Дело № 12-229/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Омск 30 августа 2019 года
Судья Советского районного суда г. Омска Балова Т.А., с участием представителя Администрации г. Омска ФИО1, действующей на основании доверенности, заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО2, при секретаре Костоусовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации г. Омска на постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области №-АП от ....,
установил:
Заместителем начальника отдела – старшим судебным приставом Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области вынесено постановление №-АП от .... по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо - Администрация г. Омска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация г. Омска обратилась в суд с жалобой, в обоснование требований указав, что на основании исполнительного документа, выданного Центральным районным судом г. Омска по гражданскому делу №, судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области .... было возбуждено исполнительное производство №-ИП. .... судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей. .... судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области ФИО3 было выставлено требование исполнить судебное решение по делу № в срок до ..... Неисполнение должником в установленный срок данного требования послужило основанием для составления судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации города Омска протокола от ....№-АП об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Заместителем начальника отдела – старшим судебным приставом Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области вынесено постановление №-АП от .... по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо - Администрация г. Омска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Администрация города Омска полагает указанное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку вывод о наличии вины Администрации города Омска в совершении вышеуказанного административного правонарушения, а также о противоправности действий Администрации города Омска сделан без учета всех обстоятельств дела и требований действующего законодательства. Расходы бюджета города Омска на исполнение судебных решений определяются исходя из необходимости безусловного исполнения обязательств органов местного самоуправления первоочередного характера и установленных бюджетным законодательством требований к достоверности и сбалансированности бюджетов. От общего объема расходов 85 % составляют ассигнования на первоочередные расходы, в том числе на содержание муниципальных учреждений, софинансирование межбюджетных субсидий, обслуживание муниципального долга. Кроме того, ежегодного финансирования требуют обязательства муниципалитета по проведению ремонтных работ и материально-техническому оснащению бюджетных учреждений, расходам капитального характера в рамках адресной инвестиционной программы города Омска, капитальному ремонту многоквартирных домов и т.п. Расходы бюджета не могут направляться только на исполнение - судебных решений. Администрация города Омска обязана обеспечить исполнение обязательств по выплате заработной платы, оплате коммунальных услуг, обеспечению устойчивого функционирования объектов городской инфраструктуры. Однако при вынесении оспариваемого постановления данные обстоятельства должностным лицом учтены не были.
Кроме того, Администрация города Омска не уклоняется от исполнения судебного решения по делу №, а предпринимает все необходимые действия для его надлежащего исполнения. Объект «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде, включая проектно-изыскательские и прочие работы и услуги, на территории закрытой свалки твердых бытовых отходов в Советском административном округе города Омска» включен в адресные инвестиционные программы города Омска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденные Решением Омского городского Совета от ....№ «О бюджете города Омска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Вышеуказанными адресными инвестиционными программами города Омска на реализацию Объекта в 2019 году предусмотрено 48 000 рублей, в 2020 году - 1 313 030 рублей. Реализация Объекта планируется с привлечением средств областного и федерального бюджетов. В апреле 2019 года в целях реализации подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами» государственной программы Омской области «Охрана окружающей среды Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от ....№-п, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области был объявлен отбор муниципальных образований Омской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в целях организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов), в том числе на проектно-изыскательские и прочие работы и услуги. Администрацией города Омска в целях получения субсидии на организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда, в том числе на территории земельного участка, занятого закрытой свалкой твердых коммунальных отходов «Советская-1», .... в Минприроды Омской области была направлена заявка для участия в Отборе. По результатам рассмотрения заявок на участие в Отборе .... Минприроды Омской области подготовлен протокол заседания комиссии по проведению Отбора, признавшей Администрацию города Омска прошедшей Отбор. Общая сумма бюджетных ассигнований, выделяемых в 2019 и 2020 годах на выполнение проектно-изыскательских работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории земельного участка, занятого закрытой свалкой твердых коммунальных отходов «Советская-1», с учетом проведения государственных экспертиз (технической, экологической, сметной), а также публикации о проведении публичных обсуждений проектной документации составляет 9 701 161,86 рублей. .... Правительством Омской области принято постановление №-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных Министерству природных ресурсов и экологии Омской области в целях организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов) в 2019 - 2020 годах», которым утверждены: распределение субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных Министерству природных ресурсов и экологии Омской области в целях организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов) в 2019 году, в том числе городскому округу город Омск Омской области в размере 695 200 рублей; распределение субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных Министерству природных ресурсов и экологии Омской области в целях организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов) в 2020 году, в том числе городскому округу город Омск Омской области в размере 21 392 008 рублей. .... в Администрацию города Омска поступили: уведомление Министерства финансов Омской области № о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов; уведомление Минприроды Омской области по расчетам между бюджетами №. Бюджетные ассигнования по расходам на организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов) на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов включены в бюджетную роспись департамента строительства Администрации города Омска (главного - распорядителя бюджетных средств по данному виду расходов). Должностным лицом службы судебных приставов не была дана оценка принимаемым Администрацией г. Омска мерам, направленным на исполнение указанного выше решения суда.
Более того, Администрация города Омска в своей деятельности ограничена не только бюджетным финансированием, но и процедурой, установленной Федеральным законом от .... № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, противоправность в действиях Администрации города Омска и вина Администрации города Омска в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, отсутствуют.
С учетом изложенного, просит признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области №-АП от ...., прекратив производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации г. Омска (л.д. 1-8).
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержала в полном объеме. Кроме того, представила дополнения к жалобе, из которых следует, что по объекту «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде, включая проектно-изыскательские и прочие работы и услуги, на территории закрытой свалки твердых бытовых отходов в Советском административном округе города Омска» лимиты бюджетных обязательств заведены в МИС «Закупки города Омска» ..... соответствующие изменения в план закупок опубликованы ...., в план-график – ..... Заявка на проведение закупки на выполнение работ по разработке проектной документации и организации выполнения отдельных видов проектно- изыскательских работ по объекту .... направлена в Главное управление контрактной системы Омской области. Планируемый срок заключения муниципального контракта – .... (л.д.31).
В дополнениях к жалобе от .... указано, что во исполнение решения суда в 2014 году был утвержден План мероприятий по реализации проекта «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов «Советская-1» в САО г. Омска на 2014-2018 годы. Прорабатывался вопрос о рекультивации территории свалки «Советская-1» за счет организации АО «Газпромнефть-ОНПЗ», однако техническое задание согласовано не было. Кроме того, было проведено биотестирование почвы. Рекультивировать земельный участок путем закрытия грунтом в границах населенного пункта в силу требований Федерального закона № 89-ФЗ не возможно, в связи с чем, решением Омского городского Совета № 94 от 28.11.2018 в Генеральный план муниципального образования городской округ г. Омск Омской области были внесены изменения границ населенного пункта и исключением земельного участка, используемого для захоронения отходов в САО г. Омска. В настоящее время данный земельный участок не используется под размещение отходов, на опорах линии электропередачи по периметру вышеуказанной свалки, а также на основных подъездах установлены аншлаги о запрете размещения мусора на данной территории. Перекопан основной въезд, ограничен дополнительный въезд на территорию свалки. Администрацией г. Омска и Минприроды Омской области проводится работа по согласованию и заключению соглашения о предоставлении в 2019-2020 годах субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования городской округ г. Омск на реализацию мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в объеме 22 087 208 рублей. Кроме того, решением Ленинского районного суда г. Омска от .... по делу № Администрация г. Омска была освобождена об уплаты исполнительского сбора по рассматриваемому исполнительному производству (л.д.__________).
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебном заседании полагала, что жалоба Администрации г. Омска удовлетворению не подлежит, поскольку постановление №-АП от .... является законным и обоснованным. Решение Центрального районного суда г. Омска по делу № до настоящего времени не исполнено, несмотря на то, что у Администрации г. Омска на протяжении длительного периода времени данная возможность имелась, однако соответствующие меры не предпринимались (л.д. 37-40). Также полагает, что факт освобождения заявителя от уплаты исполнительского сбора не является основанием для освобождения от административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Более того, перечисленные заявителем мероприятия не свидетельствуют об исполнении решения суда.
Выслушав лиц, участвующий в деле, оценив доводы жалобы и представленные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что .... судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от ...., выданного Центральным районным судом г. Омска по делу №. Предмет исполнения: признать незаконным бездействие Администрации города Омска по недопущению размещения отходов производства и потребления в границах населенного пункта город Омск на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенном в 1500 м северо-восточнее относительно административного здания № по адрес. Обязать Администрации города Омска устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, приняв меры по недопущению использования для целей размещения твердых бытовых отходов земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный в 1500 м северо-восточнее относительно административного здания № по адрес. Обязать Администрацию города Омска рекультивировать земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный в 1500 м северо-восточнее относительно административного здания № по адрес в срок до .... (л.д.53).
На основании постановления от .... указанное выше исполнительное производство было приостановлено в период с .... по .... (л.д.54).
01.07.2016 в силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, и должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до .... (л.д.62-63).
В установленный срок, Администрация г. Омска требования, содержащиеся в исполнительном документе, не выполнила.
В адрес Администрации г. Омска судебным приставом-исполнителем неоднократно вручались требования об исполнении решения суда с установлением новых сроков исполнения (л.д. 64, 65, 71, 81, 82, 83, 84, 85, 86).
Однако, во вновь установленные сроки, Администрация г. Омска требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнила.
На основании определения Центрального районного суда г. Омска от .... в удовлетворении заявления Администрации г. Омска о предоставлении отсрочки решения Центрального районного суда г. Омска от .... по делу № отказано (л.д.78-80).
Судебным приставом-исполнителем .... направлено в Администрацию г. Омска требование исполнить указанное решение суда с установлением срока до ...., которое получено заявителем .... (л.д.88).
.... в отношении должника вынесено извещение-предупреждение о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 89-90).
.... судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации г. Омска был составлен протокол об административном правонарушении №-АП, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д.91-93).
На основании постановления заместителя начальника отдела–старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области №-АП от .... юридическое лицо - Администрация г. Омска привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 108-112).
Между тем, с выводами должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При этом неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Между тем, решением Ленинского районного суда г. Омска от ...., вступившим в законную силу ...., Администрация г. Омска освобождена от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, в связи с тем, что несвоевременное исполнение требования судебного пристава-исполнителя обусловлено уважительными причинами: особенностями бюджетного финансирования, процедурой подготовки и реализации проекта по рекультивации земельного участка, в связи с чем, у должника отсутствовала реальная возможность исполнить в установленный срок требования судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, из представленных Администрацией г. Омска документов следует, что в 2014 году был утвержден План мероприятий по реализации проекта «Рекультивация свалки твердых бытовых отходов «Советская-1» в САО г. Омска на 2014-2018 годы. Было проведено биотестирование почвы.
В целях реализации мероприятий по рекультивации земельного участка, Решением Омского городского Совета № 94 от 28.11.2018 в Генеральный план муниципального образования городской округ г. Омск Омской области были внесены изменения границ населенного пункта с исключением земельного участка, используемого для захоронения отходов в САО г. Омска.
В настоящее время спорный земельный участок не используется под размещение отходов, на опорах линии электропередачи по периметру вышеуказанной свалки, а также на основных подъездах установлены аншлаги о запрете размещения мусора на данной территории. Перекопан основной въезд, ограничен дополнительный въезд на территорию свалки.
Также, Администрацией г. Омска и Минприроды Омской области проводится работа по согласованию и заключению соглашения о предоставлении в 2019-2020 годах субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования городской округ г. Омск на реализацию мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в объеме 22 087 208 рублей, из которых в 2019 году на финансирование мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте «Закрытая свалка твердых бытовых отходов в САО г. Омска» приходится 347 600 рублей, в 2020 году – 8 189 422,44 рублей.
.... в Администрацию города Омска поступили: уведомление Министерства финансов Омской области № о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов; уведомление Минприроды Омской области по расчетам между бюджетами №.
Бюджетные ассигнования по расходам на организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов) на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов включены в бюджетную роспись департамента строительства Администрации города Омска (главного - распорядителя бюджетных средств по данному виду расходов).
По объекту «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде, включая проектно-изыскательские и прочие работы и услуги, на территории закрытой свалки твердых бытовых отходов в Советском административном округе города Омска» лимиты бюджетных обязательств заведены в МИС «Закупки города Омска» ..... Соответствующие изменения в план закупок опубликованы ...., в план-график – ..... Заявка на проведение закупки на выполнение работ по разработке проектной документации и организации выполнения отдельных видов проектно- изыскательских работ по объекту .... направлена в Главное управление контрактной системы Омской области. Планируемый срок заключения муниципального контракта – 24.09.2019
Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях Администрации г. Омска состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку из перечисленных выше доказательств следует, что Администрация г. Омска не имела объективных возможностей исполнить судебное решение, принимала и принимает все зависящие от него меры к его исполнению.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области №-АП от ...., вынесенное в отношении Администрации г. Омска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не может быть признано законными, в связи с чем, подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Администрации г. Омска состава административного правонарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Администрации г. Омска удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области №-АП от ...., вынесенное в отношении Администрации г. Омска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На решение может быть подана жалоба, принесен протест в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Т.А. Балова