ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-229/20 от 28.02.2020 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 12–229/2020

РЕШЕНИЕ

Город Волжский Волгоградской области 28 февраля 2020 года

Судья Волжского городского суда Волгоградской области Рыжова Л.А.,

рассмотрев жалобу заместителя начальника Центра ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 64 судебного района города Волжского Волгоградской области от 27 января 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 64 судебного района города Волжского Волгоградской области от 27 января 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, директора муниципального образовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова города Волжского Волгоградской области», прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель начальника Центра ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области ФИО1, составившая в отношении ФИО2 протокол об административном правонарушении, воспользовавшись правом, предоставленным ч.1.1 ст. 30.1 КоАП РФ, обжаловала постановление мирового судьи, указав в обоснование жалобы, что считает постановление незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и подлежащим отмене, так как мировым судьей не были в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. В отношении директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г.Логинова г.Волжского Волгоградской области» ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении №... от "."..г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.33.2 КоАП РФ за предоставление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год предоставлена директором МОУ СШ №1 ФИО2 "."..г., то есть в установленный законом срок, однако, по результатам проведенной Центром ПФР сверки сведений о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М) со сведениями о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ), предоставленными за отчетный период 2018 года, выявлено одно застрахованное лицо, поименованное в форме СЗВ-М и отсутствующее в форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, в связи с чем, в соответствии с ч. 5 ст.17 ФЗ №27-ФЗ в адрес страхователя "."..г. по телекоммуникационным каналам связи было направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ, при этом, в Уведомлении был установлен срок представления корректных сведений за 2018 год- не позднее "."..г., однако страхователем на момент составления протокола об административном правонарушении №... от "."..г. корректные сведения предоставлены не были, в данном случае, наличие ошибки в сведениях квалифицируется как представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от "."..г. № 27-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.33.2 КоАП РФ. Основанием для прекращения производства по делу послужило составление протокола об административном правонарушении в отсутствие ФИО2, неизвещение о месте и времени его составления, невручение копии протокола ФИО2, с чем Центр ПФР не согласен, согласно п. 32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "."..г.№...н, датой предоставления сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, также при заключении соглашения об обмене электронными документами в системе электронного документооборота с ПФР по телекоммуникационным каналам связи абонент системы принимает на себя обязанности по обеспечению функционирования всего необходимого оборудования со стороны Абонента системы, необходимого для обмена электронными документами с территориальными органами ПФР, таким образом, при заключении страхователем соглашения об обмене электронными документами в системе электронного документооборота с ПФР по телекоммуникационным каналам связи, как страхователь имеет возможность представлять сведения о застрахованных лицах в электронном виде, так и Пенсионный фонд РФ имеет право и возможность направлять документы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, с целью незамедлительного обмена необходимой документацией, следовательно, факт направления Уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФ РФ, подтверждается извещением о доставке от "."..г. (время доставки 10 часов 22 минуты), факт направления уведомления о вызове для составления протокола об административном правонарушении от "."..г.№...-ЕК-13516/10/19 –извещением о доставке от "."..г. (время доставки 09 часов 49 минут), факт направления копии протокола об административном правонарушении №... от "."..г.- извещением о доставке от "."..г. (время доставки -09 часов 36 минут), по факту смены адреса регистрации и проживания ФИО2 с апреля 2018 года и направления ПФ РФ указанных выше документов посредством почтовых отправлений на адрес предыдущей регистрации лица, указано, что данный адрес получен органами ПФР РФ из выписки из ЕГРЮЛ, в целях обеспечения возможности предоставления органами государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей приказом ФНС России от "."..г. № ММВ-7-6/8@ «Об утверждении требований к составу и структуре файлов, содержащих сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предоставляемых ФНС России в соответствии с положениями Федерального закона от "."..г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утверждены требования к составу и структуре файла, содержащего сведения из ЕГРЮЛ(версия 4.05), в приложении №... к приказу ФНС России от "."..г. № ММВ-7-6/8@ описаны требования к составу и структуре файла, содержащего сведения из ЕГРЮЛ, в том числе и описание требований к XML файлам передачи данных. Как следует из п. 2.1 приложения №... к приказу ФНС России от "."..г. № ММВ-7-6/8 @ имя файла обмена должно иметь вид «<...>» для файла обмена, содержащего информацию с закрытыми сведениями (сведения о документах, удостоверяющих личность, и адреса физических лиц), таким образом, в рамках представления ФНС сведений из ЕГРЮЛ органы ПФР РФ получают доступ в электронном режиме к файлам обмена выписки из ЕГРЮЛ, содержащим информацию с закрытыми для общего доступа сведениями о документах, удостоверяющих личность, и адресах физических лиц, являющихся руководителями и учредителями юридических лиц, в соответствии с данными, представленными в файле обмена к выписке из ЕГРЮЛ по МОУ СШ №... в соответствии с паспортными данными ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>, кроме того, уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении от "."..г.№..., копия протокола об административном правонарушении №... от "."..г. одновременно направлялись как по телекоммуникационным каналам связи, так и посредством почтового отправления на адрес регистрации ФИО2, что опровергает факт ненадлежащего уведомления лица, таким образом, факт направления уведомления о вызове для составления протокола об административном правонарушении от "."..г.№... копии протокола об административном правонарушении №... от "."..г. по предыдущему адресу регистрации обусловлен обстоятельствами, не зависящими от органов Пенсионного фонда РФ, Центром ПФР предприняты все меры по соблюдению процедуры уведомления страхователя и составления протокола, Центр ПФР, направляя документы в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи, не несет ответственность за факт вручения их лично руководителю организации, также нормативно не предусмотрено направление данных документов на официальный сайт организации, в связи с чем считает необоснованным и недопустимым требование суда документально подтвердить фактическое вручение ФИО2 документов, направленных в электронном виде посредством программного комплекса. Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №... судебного района города Волжского Волгоградской области от "."..г., возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье.

