Дело № 12-22/2016 Р Е Ш Е Н И Е г. Вичуга Ивановской области «4» мая 2016 года Судья Вичугского городского суда Ивановской области Климов П.Б., с участием начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в г. Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу П.А. на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ: Определением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в г. Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах от 04.04.2016 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по обращению П.А. в отношении ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Как следует из текста определения, в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 112-ФЗ часть 4 статья 14.8 КоАП РФ взаимосвязана с положениями статьи 16.1 Закона "О защите прав потребителей", пункт 1 которой закрепляет обязанность продавца (исполнителя) обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт, а также наличных расчетов по выбору потребителя. По смыслу части 2 статьи 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" международные платежные карты национальными платежными инструментами не являются. В обращении П.А. содержались сведения о том, что на АЗС № ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» невозможно оплатить покупки банковской картой в вечернее и ночное время, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ. В жалобе на определение от 04.04.2016 П.А. указал, что не сообщал, что использовал банковскую карту платежной системы Visa. Положения ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" прямо указывают на использование на территории РФ международных платежных карт. Международная платежная система осуществляет свою деятельность на территории РФ на законных основаниях, платежная карта Visa Сбербанка полноправный участник национальной платежной системы. В судебное заседание П.А. не явился, сведений об уважительности причины неявки не представил, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял, что с учетом его надлежащего уведомления о дате, времени и месте рассмотрения жалобы свидетельствует о возможности рассмотрения жалобы без его участия. ФИО1 просил отказать в удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в обжалуемом определении. Указал, что на момент проведения проверки возможность оплатить покупки банковской картой в ночное время была обеспечена, гражданин в обращении просил привлечь юридическое лицо к ответственности именно по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ. Сотрудниками АЗС подтверждалась невозможность расплатиться любой банковской картой до 15.03.2016. Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения подлежит выяснению в рамках административного производства. Согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение, которое в соответствии с ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" национальные платежные инструменты определены как платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками национальной системы платежных карт (НСПК) в соответствии с правилами НСПК (ч. 2 ст. 30.1). Первые национальные платежные карты «Мир» выпущены в декабре 2015 года несколькими участниками НСПК. Согласно акту проверки № от 23.03.2016 до 15.03.2016 на АЗС № обслуживание клиентов по банковским картам не производилось ввиду отсутствия технической возможности предоставить пин-пад клиентам. Из содержания обращения П.А., сведений, полученных в ходе проверки, следует, что на АЗС № до 15.03.2016 в ночное время возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования любой банковской карты обеспечена не была. Сведений о том, что на ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» в силу ч. 1 ст. 16.1 Закона РФ "О защите прав потребителей» не распространяется обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт, представленные материалы не содержат. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии к моменту принятия должностным лицом решения по обращению П.А. повода к возбуждению дела об административном правонарушении и достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Установленные существенные нарушения предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований не позволили рассмотреть дело об административном правонарушении всесторонне, полно и объективно, что влечет необходимость отмены обжалуемого определения и возвращения дела на новое рассмотрение правомочному рассматривать его должностному лицу, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек. На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л: ФИО2 удовлетворить. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ, вынесенное 04.04.2016 начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах ФИО1 в отношении ЗАО «Газпромнефть - Северо-Запад», отменить. Возвратить на новое рассмотрение в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Газпромнефть - Северо-Запад». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья П.Б. Климов |