ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/19 от 02.08.2019 Большеглушицкого районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

2 августа 2019 года село Большая Черниговка

Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Дмитриевой Е.Н.,

при секретаре Кривошееве Е.А.

рассмотрев в судебном заседании жалобы ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области на постановления главного государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Самарской области от 14 июня 2019 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ в отношении ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Самарской области от 14 июня 2019 года по делу об административном правонарушении № 31 жалобы ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа 100000 рублей.

Постановлением главного государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Самарской области от 14 июня 2019 года по делу об административном правонарушении № 34 жалобы ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа 100000 рублей.

Постановлением главного государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Самарской области от 14 июня 2019 года по делу об административном правонарушении № 36 жалобы ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа 100000 рублей.

В жалобах представитель ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области просит об объединении дел в одно производство и отмене постановлений, указывая на то, что привлекая юридическое лицо к административной ответственности должностным лицом не правильно были квалифицированы действия юридического лица. А именно по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности не связаны со сложившимися неблагоприятными погодными климатическими условиями и сами по себе условий особого противопожарного режима и предусмотренных им ограничений не нарушают; кроме того в настоящее время все нарушения устранены; вредных последствий, в связи с выявленными нарушениями не наступило, в связи с чем, считает, что в данном случае возможно назначить наказание в виде предупреждения.

Определением судьи Большеглушицкого районного суда Самарской области от 2 августа 2019 года дела по жалобам ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области были объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области директор Шидловский В.И. доводы жалобы поддержал, просил постановления главного государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Самарской области от 14 июня 2019 года отменить и производство по делу прекратить.

Главный государственный инспектор муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Самарской области Трубников И.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения доводов жалоб, указав, что постановления вынесены с соблюдением требований действующего законодательства.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходи к следующим выводам.

Из материалов дел об административных правонарушениях в отношении ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области усматривается, что они возбуждены должностным лицом Главным государственным инспектором муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Самарской области по факту выявленных в рамках проведения проверки в отношении ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области нарушений требований пожарной безопасности на объектах расположенных по адресу: п. Пояково, ул. Физкультурная, 12 (школа), п. Алексеевский, ул. Школьная, 11(школа и детский сад), п. Полянский, ул. Центральная, 34 (школа и детский сад).

Указанное подтверждается материалами дел об административных правонарушениях.

Составление должностным лицом Управления МЧС России по Самарской области в отношении ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области трех протоколов N 31, 34, 36 от 30 мая 2019 года, обусловлено выявлением нарушений требований пожарной безопасности, допущенными в результате бездействия на трех объектах, а именно в здании школы пос. Поляково, расположенной по адресу: п. Пояково, ул. Физкультурная, 12, в здании школы и детского сада пос. Алексеевский, расположенного по адресу: п. Алексеевский, ул. Школьная, 11, здании школы и детского сада пос. Полянский, расположенного по адресу: п. Полянский, ул. Центральная, 34.

В судебном заседании не оспаривался факт того, что школа и детский сад п. Алексеевский, а также школа и детский сад п. Полянский являются филиалами ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области.

Согласно части 1 статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет административную ответственность.

Часть 2 вышеуказанной статьи устанавливает административную ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

В соответствии со ст. ст. 1, 20, 30 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Правила пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Самарской области от 10 апреля 2019 года N 209 на территории Самарской области с 15 апреля 2019 года по 30 сентября 2019 года установлен особый противопожарный режим.

Постановлением Администрации сельского поселения Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области от 11 апреля 2019 года за № 15А установлен особый противопожарный режим на территории сельского поселения Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области.

