют.
Однако, юридическим лицом ООО БКЕ «Шельф» в ходе проведения проверки не были представлены утвержденные в установленном порядке проекты НДС и разрешение на сброс сточных веществ.
Отсутствие на момент проверки, а именно 7 сентября 2018 года разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами в отношении ООО БКЕ «Шельф» подтверждается сообщением отдела водных ресурсов по Астраханской области от 31 августа 2018 года, сообщением службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 30 августа 2018 года.
Проанализировав представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о виновности ООО БКЕ «Шельф» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Действия ООО БКЕ «Шельф» правильно квалифицированы по ст.8.1 КоАП РФ.
Доводы представителя ФИО5 о том, что 6 сентября 2018 года приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления был утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Каспийское море для ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» не могут быть во внимание, поскольку на момент проверки, 7 сентября 2018 года указанный документ не был представлен.
Доводы представителя ФИО5 о том, что самоподъемная плавучая буровая установка «Нептун» не является зданием, сооружением и иным объектом капитального строительства, не могут быть приняты судом, по следующим основаниям.
Согласно п.23 ст. 22 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно пункту 31 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под сооружениями, установками понимаются закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения подводные объекты, плавучие буровые установки, морские плавучие платформы, иные суда, подводные сооружения, включая скважины, морские стационарные платформы, стационарные буровые установки, другие плавучие и стационарные объекты, используемые в целях обеспечения обороны и безопасности государств-членов, регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов, проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов и осуществления рыболовства, проведения морских научных исследований, в иных целях, не противоречащих международным договорам государств-членов с третьей стороной и законодательству государств-членов.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность вынесенного должностным лицом постановления и поэтому не могут служить основанием для его отмены, процессуальных нарушений не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в соответствии с положениями ст.3.5, ст. 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 15 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Буровая Компания Евразия Шельф» - оставить без изменения, жалобу генерального директора ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Наримановский районный суд в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Г.Т. Успанова