ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-229/19 от 11.01.2019 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело об адм. правонаруш. 12-229/2019 (54MS0011-01-2019-002515-55)

Поступило в суд 26.09.2019

Р Е Ш Е Н И Е

14 ноября 2019г. г. Новосибирск

Судья Железнодорожного районного суда г. Новосибирска Еременко Д.А., при секретаре Мироновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Майдебура О.А. на постановление мирового судьи 4 – го судебного участка *** от 11.09.2019г. о привлечении к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи 4 – го судебного участка Железнодорожного судебного района *** от 11.09.2019г. Майдебура О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. 00коп.

С указанным постановлением Майдебура О.А. не согласилась, обратилась в Железнодорожный районный суд *** с жалобой на указанное постановление, которая мотивирована тем, что отсутствует событие административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, Майдебура О.А. не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Обеспечила явку защитника, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что согласно пункту 6.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ******-П возложение обязанности рассматривать обращения граждан и их объединений применительно к организациям, не входящим в систему органов публичной власти, означает определенное вмешательство в их деятельность как самостоятельных субъектов права и, по сути, ограничение их прав и свобод, тем более что исполнение этой обязанности обременительно как с организационной точки зрения, так и с точки зрения несения дополнительных расходов, в том числе на содержание персонала. Указ Президента РФ ** также перечисляет субъекты - организации, на которые возложены обязанности по рассмотрению обращений граждан, обязанности вести счетчик таких обращений, сообщать о жалобах в Администрацию Президента РФ. К таким субъектам ООО «Экология - Новосибирск» не относится. Материалами дела подтверждается какие должности занимала О.А., изначально был отдел, затем переформированный в службу, а в последующем в Управление, функции определены представленным Положением. Ссылки представителя прокуратуры на судебные акты не состоятельны, поскольку вопрос о виновности в данных актах не разрешался.

Деятельность ООО «Экология-Новосибирск» пребывает вне сферы применения Закона № 59-ФЗ, что подтверждается также судебной практикой.

На основании п. 11 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановления ** региональный оператор обязан отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращения граждан. Таким образом, к законодательству Российской Федерации для рассмотрения обращения граждан, связанных с отношениями регионального оператора и потребителя применяется Постановление **.

Региональным оператором, в рамках, принятых на себя обязательств Соглашением от ****, заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики *** и ООО «Экология-Новосибирск», а также в соответствии с требованиями Постановления **, разработано и утверждено положение о документообороте (Приказ ** от ****). Указанным приказом определены общие правила организации и учета делопроизводства, порядок приема, регистрации предварительного рассмотрения входящих документов, организация контроля за исполнением документа, порядок работы с заявками, заявлениями на заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с Потребителями (физическими и юридическими лицами), порядок работы с обращениями, заявлениями, предложениями и жалобами потребителей, порядок подготовки и оформления исходящей корреспонденции.

С целью контроля исполнения вышеуказанного приказа ООО «Экология-Новосибирск» и организации процесса регистрации входящей и исходящей корреспонденции организован организационно-контрольный отдел. Утверждено Положение об организационно-контрольном отделе. Согласно данному положению в функции отдела входят, в том числе: прием и регистрация входящей корреспонденции от юридических и физических лиц потребителей услуг по обращению с ТКО, рассмотрение обращений потребителей услуг в сфере обращения с ТКО, регистрация и отправка адресатам исходящей корреспонденции, контроль сроков рассмотрения обращений потребителей услуг регионального оператора, поступивших в ООО «Экология-Новосибирск». Учитывая вышеизложенное, защитник просила постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель органа, возбудившего дела об административном правонарушении, возражал против удовлетворения жалобы. Поддержав доводы письменного отзыва, пояснил дополнительно, что постановление Конституционного суда состоялось ранее, чем были внесены изменения в ФЗ **. Представленное постановление имеет четкое описание состава и события правонарушения. Ссылки на имеющуюся судебную практику не состоятельны, поскольку существует и иная практика, которая подтверждает доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела. ФЗ ** разработан порядок, распространяющийся на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Данные положения закона распространяются и на юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции государственных и муниципальных учреждений, иных организаций и их должностных лиц. ООО «Экология – Новосибирск» имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ***, то есть является организацией, осуществляющей публично значимые функции. Региональный оператор обязан отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством РФ для обращения граждан. Следовательно, ООО «Экология - Новосибирск» при рассмотрении обращений обязано руководствоваться требованиями к порядку рассмотрения обращений, установленных законом № 59-ФЗ. Обстоятельства нарушения сроков ответа на обращение подтверждаются материалами дела. Ответ направлен без подписи полномочного лица, следовательно, событие правонарушения имеет место быть. Сам по себе факт отсутствия счетчика обращений не свидетельствуют об отсутствии обязанности по рассмотрению обращений граждан в установленный срок. ООО «Экология - Новосибирск» является лицом, осуществляющим публично значимые функции, иной порядок иными законами не предусмотрен. Просил отказать в удовлетворении жалобы.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащее, обеспечена явка защитника, дело подлежит рассмотрению в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Судом установлено, что 04.07.2019г. в адрес прокуратуры *** поступило обращение гражданина, согласно которому имеет место факт ненадлежащего оказания услуг по вывозу ТБО, в том числе указывалось на отсутствие ответа на обращение, направленное в адрес регионального оператора ООО «Экология - Новосибирск» 28.05.2019г. о перерасчете платежей.

