ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/18 от 27.08.2018 Сердобского городского суда (Пензенская область)

Дело № 12-22/2018

Р Е Ш Е Н И Е

27 августа 2018 года г. Сердобск

Судья Сердобского городского суда Пензенской области Филь А.Ю.,

с участием директора МУП «Сердобская теплосеть» города Сердобска Сердобского района Хральченко П.Н., представителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Стрижковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП «Сердобская теплосеть» города Сердобска Сердобского района Хральченко П.Н. на постановление о назначении административного наказания от 24.05.2018 года врио начальника отдела по общепромышленному надзору по Пензенской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Стрижковой Т.В. в отношении директора МУП «Сердобская теплосеть» города Сердобска Сердобского района Хральченко П.Н. по ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания от 24.05.2018 года врио начальника отдела по общепромышленному надзору по Пензенской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Стрижковой Т.В. директор МУП «Сердобская теплосеть» города Сердобска Сердобского района (далее - МУП «Сердобская теплосеть») Хральченко П.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Директор МУП «Сердобская теплосеть» Хральченко П.Н., будучи не согласен с указанным постановлением, подал на него жалобу, в которой просил обжалуемое постановление отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивируя тем, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выполняя должностные функции директора МУП «Сердобская теплосеть», не имел возможности в указанные в постановлении от 24.05.2018 года периоды времени предоставить от банка независимую гарантию в счет обеспечения исполнения обязательств по оплате газа ООО «Газпром межрегионгаз Пенза», получение независимой гарантии от банков возможно в том случае, если получатель гарантии имеет открытый расчетный счет в каком-либо отделении банка, данный счет является рабочим и по нему происходит свободное движение денежных средств (денежные операции по счету в безналичной форме). На момент образования задолженности МУП «Сердобская теплосеть» по оплате за потребленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Пенза», МУП «Сердобская теплосеть» имело три расчетных счета: счет , открытый в Дополнительном офисе Пензенского РФ АО «Россельхозбанк» , и два счета и , открытые в Дополнительном офисе «Сердобский» ПАО Банк «Кузнецкий», к указанным расчетным счетам имеется очередь распоряжений, имеющих разрешение на проведение операций. Причиной образования очередей по неисполненным в срок распоряжениям по оплате платежных требований по всем трем счетам МУП «Сердобская теплосеть» является наложение ареста на указанные счета Сердобским РОСП УФССП России по Пензенской области в рамках возбужденных исполнительных производств, инициированных ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» согласно полученных исполнительных листов о взыскании с МУП «Сердобская теплосеть» задолженности по оплате за газ по решениям суда.

Директор МУП «Сердобская теплосеть» Хральченко П.Н. в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, указанным в жалобе, и дополнительно пояснил, что 02.07.2018 года обращался за предоставлением банковской гарантии на оплату задолженности за потребленный газ в ПАО Банк «Кузнецкий», Пензенский РФ АО «Россельхозбанк», в предоставлении банковской гарантии было отказано, что подтверждается ответом на письмо от 04.07.2018 года № 38 ПАО Банк «Кузнецкий», ответом на письмо от 25.07.2018 года № 015-14-23/60 Пензенского РФ АО «Россельхозбанк», также 13.06.2018 года обращался за предоставлением муниципальной гарантии на оплату задолженности за потребленный газ к учредителю Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, в предоставлении муниципальной гарантии было отказано, что подтверждается ответом на обращение от 25.06.2018 года № 1291 Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, до этих обращений иных обращений по вопросу получения банковской гарантии в ПАО Банк «Кузнецкий», Пензенский РФ АО «Россельхозбанк», иные банки, по вопросу предоставлением муниципальной гарантии к учредителю Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, по вопросу предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа иными способами не было.

Представитель Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Стрижкова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы и пояснила, что считает постановление о назначении административного наказания от 24.05.2018 года законным и обоснованным, подтвердила обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении от 21.05.2018 года, постановлении о назначении административного наказания от 24.05.2018 года, дополнительно пояснила, что обращения за предоставлением банковской гарантии на оплату задолженности за потребленный газ в ПАО Банк «Кузнецкий», Пензенский РФ АО «Россельхозбанк», за предоставлением муниципальной гарантии на оплату задолженности за потребленный газ к учредителю Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области последовали после составления в отношении директора МУП «Сердобская теплосеть» Хральченко П.Н. протокола об административном правонарушении от 21.05.2018 года, вынесения постановления о назначении административного наказания от 24.05.2018 года и не свидетельствуют об исполнении договорных обязательств, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа.

Изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями газа обязательств по его оплате. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате у потребителей газа, не имеющих неисполненных обязательств по оплате газа.

Поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В направляемом потребителю газа уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.

В случае, если потребитель газа до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа устранил допущенное нарушение обязательств по оплате газа, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.

Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком газа гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.

Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Указанными в настоящей статье потребителями газа по согласованию с поставщиком газа может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 40(1) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 года № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации», покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.

При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная покупателем.

При определении соответствия покупателя - теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается умноженный на коэффициент 0,6 размер задолженности теплоснабжающей организации перед поставщиком по оплате газа, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией.

Документами, свидетельствующими о признании покупателем задолженности перед поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие покупателя с фактом наличия задолженности перед поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между поставщиком и покупателем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом покупателя, или иной документ).

В соответствии с п. 40(6) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 года № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации», обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию и определен поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия).

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.

По согласованию с поставщиком покупателем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате газа не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 40(2) настоящих Правил, обязательства по оплате газа, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у покупателя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 30.11.2012 года между ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» (поставщик) и МУП «Сердобская теплосеть» (покупатель) был заключен договор поставки газа .

Согласно п. 2.1 договора поставки газа от 30.11.2012 года ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» обязуется поставлять с 01.01.2013 г. по 31.12.2017 г. газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами (далее - газ), а МУП «Сердобская теплосеть» обязуется принимать и оплачивать газ.

В соответствии с п. 5.6.2 договора поставки газа от 30.11.2012 года фактически потребленный в истекшем месяце газ оплачивается в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Однако обязательства по оплате потребленного газа покупателем МУП «Сердобская теплосеть» не исполнены.

Размер задолженности МУП «Сердобская теплосеть» за поставленный газ, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, за период с сентября 2017 года по декабрь 2017 года по состоянию на 26.01.2018 года составляет 5241887,37 рублей, в том числе: 145774,70 руб. - за ноябрь 2017 года, 1997570,83 руб. - за декабрь 2017 года. Расчет задолженности указан в полной оборотной ведомости по счету «Расчеты с покупателями по газу» по состоянию на 26.01.2018 года. Сумма долга подтверждается актом сверки взаимных расчетов от 31.12.2017 года № 29125. Сумма долга за период с сентября 2017 года по декабрь 2017 года по состоянию на 26.03.2018 года не погашена и составляет 5241887,37 рублей, в том числе: 145774,07 руб. - за сентябрь 2017 года, 1401693,77 руб. - за октябрь 2017 года, 1696848,70 руб. - за ноябрь 2017 года, 1997570,83 руб. - за декабрь 2017 года. Расчет задолженности указан в полной оборотной ведомости по счету «Расчеты с покупателями по газу» по состоянию на 02.04.2018 года.

26.01.2018 года директором МУП «Сердобская теплосеть» Хральченко П.Н. получено уведомление от 26.01.2018 года № 08/387 заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа на сумму 5241887,37 руб. в виде выдаваемой банком независимой гарантии на 6 месяцев со дня предоставления МУП «Сердобская теплосеть» обеспечения исполнения обязательств. Срок на предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате газа – 60 дней со дня получения настоящего уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.

При этом, в уведомлении об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа от 26.01.2018 года № 08/387 указано, что в соответствии с п. 40.6 Правил по согласованию с поставщиком покупателем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Постановлением Главы Администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области № 360 от 15.05.2017 года Хральченко П.Н. назначен на должность директора МУП «Сердобская теплосеть» и в соответствии с п. 5.4.1 Устава МУП «Сердобская теплосеть» является единоличным исполнительным органом предприятия, действует от имени предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия.

