№ 12-229/2018
РЕШЕНИЕ
26 ноября 2018 года г. Оренбург
Судья Оренбургского районного суда Оренбургской области
Гаврилова Ю.В.,
с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего государственного инспектора отдела АДН и КМАП Западно-Уральского МУГАДН в сфере транспорта ФИО1
при секретаре Шлеенковой Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Трансинтерсевис-СПб» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора отдела АДН и КМАП Западно-Уральского МУГАДН в сфере транспорта К. от 19 марта 2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Трансинтерсевис-СПб»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора отдела АДН и КМАП Западно-Уральского МУГАДН в сфере транспорта ФИО1 от 19 марта 2018 года ООО «Трансинтерсевис-СПб» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, генеральный директор ООО «Трансинтерсевис-СПб» ФИО2 обратился в Оренбургский районный суд Оренбургской области с жалобой, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 28 мая 2018 года жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а обжалуемое постановление – без изменения.
Решением Оренбургского областного суда от 24 июля 2018 года вышеуказанное решение отменено, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении ООО «Трансинтерсерсвис-Спб» направлено на новое рассмотрение в Оренбургский районный суд Оренбургской области, куда поступило 10 октября 2018 года.
В судебное заседание заявитель - генеральный директор ООО «Трансинтерсевис-СПб» ФИО2 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. При изложенных обстоятельствах, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть жалобу без участия заявителя.
Допрошенное в качестве свидетеля в судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО1, пояснил, что 17 января 2018 года при помощи системы контроля СВП «Платон» зафиксировано движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 50 сантиметров без специального разрешения. Превышение допустимых габаритов было установлено путем визуального осмотра, после чего уполномоченными должностными лицами были произведены замеры и составлен акт осмотра транспортного средства от 22 января 2018 года № 2, однако данный документ, не является основным доказательством виновности юридического лица. Путем проверки транспортного средства по государственному регистрационному знаку была установлена его принадлежность к ООО «Трансинтерсевис-СПб», после чего направив соответствующий запрос в ФКУ УПРДОР, получены сведения о том, что специальное разрешение на движение крупногабаритного транспортного средства данной организации не выдавалось. После проверки всех материалов, полученных в ходе административного расследования, проводимого в отношении ООО «ТИС-групп», им в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление, которым ООО «Трансинтерсевис-СПб» признано виновным по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Полагает, что он имел право на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Трансинтерсервис-СПб», поскольку достоверно установить, что грузоперевозка, в рамках осуществления которой юридическое лицо привлечено к административной ответственности, была внутрироссийской, не удалось. Имелась информация о том, что груз намеревались вывезти в Республику Казахстан, однако письменного подтверждения данному обстоятельству нет. О том, что имелись признаки международной грузоперевозки, свидетельствует и отклонение от маршрута, поскольку при следовании из <адрес>, как указано в транспортных документах, данное транспортное средство не должно было передвигаться по территории <адрес>. Считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просил жалобу ООО «Трансинтерсевис-СПб» оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрено, что движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 31 данного Федерального закона и п. 23.5 Правил дорожного движения РФ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
В соответствии с п. 3 Приказа Минтранса России от 12 января 2018 года № 10 «Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», Правил дорожного движения и нормативных документов Российской Федерации, устанавливающих порядок допуска транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ порядок выдачи специального разрешения, указанного в ч. 1 ст. 31, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272, под крупногабаритным транспортным средством понимается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства, согласно приложению № 3.
Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258 утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, согласно п. 3 указанного порядка, специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его представителю.
Как следует из материалов дела 22 января 2018 года в 14 часов 40 минут зафиксировано крупногабаритное транспортное средство VOLVO, государственный регистрационный знак № с полуприцепом государственный регистрационный знак № принадлежащее ООО «Трансинтерсервис-Спб», с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 50 сантиметров (габаритные параметры транспортного средства составили: длина 21 м.; ширина 5,82 м.; высота – 4,1 м., при допустимых: 20 м., 2,55 м. и 4 м.), чем были нарушены ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», приложение № 3 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272.
07 марта 2018 года по данному факту в отношении ООО «Трансинтерсервис-Спб» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
19 марта 2018 года вынесено обжалуемое постановление.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушения, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент исследуемых событий), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ, за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора установлен Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» (далее - Положение о федеральном государственном транспортном надзоре).