20.08.2019г. заместителем прокурора ***И.В. возбуждено дело об административном правонарушении, дело передано на рассмотрение мировому судье 4 – го судебного участка Железнодорожного судебного района ***.

Постановлением мирового судьи 4 – го судебного участка Железнодорожного судебного района *** от 11.09.2019г. О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. 00коп.

В силу ст. 5.59 КоАП РФ (в ред., действующей на дату совершения вменяемого правонарушения) нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом посягательства административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ являются права граждан, необходимость соблюдения которых вытекает из обязанности юридических лиц соблюдать Конституцию РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет противоправное действие или бездействие субъектов, уполномоченных рассматривать обращения, заключающееся в не предоставлении ответа заявителю, либо нарушении законодательно установленных сроков рассмотрения письменного обращения (обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации), процедуры рассмотрения обращения, либо в предоставлении ответа не по существу поставленных вопросов.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от **** N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу ч. 4 ст. 1 Закона № 59-ФЗ установленный настоящим законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Указанным Федеральным законом N 59-ФЗ установлено, что гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Ответ на обращение подписывается руководителем, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. В случае, если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию соответствующих органов или организаций, то оно в течение семи дней должно быть направлено в компетентный орган.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо органов, указанных в ст. 5.59 КоАП РФ.

Оценивая представленные письменные доказательства и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

На основании ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998г. ** – ФЗ «Об отходах производства и потребления» *** принято постановление от 11.05.2017г. **-п, которым утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ***.

В соответствии с п. 4 Правил региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ***, заключенного с министерством жилищно – коммунального хозяйства и энергетики *** по результатам проведения конкурсного отбора, Устава Регионального оператора, действующей лицензии, необходимой в отношении деятельности, которую юридическое лицо осуществляет самостоятельно, (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности).

На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории *** от 25.07.2018г. ООО «Экология - Новосибирск» обеспечивает как региональный оператор деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории НСО, включающую в себя сбор, в том числе раздельный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, исходя из положений ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ с 25.07.2018г. ООО «Экология – Новосибирск » имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ***, т.е. является организацией, осуществляющей публично значимые функции.

В том числе судом учитывается, что ООО «Экология - Новосибирск» осуществляет единолично на территории НСО полномочия в сфере оборота твердых коммунальных отходов, экономически важные и социально значимые для населения; принимаемые ими решения обязательны для исполнения неопределенным кругом лиц, в том числе населением, лицами, к которым они обращены и в отношении которых они реализуются, в том числе по вопросам установления тарифов, установления цен и выставления счетов за оплаты. Следовательно, ООО «Экология - Новосибирск» является организацией, осуществляющей публично значимые функции

На основании п. 11 формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. ** «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. **», региональный оператор обязан отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

В соответствии с соглашением от 25.07.2018г. ООО «Экология - Новосибирск» обязано рассматривать обращения потребителей услуг в сфере обращения с ТБО, принимать по ним решения в пределах своей компетенции и в установленные сроки (л.д. 31 – п. 16 ст. 9).

Приказом ** от 18.02.2019г. «Об утверждении Положения о документообороте общества с ограниченной ответственностью «Экология - Новосибирск» утверждено положение о документообороте, которое устанавливает единый и обязательный для всех сотрудников порядок ведения и организации документооборота входящей и исходящей корреспонденции.

Согласно п. 2.3. указанного Положения централизованному контролю за исполнением подлежат входящие документы. Контроль за ходом и сроками исполнения документов возлагается на организационно – хозяйственную службу, а также непосредственно на структурные подразделения Общества.

В соответствии с разработанным и утвержденным Положением об организационно – контрольном отделе ООО «Экология - Новосибирск» в функции отдела входит: прием и регистрация входящей корреспонденции от юридических и физических лиц потребителей услуг по обращению с ТКО; Регистрация и отправка адресатам исходящей корреспонденции Общества. Рассмотрение обращений потребителей услуг сфере обращения с ТКО и принятие по ним решений в пределах компетенции отдела, и в установленные сроки; Контроль сроков рассмотрения обращений потребителей услуг регионального оператора, поступивших в Общество.

