Р Е Ш Е Н И Е
г. Сорск 10 января 2019 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Кожиной И.А.,
при секретаре: Акияковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» на постановление мирового судьи судебного участка в границах г. Сорска Республики Хакасия от 30 октября 2018 года о привлечении юридическое лицо - ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда», расположенное по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, аал ФИО4, рудник «Майский», почтовый адрес: <...>, ранее не привлекавшееся к административной ответственности, которым ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, суд
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка в границах г. Сорска Республики Хакасия от 30 октября 2018 года юридическое лицо - ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, а именно в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, и подвернуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Обстоятельства административного правонарушения в совершении, которого признано виновным юридическое лицо - ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда», приведены в указанном постановлении.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» - генеральный директор ФИО5 обратился в Сорский районный суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление от 30 октября 2018 г. отменить, и возвратить дело на новое рассмотрение в связи с существенными нарушениями процессуальных требований. Требования жалобы мотивированы тем, что 24.09.2018 г. Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия в отношении ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» проведена плановая проверка, по результатам которой был составлен административный протокол № от 24.09.2018 г. по ст. 20.6 КоАП РФ. Данный протокол был рассмотрен мировым судьей судебного участка г. Сорска Республики Хакасия 30.09.2018 г. в отсутствие представителя ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда», чем существенно были нарушены права Общества на защиту. Так, от ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» было направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела с участием представителя по месту фактического нахождения общества. Данное ходатайство было рассмотрено 30.10.2018 г. и в удовлетворении ходатайства было отказано. Однако, судом не было принято во внимание, что Общество в том числе обратилось с ходатайством о рассмотрении дела с участием своего представителя. В связи с чем, полагает, что при рассмотрении дела в отсутствии представителя, судом были нарушены требования ст. 45 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами. Одной из гарантий права на защиту является надлежащее извещение лиц, привлекаемых к административной ответственности, о процессуальных действиях административных и судебных органов в процессе производства по делам об административных правонарушениях и обеспечения им реальных условий для участия в таком процессе и реализации прав, установленных нормами КоАП РФ. 30.10.2018 г. мировым судьей г. Сорска определено, что юридическим адресом - местом нахождения ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда», является: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, аал ФИО4, рудник «Майский», однако, суд не направлял извещения и уведомления на указанный адрес Общества. В протоколе об административном правонарушении № от 24.09.2018 г., акте № от 24.09.2018 г. также указан адрес ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда»: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, аал ФИО4, рудник «Майский», иных адресов общества, в том числе для корреспонденции, не указано. В связи с чем полагает, что ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» не было извещено надлежащим образом о дате и времени рассмотрения административного дела. Нарушение норм процессуального право лишило Общество возможности доказать в суде несоответствие сведений, изложенных административным органом в протоколе №5/ЧС от 24.09.2018 г. фактическим обстоятельствам. Так, согласно Акту № № от 24.09.2018 г. в отношении ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» проведена плановая выездная проверка в период с 28.08.2018 г. по 24.09.2018 г. Однако, должностными лицами ГУ МЧС России по Республики Хакасия в нарушение ст. 12 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выезд на место фактического осуществления деятельности - Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, аал ФИО4, «Рудник Майский» не производился. Должностные лица, указанные в акте проверки, фактически участия в ней не принимали, так как проверка носила документарный характер. При документарной проверке Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) направляет юридическому лицу мотивированный запрос на истребование документов. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. В ходе проверки документы ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» передавались лицам ГУ МЧС России по Республике Хакасия без сопроводительного письма, лицом, не уполномоченным представлять интересы ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда». В связи с чем, не все сведения о переданных на изучение документах, нашли отражение в акте проверки. Кроме того, мировым судьей не принят во внимание тот факт, что класс опасности руднику «Майский» присвоен 07.05.2018 г., в связи с чем, годичный срок проведения мероприятий в области защиты от чрезвычайных ситуаций не истек. Эти обстоятельства не были приняты во внимание судом и административным органом.
В судебном заседании представитель ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» ФИО6 поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрена вышеназванным Федеральным законом и выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; и т.д.