Согласно подп. 5.5.2 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой и габаритный контроль транспортных средств.
Согласно подп. «м», «о» п. 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет мероприятия по транспортному контролю; составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм Западно-Уральское МУГАДН Ространснадзора наделено полномочиями по осуществлению транспортного контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, а также составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в силу п. 5.2.53.31 которого Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), являясь федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Такой порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125 (далее - Порядок осуществления весового и габаритного контроля, Порядок), действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с данным Порядком, полномочиями по проведению весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения наделены как Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), так и государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГИБДД).
В силу п.п. 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4, 2.1.1.1.6, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка на федеральных автомобильных дорогах Ространснадзор осуществляет весовой и габаритный контроль в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, и в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации.
В п.п. 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4 Порядка определено, что при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и габаритного контроля Ространснадзором в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется, в частности: остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»; взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (специальное разрешение), а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
При этом в соответствии с п.п. 2.1.1.1.6 Порядка в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, Ространснадзором применяются меры, предусмотренные КоАП РФ.
Производство Ространснадзором весового и габаритного контроля транспортных средств на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, урегулировано п.п. 2.1, 2.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка.
Согласно данным нормам в рамках указанного контроля в отношении названной группы перевозчиков Ространснадзором на стационарных контрольных пунктах осуществляется: взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства; сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
При этом в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство (п. 2.1.1.2.4 Порядка).
В соответствии с п. 2.1.2, п. 2.1.2.1.2, п. 2.1.2.1.3, п. 2.1.2.1.5 Порядка, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения осуществляется: остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля; взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства; в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные КоАП РФ.
Аналогичные требования предъявляются к осуществлению весового и габаритного контроля положениями п.п. 18 - 23 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 июля 2011 года № 193 (далее - Административный регламент).
Пунктом 23 Административного регламента предусмотрено, что в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
Таким образом, исходя из положений приведенных выше норм, в соответствии с которыми должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, с учетом норм, регулирующих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, соответствующие должностные лица не во всех случаях расхождения весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Анализ п.п. 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4, 2.1.1.1.6, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка осуществления весового и габаритного контроля, а равно иных норм данного Порядка позволяет сделать вывод о том, что в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов вправе применять меры, предусмотренные КоАП РФ, лишь в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке.
В случае выявления нарушений при осуществлении весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, должностные лица Ространснадзора осуществлять габаритный контроль и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях не вправе.
Должностные лица ГИБДД при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах в отношении всех групп перевозчиков в соответствии с п. 2.1.2.1.5 Порядка в случае выявления нарушений, применяют меры, предусмотренные КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что при описанных выше обстоятельствах габаритный контроль в отношении транспортного средства, посредством которого осуществлялась перевозка, проводился на федеральной автомобильной дороге при внутрироссийских перевозках (маршрут <адрес> согласно данным из товарно-транспортной накладной от 08 декабря 2017 года №).
Данные, указывающие на международную автомобильную перевозку, в материалах дела отсутствуют и в судебном заседании должностным лицом не представлены, а его доводы о том, что за наличие международной грузоперевозки свидетельствует отклонение транспортного средства от маршрута и устные сведения о намерении вывезти груз за пределы РФ через Республику Казахстан, таковыми признаны быть не могут. Таким образом, в силу требований КоАП РФ все сомнения подлежат истолкованию в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах и, исходя из системного толкования приведенных выше норм, должностное лицо Западно-Уральского МУГАДН Ространснадзора не имело полномочий как на габаритный контроль транспортного средства, так и на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Трансинтерсервис-Спб» и рассмотрение дела.
С учетом изложенного, вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении постановление не может быть признано законным и подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что административное правонарушение, в совершении которого обжалуемым постановлением признано виновным ООО «Трансинтерсервис-Спб», выявлено 22 января 2018 года.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 2 месяца, и на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора отдела АДН и КМАП Западно-Уральского МУГАДН Ространснадзора от 19 марта 2018 года №, вынесенное в отношении ООО «Трансинтерсервис-Спб» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу генерального директора ООО «Трансинтерсевис-СПб» ФИО2 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора отдела АДН и КМАП Западно-Уральского МУГАДН в сфере транспорта ФИО1 от 19 марта 2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Трансинтерсевис-СПб» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Трансинтерсевис-СПб» прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья Ю.В. Гаврилова