Согласно разделу 4 данного положения работники отдела обязаны соблюдать нормы действующего законодательства, локальных правовых актов Общества при выполнении возложенных на отдел функций и задач. Работники организационно – контрольного отдела несут персональную ответственность в пределах должностных обязанностей, определенных трудовым договором и должностной инструкцией, и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

На должность ведущего специалиста группы по управлению персоналом организационно – контрольного отдела 16.08.2018г. назначена О.А., в последующем переведена на должность заместителя начальника отдела контрольно – кадровой работы организационно – хозяйственной службы с 18.12.2018г., с 01.03.2019г. является начальником отдела контрольно – кадровой работы организационно – контрольного управления.

Согласно должностной инструкции О.А. последняя организует контроля за своевременным и качественным рассмотрением работниками Общества письменных обращений и заявлений органов государственной власти, юридических и физических лиц, потребителей услуг в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, во исполнение обязательств регионального оператора по обращению ТКО на территории *** - ООО «Экология – Новосибирск» в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории ***; рассматривает обращения потребителей услуг в сфере обращения с ТКО и принимает решения в пределах компетенции отдела и в установленные сроки.

Согласно п. 4.1. должностной инструкции начальник отдела контрольно – кадровой работы организационно – контрольного управления привлекается к ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, за правонарушения и преступления, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в порядке, установленном действующем законодательством.

Из материалов дела следует, что **** в форме электронного документа на адрес электронной почты ООО «Экология-Новосибирск» поступило обращение А.Б. о несогласии с отказом ООО «Экология-Новосибирск» о перерасчёте размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которое в тот же день, принято к рассмотрению начальником отдела контрольно-кадровой работы организационно-контрольного управления ООО «Экология-Новосибирск» О.А. Ответ на обращение А.Б. от **** начальником отдела контрольно-кадровой работы организационно-контрольного управления ООО «Экология-Новосибирск» О.А. в установленный законом срок, а именно не позднее **** не дан. Ответ на обращение А.Б. от **** дан начальником отдела контрольно-кадровой работы организационно-контрольного управления ООО «Экология-Новосибирск» О.А. только **** в ходе проверки прокуратуры ***, то есть спустя 32 дня после обращения. В нарушение указанных требований ответ от ****, направленный А.Б. по адресу электронной почты не подписан уполномоченным лицом О.А.

Разрешая вопрос о наличии в действиях О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что действия О.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, факт совершения правонарушения подтверждается письменными материалами дела : постановлением о возбуждении, объяснениями О.А., приказом о переводе работника, решением о проведении проверки, положением об организационно – контрольном отделе, соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, другими материалами.

Применительно к диспозиции статьи 5.59 Кодекса об административных правонарушениях РФ мировой судья установил фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и пришел к выводу о наличии оснований для привлечения О.А. к административной ответственности, который основан на исследованных по делу доказательствах.

Доводы о неприменении положений федерального закона ** – ФЗ к ООО «Экология – Новосибирск» в силу указанных выше правовых норм несостоятельны. Ссылки на Постановления Правительства РФ ** и 1156 не состоятельны, поскольку ни самостоятельное их толкование, ни их совокупное буквальное толкование не снимают с ООО «Экология - Новосибирск» как регионального оператора, и как следствие, с его должностных лиц обязанности по исполнению требований Федерального Закона ** – ФЗ. Ссылка на Указ Президента РФ ** от 17.04.2017г. также не состоятельны в силу вышеизложенного и не влечет отмены по существу верного постановления о привлечении лица к административной ответственности, лишь свидетельствует о том, что юридическим лицом, его должностными лицами, неверно трактуются нормы действующего законодательства. Постановление Правительства РФ ** не устанавливает самостоятельных сроков для рассмотрения обращений граждан, отсылает в иным законам, следовательно, применимы положения федерального закона **- ФЗ, иного не установлено.

Доказательств того, что у О.А. объективно отсутствовала возможность обеспечить объективное всестороннее и своевременное рассмотрение письменного обращения и дать письменный ответ, оформленный надлежащим образом, по существу постановленных в обращении вопросов в установленные сроки, не представлено. Совершенное О.А. правонарушение свидетельствует о высокой степени общественной опасности, выразившееся в пренебрежительном отношении к законодательству, регулирующему порядок рассмотрения обращений граждан.

При указанных фактических и правовых обстоятельствах, обоснованность привлечения, вопреки доводам защитника к административной ответственности, сомнений не вызывает.

Остальные доводы заявителя по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и не содержат данных, указывающих на ошибочность выводов мирового судьи или неправильное применение им норм процессуального или материального права.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1. КоАП РФ, в пределах санкции статьи.

Учитывая изложенное, полагаю, что обжалуемое судебное постановление является законными и обоснованными, а жалоба - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст. 30.7 Ко АП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи 4 – го судебного участка Железнодорожного судебного района *** от 11.09.2019г. – оставить без изменения, жалобу О.А. – без удовлетворения.

Судья /подпись/ Еременко Д.А.