Из материалов дела следует, что в период с 28 августа 2018 года по 24 сентября 2018 года на основании распоряжений Заместителя начальника Управления - начальника отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 26 июля 2018 года №, старшим инспектором группы государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РХ ФИО1 была проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда», в ходе которой выявлены факты невыполнения Обществом обязательных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно:
- в организации отсутствует утвержденный План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для организации, подведомственных организации объектов производственного и социального значения. Тем самым нарушен подпункт «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794; п.п. 45,46 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 г. №105;
- в организации использующей, производящей, перерабатывающей, хранящей или транспортирующей пожаровзрывоопасные и опасные химические вещества отсутствуют паспорта безопасности. (основание - п.2 Типового паспорта безопасности опасного объекта, утвержденного МЧС России от 04.11.2004 г. № 506).
- не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций председатель координационного органа РСЧС - КЧС организации и члены координационного органа РСЧС - КЧС организации. (Основание - подпункты «д», «е» п.2, подпункт «д» п. 4, подпункты «а», «б», «в» пункта 6, пункты 7-11 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547; п.п. 4,5,9 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации ФОИВ и организаций, учебно-методических центрах по ГО ЧС субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС России от 19.01.2004 г. № 19);
- в организации отсутствует утвержденное положение (устав) об органе повседневного управления РСЧС - дежурно-диспетчерской службе (ДДС), определяющие: компетенцию и полномочия ДДС. (основание - п.4 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794);
- в организации не созданы: специально подготовленные силы, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, специально подготовленные средства, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Основание - п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст. 7-10, 13 Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; п.п. 13,14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794; п.п. 2,4,6,10, 14-16, 19-21 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999);
- в организации отсутствует резерв средств индивидуальной защиты для работников организации. (Основание - п. «ж» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпункт 2.3 Порядка создания и использования резервов; подпункт 2,6,7,9,11,12,17-19 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 г. № 543);
- работники организации не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (Основание - п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпункты «а», «в» п.2, подпункты «а», «в» пункта 4, пункты 7-12 Положения о подготовке населения в области ЧС; пункты 45,54 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 г. №105; п.п. 2, 3, 5-8, 10, 12-19, 21-23, 26 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 24.04.2013 г. № 284);
- в организации не проводятся с периодичностью 1 раз в год и продолжительностью до 1 суток: командно-штабные учения и штабные тренировки. (Основание - пункт «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 8 Положения о подготовке населения в области ЧС, п.п. 6-9 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок; п. 54 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 г. №105);
- организацией не выделяются финансовые средства на проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций: работников организации и подведомственных объектов производственного назначения. (Основание - пункт «е» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 24.09.2018 г. (л.д.2-3); актом проверки № от 24.09.2018 г. (л.д.4-6); распоряжениями органа государственного контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 26.07.2018 №14/ЧС (л.д.15-16); уведомлением Генерального директора ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» о направлении распоряжения о проведении плановой выездной проверки (л.д.14); проверочным листом (списком контрольных вопросов), используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения на территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок (л.д.7-13); иными материалами дела, исследованными в суде первой инстанции.
Представленные доказательства являются достоверными и достаточными, оснований для признания вышеперечисленных доказательств недопустимыми у суда не имеется.
Таким образом, совершенное ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» деяние образует составы административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, подлежит исключению указание на нарушение Обществом п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; пунктов 2, 4-7, 9, 11-38 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1091, вмененных Обществу в связи с отсутствием собственного аттестованного формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, поскольку деятельность ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» не связана с хранением, переработкой нефтепродуктов, и данные нарушения были вменены Обществу ошибочно, о чем в судебном заседании указал старший инспектор Главного управления МЧС России по РХ ФИО1.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса. При этом вывод о наличии в действиях ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» состава административного правонарушения и виновность в его совершении сделан мировым судьей с учетом положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, поскольку Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
Доводы жалобы в части, что фактически ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» не было уведомлено о дате рассмотрения данного административного дела - 30.10.2018 г., поскольку повестка мировым судьей не была направлена по юридическому адресу Общества, имеющемуся в материалах дела - Республика Хакасия, аал ФИО4, Рудник «Майский», не состоятельны. Так, в материалах административного дела имеется почтовое уведомление, согласно которому повестка на судебное заседание, назначенное на 30.10.2018 г. вручена представителю ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» 15.10.2018 г. В связи с чем, мировым судьей обоснованной принято решение о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда», уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Доводы жалобы в части, что должностные лица, указанные в акте проверки, фактически участия в ней не принимали, так как должностные лица ГУ МЧС России по Республики Хакасия не выезжали для проверки на место фактического осуществления деятельности ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда», не состоятельны и опровергаются показаниями старшего инспектора Главного управления МЧС России по РХ ФИО1, который показал в суде, что для проведения плановой выездной проверки он выезжал в ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда».
Вопреки доводам представителя ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» плановая выездная проверка была проведена в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно проверка проведена уполномоченным лицом, на основании распоряжения руководителя ГУ МЧС России по Республики Хакасия, в котором содержалось наименование органа государственного контроля, а также фамилия, имя, отчество, должность должностного лица, уполномоченного на проведение проверки; наименование юридического лица, проверка которого проводится, место нахождение юридического лица, а также указаны цели, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, подлежащие проверке обязательные требования, перечень документов, представление которых юридическим лицом, необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, дата начала и окончания проведения проверки. Данное распоряжение было вручено Генеральному директору ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» ФИО7, о чем имеется его подпись в распоряжении. Генеральный директор ФИО7 на основании доверенности, уполномочил главного инженера ФИО2 представлять интересы Общества при проведении плановой проверки.
По результатам проверки был составлен акт, в котором были отражены выявленные нарушения требований законодательства, данный акт был подписан представителем ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» ФИО2.
То обстоятельство, что в акте указано, что с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлен Генеральный директор ФИО8 и стоит подпись ФИО2 не является основанием для признания акта проверки недопустимым доказательством. Поскольку в материалах дела имеются сведения, что распоряжение о проведении проверки было вручено Генеральному директору ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» ФИО8, т.е. сведения, содержащиеся в акте проверки, соответствуют действительности.
То обстоятельство, что для проведения проверки документы предоставлялись не только представителем ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» ФИО2, но и другими представителями ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда», а именно ФИО3, также не является основанием для признания акта проверки недопустимым доказательством, поскольку подлинность представленных документов, в том числе и представленных ФИО3, Обществом не оспаривается.
Доводы представителя ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда», что в ходе проверки не все представленные документы нашли отражения в акте, не состоятельны и опровергаются показания старшего инспектора Главного управления МЧС России по РХ ФИО1, из которых следует, что им были учтены все документы, представленные на проверку, по результатам которой был составлен акт о выявленных нарушениях, который был подписан представителем ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» ФИО2, замечаний к акту у представителя ФИО2 не имелось.
То обстоятельство, что на проверку были представлены документы ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда», не заверенные надлежащим образом, и представленные без сопроводительного письма, в котором должен был содержаться перечень предоставляемых документов, также не свидетельствует о том, что проверка была проведена с грубыми нарушениями требований законодательства, поскольку представитель ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда», не оспаривал, что копии документов, представленных на проверку, соответствовали по содержанию подлинным документам. Кроме того, это право Общество предоставлять документы на основании перечня.
При назначении наказания мировым судьей обоснованно были учтены: характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающих и отягчающих административную ответственность и обоснованно назначено наказание в виде штрафа с учетом требований ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ менее минимального размера штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка в границах г. Сорска Республики Хакасия от 30.10.2018 г. о привлечении ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, - изменить, исключить указание на несоблюдение требований п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; пунктов 2, 4-7, 9, 11-38 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1091, вмененных ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда» в связи с отсутствием собственного аттестованного формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка в границах г. Сорска Республики Хакасия от 30.10.2018 г. - оставить без изменения.
Председательствующий: И.А. Кожина