Из исследованных в рамках судебного разбирательства материалов следует, что в ходе проведения проверки 30 апреля 2019 года, в отношении юридического лица ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» п. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- в здании школы пос. Поялково:

- категории помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности не указаны в проектной документации на объект капитального строительства;

- не представлена в уведомительном порядке декларация пожарной безопасности, имеющаяся не действительна в ввиду представления декларантом недостоверной информации;

- инструкция о мерах пожарной безопасности, не содержит следующие положения: мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ, порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов,. обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения), допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты;

- на лестничных площадках хранятся вещи, и другие горючие материалы;

- руководитель организации не организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний;

- руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и не оформляет акт проверки;

- устройства для самозакрывания дверей лестничных клеток находиться не в исправном состоянии;

- руководитель организации не обеспечил наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта защиты;

- диспетчерский пункт (пожарный пост) не обеспечен ручными электрическими фонарями;

- руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

- руководитель организации не обеспечил наличие планов эвакуации людей при пожаре. Срок годности имеющихся планов эвакуации истек, маркировка отсутствует и т.д.;

- в складских, производственных, административных и общественных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;

- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности не осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности не осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Отсутствуют записи о прохождении первичного инструктажа в журнале. Отсутствует график повторных инструктажей. Специальные программы не согласованы в установленном порядке;

- руководитель организации не обеспечил размещение в лестничных клетках, подвале и чердаке знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено";

- здание не оборудовано необходимым количеством пожарных щитов согласно приложению N 5;

- руководитель организации не обеспечил исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей;

- каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, не имеет паспорт завода-изготовителя;

- на одноразовую пломбу отдельных огнетушителей не нанесены следующие обозначения: дата зарядки огнетушителя с указанием месяца и года:

- учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в специальном журнале произвольной формы;

- руководитель организации не определил порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта;

- размещается на путях эвакуации (в том числе в проходах, коридорах, на лестничных площадках) различные материалы, изделия, оборудование и другие предметы;

- в здании изменено направление открывания дверей (столовая);

- в здании эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, используются розетки, рубильники и другие электроустановочные изделия с повреждениями;

- руководитель организации не осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и не составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);

- объект защиты не имеет систему обеспечения пожарной безопасности, включающей в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

в здании школы и детского сада пос. Алексеевский:

- категории помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности не указаны в проектной документации на объект капитального строительства;

- не представлена в уведомительном порядке декларация пожарной безопасности, имеющаяся не действительна в ввиду представления декларантом недостоверной информации;

- отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, содержащая вопросы, установленные п.481 ППР в РФ;

- на лестничных площадках храниться вещи, мебель и другие горючие материалы;

- руководитель организации не обеспечивает содержание наружной пожарной лестницы здания в исправном состоянии, и не организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний;

- руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и не оформляет акт проверки;

- руководитель организации не обеспечил наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта защиты;

- диспетчерский пункт (пожарный пост) не обеспечен ручными электрическими фонарями;

- руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

- в складских, производственных, административных и общественных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;

- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности не осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности не осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Отсутствуют записи о прохождении первичного инструктажа в журнале. Отсутствует график повторных инструктажей. Специальные программы не согласованы в установленном порядке;

- руководитель организации не обеспечил размещение в лестничных клетках, подвале и чердаке знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено";

- здание не оборудовано необходимым количеством пожарных щитов согласно приложению N 5;

- направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- руководитель организации не обеспечил исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей;

- каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, не имеет паспорт завода-изготовителя. Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя не опломбировано одноразовой пломбой;

- на одноразовую пломбу огнетушителей не нанесены следующие обозначения: а) индивидуальный номер пломбы; б) дата зарядки огнетушителя с указанием месяца и года;

- учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в специальном журнале произвольной формы;

- руководитель организации не определил порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта:

- размещается на путях эвакуации (в том числе на лестничных площадках) различные материалы, изделия, оборудование и другие предметы;

- в здании эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; используются розетки, рубильники и другие электроустановочные изделия с повреждениями;

- объект защиты не имеет систему обеспечения пожарной безопасности, включающей в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

в здании школы и детского сада пос. Полянский:

- категории помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности не указаны в проектной документации на объект капитального строительства;

- не представлена в уведомительном порядке декларация пожарной безопасности, имеющаяся не действительна в ввиду представления декларантом недостоверной информации;

- отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, содержащая вопросы, установленные п.481 ППР в РФ;

- на лестничных площадках храниться вещи, мебель и другие горючие материалы;

- руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и не оформляет акт проверки;

- руководитель организации не обеспечил наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта защиты;

- диспетчерский пункт (пожарный пост) не обеспечен ручными электрическими фонарями;

- руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

- в складских, производственных, административных и общественных помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;

- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности не осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности не осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Отсутствуют записи о прохождении первичного инструктажа в журнале. Отсутствует график повторных инструктажей. Специальные программы не согласованы в установленном порядке;

- направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- руководитель организации не обеспечил размещение в лестничных клетках, подвале и чердаке знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено";

- здание не оборудовано необходимым количеством пожарных щитов согласно приложению N 5;

- направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- руководитель организации не обеспечил исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей;

- каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, не имеет паспорт завода-изготовителя;

- учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в специальном журнале произвольной формы;

- руководитель организации не определил порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта;

- размещается на путях эвакуации (в том числе в коридорах, тамбурах, лестничных площадках) различные материалы, изделия, оборудование и другие предметы;

- в здании эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, используются розетки, рубильники и другие электроустановочные изделия с повреждениями;

- руководитель организации не осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и не составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки);

- объект защиты не имеет систему обеспечения пожарной безопасности, включающей в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица в допущении указанных выше нарушений требований пожарной безопасности подтверждены актами проверки, протоколами об административном правонарушении, постановлениями по делу об административных правонарушениях от 14 июня 2019 года, иными материалами дела, кроме того данный факт не оспаривался в судебном заседании и представителем юридического лица.

Тот факт, что в настоящий момент все нарушения устранены, свидетельствует о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, заключается в совершении действий, предусмотренных частью 1 указанной статьи, но совершенных в условиях особого противопожарного режима.

Вопреки доводам жалобы, особый противопожарный режим постановлением Правительства Самарской области был установлен как на всей территории Самарской области, так и постановлением Администрации сельского поселения на всей территории сельского поселения Поляково, на территории которого находиться юридическое лицо, а не только в лесной полосе и сопричастных территориях.

Доводы жалобы представителя юридического лица о том, что в данном случае, при назначении наказания, возможно применить положения ст. 3.4 ч. 2 КоАП РФ. Суд считает несостоятельными, поскольку с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененные юридическому лицу нарушения требований законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ГБОУ СО СОШ «Образовательный центр» пос. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области в условия действующего на территории Самарской области и территории сельского поселения Поляково противопожарного режима подтверждается собранными по делу доказательствами, а следовательно должностным лицом их действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ в свою очередь установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение при совершении лицом двух и более административных правонарушений.

Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Исходя из приведенных правовых норм, если лицом совершено одно противоправное действие, содержащее состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена одной частью одной статьи КоАП РФ, это лицо не может быть дважды подвергнуто административному наказанию за его совершение независимо от количества объектов посягательства.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абз. 9 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения одного административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Приведенная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации об основаниях для объединения дел об административных правонарушениях применима и в случае совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена одной частью одной статьи КоАП РФ, что и послужило основанием для объединения производства по указанным выше делам.

Из материалов дела усматривается, что выявленные в рамках проверки, проведенной в отношении ГБОУ СО СОШ «Образовательный центр» пос. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области, нарушения требований пожарной безопасности, были допущены в результате бездействия одного юридического лица. Правонарушения имеют единый родовой объект посягательства.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений было подведомственно одному должностному лицу.

То обстоятельство, что нарушения имеют место по разным адресам осуществления деятельности учреждения, в данном случае не является основанием для назначения самостоятельных наказаний по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку эти нарушения допущены в результате одного бездействия, выявлены в рамках одной проверки, проводимой в отношении одного юридического лица.

Таким образом, поскольку вышеизложенные обстоятельства должностным лицом при рассмотрении дел были оставлены без внимания, принятые по делу акты подлежат отмене.

При назначении административного наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения и считает необходимым, с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из приведенных норм, суд полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа, снизив его размер до 100000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь КоАП РФ,

решил:

Постановления главного государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Самарской области от 14 июня 2019 года по делам в отношении об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ № 31, 34, 36 - отменить.

Признать ГБОУ СО СОШ «Образовательный центр» пос. Поляково муниципального района Большечерниговский Самарской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд Самарской области в течение 10 дней.

Судья