Факт совершения директором МУП «Сердобская теплосеть» Хральченко П.Н. административного правонарушения подтвержден совокупностью следующих доказательств: протоколом об административном правонарушении /ГС от 21.05.2018 года; постановлением Главы Администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области № 360 от 15.05.2017 года; уставом МУП «Сердобская теплосеть»; письмом генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» о привлечении к административной ответственности директора МУП «Сердобская теплосеть» Хральченко П.Н. с приложением, уведомлением об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа от 26.01.2018 года № 08/387.

Доказательств того, что заявителем принимались меры, направленные на соблюдение вышеприведенных норм законодательства, которые свидетельствовали бы об отсутствии его вины либо наличия каких-либо препятствий для исполнения своих обязанностей, в материалах дела не имеется, суду не представлено, при этом, ответ на обращение от 25.06.2018 года № 1291 Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, ответ на письмо от 04.07.2018 года № 38 ПАО Банк «Кузнецкий», ответ на письмо от 25.07.2018 года № 015-14-23/60 Пензенского РФ АО «Россельхозбанк» не свидетельствуют об обратном, поскольку обращения за предоставлением банковской гарантии на оплату задолженности за потребленный газ в ПАО Банк «Кузнецкий», Пензенский РФ АО «Россельхозбанк» последовали 02.07.2018 года, за предоставлением муниципальной гарантии на оплату задолженности за потребленный газ к учредителю Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области - 13.06.2018 года.

Доводы жалобы заявителя директора МУП «Сердобская теплосеть» Хральченко П.Н. о том, что его действиях отсутствуют состав административного правонарушения, вина во вменяемом ему административном правонарушении, поскольку получение независимой гарантии от банков возможно в том случае, если получатель гарантии имеет открытый расчетный счет в каком-либо отделении банка, данный счет является рабочим и по нему происходит свободное движение денежных средств (денежные операции по счету в безналичной форме), на момент образования задолженности МУП «Сердобская теплосеть» по оплате за потребленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Пенза», МУП «Сердобская теплосеть» имело три расчетных счета: счет , открытый в Дополнительном офисе Пензенского РФ АО «Россельхозбанк» , и два счета и , открытые в Дополнительном офисе «Сердобский» ПАО Банк «Кузнецкий», к указанным расчетным счетам имеется очередь распоряжений, имеющих разрешение на проведение операций, причиной образования очередей по неисполненным в срок распоряжениям по оплате платежных требований по всем трем счетам МУП «Сердобская теплосеть» является наложение ареста на указанные счета Сердобским РОСП УФССП России по Пензенской области в рамках возбужденных исполнительных производств, инициированных ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» согласно полученных исполнительных листов о взыскании с МУП «Сердобская теплосеть» задолженности по оплате за газ по решениям суда, не могут быть приняты судьей во внимание, поскольку имеющиеся в материалах дела акт сверки взаимных расчетов от 31.12.2017 года № 29125, полные оборотные ведомости по счету «Расчеты с покупателями по газу» подтверждают наличие у МУП «Сердобская теплосеть» задолженности по оплате поставленного энергоресурса в размере как равном двойному размеру среднемесячной величины обязательства покупателя по оплате газа, так и превышающем такой двойной размер, доказательств того, что заявителем принимались меры, направленные на исполнение обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа в установленный в уведомлении от 26.01.2018 года № 08/387 срок, не представлено.

При таких обстоятельствах, в действиях директора МУП «Сердобская теплосеть» Хральченко П.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вина директора МУП «Сердобская теплосеть» Хральченко П.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена, наказание директору МУП «Сердобская теплосеть» Хральченко П.Н. назначено обоснованно, в пределах санкции ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, допущено не было.

При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания врио начальника отдела по общепромышленному надзору по Пензенской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Стрижковой Т.В. от 24.05.2018 года о признании директора МУП «Сердобская теплосеть» города Сердобска Сердобского района Хральченко П.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей, является законным, обоснованным, соответствующим конкретным обстоятельствам дела, тяжести содеянного, правовых основания для его отмены или изменения, а также прекращения производства по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление врио начальника отдела по общепромышленному надзору по Пензенской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Стрижковой Т.В. о назначении административного наказания от 24.05.2018 года о признании директора МУП «Сердобская теплосеть» города Сердобска Сердобского района Хральченко П.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора МУП «Сердобская теплосеть» города Сердобска Сердобского района Хральченко П.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Филь А.Ю.