На рассмотрение жалобы заместитель начальника Центра ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области ФИО1, составившая по делу протокол об административном правонарушении и подавшая жалобу на постановление мирового судьи, не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена (л.д. 90), её неявка не является препятствием к рассмотрению жалобы в её отсутствие.

ФИО2 в ходе рассмотрения жалобы подтвердила, что является директором муниципального образовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова города Волжского Волгоградской области», ранее проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, снята "."..г. с регистрационного учета в связи с изменением места жительства и продажей принадлежащей по указанному адресу квартиры, с "."..г. года проживает и зарегистрирована по месту жительства по <адрес>, соответствующую информацию сразу же сообщала в Управление образования, квартира была продана незнакомым лицам, только после того, как вызвали в мировой суд узнала о том, что ей направляли почтовые извещения по предыдущему адресу, обратилась к новым собственникам квартиры, они подтвердили, что какие-то извещения поступали. Пояснила также, что УПФР присылали уведомление о необходимости произвести корректировку сведений не через обычную почту, а через программное обеспечение «контур», которого в Учреждении нет, оно имеется в Центре, обслуживающем 12 школ, впоследствии, когда стало известно от мирового судьи о необходимости передать корректирующие данные, они сразу же были переданы в УПФР, о чем мировому судье была предоставлена соответствующая информация. Извещения на составление протокола об административном правонарушении по настоящему делу не получала, о времени и месте его составления извещена не была, в противном случае узнала бы о необходимости подать корректирующие сведения раньше и исправили бы все, не было никакого умысла в непредоставлении сведений или в предоставлении недостоверных сведений.

Изучив доводы жалобы, выслушав ФИО2, исследовав материалы дела №..., не нахожу оснований для отмены постановления мирового судьи и возвращения дела мировому судье на новое рассмотрение.

В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из материалов дела и жалобы, копия постановления мирового судьи от "."..г. направлена ФИО2 и в Центр ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области через организацию почтовой связи, получена Центром "."..г. (л.д. 70), ФИО2 копию постановления получила на судебном участке "."..г., о чем имеется запись и подпись ФИО2 в справочном листе дела, жалоба отправлена Центром ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области по почте "."..г., что следует из штемпеля на конверте (л.д. 87), соответственно, установленный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ срок подачи жалобы не пропущен.

Статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из оспариваемого постановления мирового судьи следует, что вынося "."..г. обжалуемое постановление и прекращая производство по делу по ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении ФИО2, как должностного лица- директора муниципального образовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова города Волжского Волгоградской области», за отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что согласно протоколу об административном правонарушении №... от "."..г., составленного в отношении ФИО2, работающей в муниципальном образовательном учреждении «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова города Волжского Волгоградской области» в должности директора, указано, что ФИО2, являясь директором муниципального образовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова города Волжского Волгоградской области» в установленный пунктом 2 статьи 11 Федерального Закона от "."..г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок- не позднее 24 часов 00 минут "."..г. представила в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда в <адрес> в неполном объеме сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, не представив в срок до "."..г. корректные сведения по уведомлению об устранении ошибок и (или) несоответствии между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного Фонда от "."..г., вместе с тем, уведомление о вызове на составление протокола об административном правонарушении от "."..г. и копия протокола об административном правонарушении №... от "."..г., составленного в отношении ФИО2, были направлены ФИО2 через организацию почтовой связи по адресу: <адрес>, вместе с тем ФИО2 согласно паспорту и её пояснений с "."..г. года зарегистрирована и проживает по <адрес>, документов и данных, подтверждающих фактическое вручение ФИО2 уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и копии протокола, направленных по месту работы по телекоммуникационным каналам связи, в материалах дела не имеется.

Вопреки доводам жалобы такой вывод мирового судьи является законным и обоснованным.

Как усматривается из описательно-мотивировочной части оспариваемого постановления, основанием к прекращению производства по делу послужило нарушение должностным лицом административного органа процессуальных прав ФИО2, как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. ч. 3, 5, 6 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно части 2 названной нормы закона, извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.

Из материалов дела следует и установлено судьей первой инстанции, что "."..г. заместитель начальника Центра ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волжском Волгоградской области ФИО1 составила протокол об административном правонарушении в отсутствие ФИО2, при этом уведомление от "."..г. о необходимости явки ФИО2 на составление протокола было направлено по месту регистрации юридического лица -муниципального образовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 имени Ф.Г. Логинова города Волжского Волгоградской области», данные о том, что это уведомление получено ФИО2 не имеется, а ссылка в жалобе на обязанность страхователя получать направленную в его адрес в электронном виде корреспонденцию несостоятельна, поскольку на составление протокола извещалось не юридическое лицо, а ФИО2, как должностное лицо юридического лица, соответственно, такое лицо должно быть извещено по месту жительства, в то время как по месту жительства, каковым согласно представленным ФИО2 данным является адрес: <адрес>, как следует из материалов дела, направленное ФИО2 по адресу: <адрес> организацией почтовой связи возвращено отправителю после неудачной попытки вручения, как следует из отчета об отслеживании почтового отправления с официального сайта Почта России, по иным обстоятельствам (л.д. 9), однако, данное обстоятельство не свидетельствует о выполнении должностным лицом административного органа обязанности по надлежащему извещению ФИО2 о времени и месте составления протокола, при неявке лица, вызываемого на составление протокола, должностное лицо административного органа не выяснило причину неявки, адрес места жительства ФИО2 не установлен.

Также несостоятельны и другие приведенные в жалобе доводы, в том числе, о том, что ФИО2 привлечена к ответственности как должностное лицо, поэтому направление извещения по месту нахождения юридического лица, должностным лицом которого она является, а также что в соответствии с паспортными данными ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес> уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении, копия протокола об административном правонарушении одновременно направлялись как по телекоммуникационным каналам связи, так и по почте на адрес регистрации ФИО2, что опровергает факт ненадлежащего уведомления лица, факт направления уведомления о вызове для составления протокола об административном правонарушении от "."..г., копии протокола об административном правонарушении от "."..г. по предыдущему адресу регистрации обусловлен обстоятельствами, не зависящими от органов Пенсионного фонда РФ, Центром ПФР предприняты все меры по соблюдению процедуры уведомления страхователя и составления протокола в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ. Эти доводы основаны на неправильном толковании названной нормы закона, поскольку под должностным лицом понимается физическое лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции, перечисленные в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, при этом обязанность по установлению места жительства такого лица и надлежащему его извещению о времени и месте составления протокола возложена на должностное лицо административного органа, которое уполномочено на составление протокола об административном правонарушении, которое в случае неявки вызываемого на составление протокола лица обязано проверить его надлежащее уведомление и причину неявки, чего в настоящем случае сделано не было; наличие или отсутствие вины должностного лица не имеет значения, юридически значимым является именно надлежащее извещение ФИО2, как должностного лица, по месту жительства.

При этом по месту жительства по <адрес>, где ФИО2 зарегистрирована по месту проживания с "."..г., в нарушение ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ, извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не направлялось, каких-либо сведений об извещении ФИО2 по месту её жительства в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ материалы дела не содержат, доказательств обратного в материалах дела не имеется и как следует из жалобы, не направление извещения ФИО2 по её месту жительства должностным лицом административного органа не оспаривается.

Следовательно, указание в протоколе на надлежащее извещение ФИО2 противоречит нормам действующего законодательства.

Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие ФИО2 или ее защитника, с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Указанное нарушение было признано существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и явилось основанием для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.

При таких обстоятельствах мировой судья пришел к законному и обоснованному выводу о наличии существенного нарушения процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа с существенным нарушением процессуальных требований, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, данное доказательство в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.

При таких обстоятельствах, не нахожу оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 64 Волгоградской области от 27 января 2020 года и удовлетворения жалобы заместителя начальника Центра ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области ФИО1, составившей протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения жалобы в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит вынесению решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 64 судебного района города Волжского Волгоградской области от 27 января 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Центра ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области ФИО1– без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном для обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Судья: