ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/19 от 04.07.2019 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

Дело №12-22/2019

(26RS0-31)

РЕШЕНИЕ

г. Нефтекумск 04 июля 2019 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Куц О.Н.,

с участием:

представителя ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ФИО1 действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «РН-Ставропольнефтегаз» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу №19-0/Ф-024/10 от 11.03.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз», предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о назначении административного наказания /Ф-024/10 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «РН-Ставропольнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ст. 8.5 КоАП РФ, и в соответствии с которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ФИО2 обратился в Нефтекумский районный суд с жалобой, в которой просит постановление /Ф-024/10 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, мотивируя следующим.

Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о назначении административного наказания /Ф-024/10 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «РН-Ставропольнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, выразившееся в несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, от источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду м природные ресурсы при чрезвычайной ситуации, и в соответствии с которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000,00 (двадцать тысяч) рублей, а также вынесено представление /Ф-024/11 от 11.03.2019об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Как следует из обжалуемого постановления Обществом ДД.ММ.ГГГГ в 10 ч. 35 м. нарушены требования абз. 2 п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и п. 3 Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ выразившиеся в том, что Общество не своевременно сообщило Департамент о разливе нефтепродуктов. В соответствии постановлением Общество не осуществило действия, а именно своевременно не направило оповещение о разливе нефти в адрес Департамента, который произошел ДД.ММ.ГГГГ в 10 ч. 15 м., и по мнению Департамента в нарушение вышеуказанных требований, информация о разливе нефти от Общества поступила в адрес Департамента только ДД.ММ.ГГГГ в 13 ч. 43 м. Вышеуказанные нормы права не содержат определения понятия «своевременное оповещение», и соответственно, Общество, информировав Департамент ДД.ММ.ГГГГ в 13 ч. 43 м. своими действиями соблюдало нормы права. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества состава и события административного правонарушения, поскольку Общества информировало ДД.ММ.ГГГГ в 13 ч. 43 м. Департамент о факте разлива нефти, что подтверждается постановлением. В силу подпункта 1 пункта 6 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" организация эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент передает оперативное сообщение об аварии, инциденте в уполномоченный орган в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента, а нормативные документы об информировании Департамента Росприроднадзора о факте разлива нефти не содержат указаний на временной период. Таким образом, Общество, уведомив Департамент о факте разлива нефти в течение 24 часов, действовало добросовестно и соответственно, не нарушило ст.8.5 КоАП РФ. Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, выражается в бездействии по информированию о факте разлива нефти Департамент Росприроднадзора по СКФО. Также обращает внимание, что при отказе в удовлетворении ходатайства (определение /Ф-024/9от ДД.ММ.ГГГГ), заявленного Обществом при рассмотрении дела ( от ДД.ММ.ГГГГ), доводы Общества об отсутствии в его действиях несоблюдения экологических требований надлежащей правовой оценки Департамента не получили. Учитывая вышеизложенное, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, отсутствует в связи с тем, что Обществом уведомило Департамент. Однако в нарушение ч. 1 ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ при вынесении обжалуемого постановления не обеспечено всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств дела, не выяснено наличие события и состава административного правонарушения, чем нарушены положения КоАП РФ о презумпции невиновности и об ответственности, наступающей только при соблюдении порядка привлечения к административной ответственности, Общество привлечено к ответственности в отсутствии правовых оснований. По факсимильной связи Обществом получено уведомление (извещение) Департамента от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, согласно которому необходимо было ДД.ММ.ГГГГ в 15 ч. 45м. явиться в Департамент по адресу: <адрес>, каб.11 к государственному инспектору ФИО3, для составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ. Обществом направлено в Департамент Росприроднадзора ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ об отложении даты составления протокола на более позднюю дату, в связи с тем что, из уведомления (извещения) Департамента от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, на каком объекте и какие действия (бездействие) Общества привели к нарушению ст.8.5 КоАП РФ, и Обществу необходимо было время для подготовки позиции по защите интересов Общества. Однако Департаментом в отсутствие представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении и вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства, в связи с отсутствием объективных причин. Действия Департамента противоречат Постановлению Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 301-АД16-6703 (Оценив представленные в материалы дела, доказательства и установив, что товариществом в адрес инспекции по электронной почте было направлено ходатайство об отложении даты и времени составления протокола об административном правонарушении в связи с невозможностью обеспечить явку председателя товарищества по уважительной причине, однако указанное ходатайство своевременно не рассмотрено инспекцией и совершение действий по составлению протокола об административном правонарушении не было отложено, протокол составлен в отсутствие представителя товарищества, суды пришли к выводу о существенном нарушении инспекцией процедуры привлечения товарищества к административной ответственности, поскольку товарищество было лишено возможности реализовать свое право на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, в частности участвовать при совершении таких процессуальных действий как составление протокола об административном правонарушении). Одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав, не только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, но и на стадии составления протокола. В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об участии законного представителя юридического лица в его составлении. Таким образом, лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность участвовать в его составлении и пользоваться другими правами, предусмотренными Кодексом. В связи с этим административный орган при поступлении ходатайства об отложении составления протокола применительно к статье 25.1 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и оно может быть рассмотрено в его отсутствие, если от этого лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если ходатайство оставлено без удовлетворения, обязан был рассмотреть такое ходатайство на предмет обоснованности и по результатам рассмотрения принять мотивированное определение. Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ); предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ); вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ). Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ). Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – наличие события, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения относятся к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении. Согласно ст. 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, подлежащих рассмотрению и принятию мер данными лицами. Вместе с тем, как следует из изложенного в п. 1-2 настоящей жалобы Департаментом не установлено событие и состав правонарушения, не выяснены подлежащие выяснению обстоятельства, связанные с неправомерными действиями третьих лиц, а также не выявлены причины и условия совершения нарушения, в связи с чем причины и условия Департаментом не установлены, что подтверждается представлением, не содержащим ни установленных причин и условий, ни конкретных мер по их устранению.

В судебном заседании представитель ООО «РН - Ставропольнефтегаз» ФИО4 поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил ее удовлетворить.

В судебное заседание представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО5 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил письменное возражение, согласно которому Департамент Росприроднадзора по СКФО считает, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным и подлежащим оставлению в силе по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 15 минут в <адрес> в <адрес>, в районе <адрес> с напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 произошел разлив нефтесодержащей жидкости на земельный участок (кадастровый , географические координаты N 44046,33,6,, Е44054,03,5,,) в объеме 26 м3 (21,32 т.), площадь загрязненного участка требующего дальнейшего восстановления составляет 60,68 м2, а также в водный объект <адрес> (масса поступивших нефтепродуктов в водный объект ориентировочно - 0,4 т.). Работы по ликвидации экологических последствий Заявителем начаты ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 35 минут. Сведения в Департамент поступили от ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ДД.ММ.ГГГГ только в 13 часов 43 минуты. Эксплуатацию напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 (инвентарный ) осуществляет ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в соответствии с договорами аренды от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГД и изменением к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГД с ПАО «НК «Роснефть». Напорный нефтепровод УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 предназначен для транспортировки (перекачки) нефтесодержащей жидкости с УПСВ (установка предварительного сброса воды) Подсолнечное на ЦППН-1 (Цех подготовки и перекачки нефти -1). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, которые могут повлечь или повлекли за собой ущерб окружающей среде. В соответствии с требованиями ст.76 Земельного Кодекса от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного и земельного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с требованиями ч. 1 и ч. 2 ст. 69 Водного кодекса Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу рассчитан размер вреда, причиненного водному объекту <адрес> в результате разлива нефтесодержащей жидкости в поверхностный водный объект <адрес> который составил 1758,350 тыс. руб. (один миллион семьсот пятьдесят восемь тысяч триста пятьдесят рублей) и размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате порчи почв на земельном участке с кадастровым номером 26:14:090213:78, географические координаты N 44046,33,6,, Е44054,03,5,, который составил 131068,8 (сто тридцать одна тысяча шестьдесят восемь рублей восемь копеек), что подтверждается расчетом размера вреда, причиненного водному объекту <адрес> и почве (земельный участок с кадастровым номером 26:14:090213:78, географические координаты N44046,33,6,, Е44054,03,5,,) по адресу <адрес>, район <адрес>. Соответственно разлив нефтесодержащей жидкости с напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 попадает под чрезвычайную ситуации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, а также окружающей среды. В соответствии с представленной информацией от ООО «РН-Ставропольнефтегаз» письмо от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ДД.ММ.ГГГГ) работы по ликвидации экологических последствий начаты ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 35 минут. При этом сообщение о загрязнении водоохранной зоны <адрес> с возможным попаданием в водный объект <адрес> нефтесодержащей жидкости с напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 поступило от ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ДД.ММ.ГГГГ только в 13 часов 43 минуты на дежурный телефон Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по истечению более 3 часов, что подтверждается журналом приема и сдачи ответственного дежурства Департаментом Росприроднадзора по СКФО. В результате не своевременного сообщения ООО «РН-Ставропольнефтегаз» о факте разливе нефтепродуктов Департаментом Росприроднадзора по СКФО и испытательной лабораторией филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ не осуществлен отбор проб природной воды в водном объекте <адрес> в районе утечки нефтесодержащей жидкости с напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 из-за наступления неблагоприятных условий освещенности для отбора проб. Таким образом, юридическим лицом ООО «РН-Ставропольнефтегаз» были нарушены требования: абз. 2 п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По данному факту инспектором Департамента был составлен протокол об административном правонарушении от «22» февраля 2019 г. /Ф-024/1 по ст. 8.5 КоАП РФ. Доказательств, подтверждающих принятие ООО «РН-Ставропольнефтегаз» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению ООО «РН-Ставропольнефтегаз» установленных законодательством обязанностей, не установлено и юридическим лицом ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не представлено. Ссылка Заявителя в своей жалобе на пп.1 п. 6 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в действиях ООО «РН-Ставропольнефтегаз» события административного правонарушения является несостоятельной, так как данный Приказ утверждает прилагаемый Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Кроме того в п. 6 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ указано следующее «Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующие мероприятия: 1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Порядку, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в: - территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистернах, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.); - вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых); - орган местного самоуправления;- государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации; - профсоюзную организацию; - страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте; - соответствующий орган прокуратуры». А немедленное оповещение в установленном порядке соответствующие органы государственной власти (в том числе Департамент Росприроднадзора по СКФО) о фактах разливов нефти и нефтепродуктов регламентируется абз. 2 п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которое и было вменено юридическому лицу ООО «РН-Ставропольнефтегаз». В своей жалобе Заявитель, указывает на то, что Департамент не дал надлежащей правовой оценки заявленного им ходатайства об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, что однако не соответствует реальной действительности и вводит судебный орган в заблуждение, так как инспектором Департамента данное ходатайство, как и иные заявленные Заявителем ходатайства, было рассмотрено и вынесено определение об отказе в его удовлетворении со ссылками на соответствующие нормы закона. Заявитель в своей жалобе считает, что протокол об административном правонарушении был составлен Департаментом в отсутствие представителя Заявителя. Следует обратить внимание на тот, факт, что в связи с тем, что инспектором Департамента были выяснены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, установлено лицо, совершившее административное правонарушение, а также то, что лицо было уведомлено в установленном порядке о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ были составлены 4 протокола об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» по ст. 8.1 КоАП РФ, ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, ст. 8.5 КоАП РФ. На основании ходатайств, поступивших от ООО «РН-Ставропольнефтегаз» о переносе срока составления протоколов были вынесены определения об отказе в удовлетворении ходатайств мотивированные тем, что: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ №195-ФЗ не предусмотрен перенос срока составления протокола об административном правонарушении; протоколы об административных правонарушениях составлены в связи с выяснением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, установлено лицо, совершившее административное правонарушение, а также лицо было уведомлено в установленном порядке о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях. Ссылка Заявителя на Постановление Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-АД16-6703 нельзя признать относимой к существу рассматриваемого Департаментом административного производства и к процессуальному порядку привлечения лица к административной ответственности, т.к. уважительных причин о невозможности участия представителя юридического лица при составлении протоколов об административных правонарушениях заявлено не было, соответственно оснований для переноса сроков составления протоколов об административных правонарушениях установлено не было, в связи, с чем не было удовлетворено ходатайство о переносе срока составления протоколов. У юридического лица имелась возможность обеспечить явку представителя для составления протоколов и дать соответствующие пояснения по факту совершения правонарушения. Заявитель был уведомлен о каждой стадии ведения административного процесса, неоднократно заявлял разного рода ходатайства, был в полном объеме ознакомлен со всеми материалами административного производства и при этом объективно имел возможность направить своего представителя или защитника для участия в составлении протокола об административном правонарушении, однако не воспользовался такой возможностью, в то время как КоАП РФ не даёт право государственному инспектору откладывать составление протокола об административном правонарушении на иной срок без достаточных к тому оснований. Соответственно, вина Заявителя доказана имеющимися материалами административного производства, в связи с чем, постановление о назначении административного наказания, а также выданное на его основании представление являются законными, обоснованными и подлежащими оставлению в силе.

Изучив жалобу, исследовав материалы дела в совокупности, выслушав представителя ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ФИО1, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" в целях обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановило утвердить Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее Правила).

Правила, разработанные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе с международными договорами Российской Федерации, устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.

В соответствии с абз. 2 п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ организации осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти о фактах разливов нефти и нефтепродуктов.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.

Предметом правонарушения является порядок оборота экологической информации.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы,

Субъектом правонарушения является юридическое лицо ООО «РН-Ставропольнефтегаз», так как данное лицо, в соответствии с абз. 2 п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обязано немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти о фактах разливов нефти и нефтепродуктов.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется неосторожностью.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 15 минут в <адрес> в <адрес>, в районе <адрес> с напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 произошел разлив нефтесодержащей жидкости на земельный участок (кадастровый , географические координаты N 44046,33,6,, Е44054,03,5,,) в объеме 26 м3 (21,32 т.), площадь загрязненного участка требующего дальнейшего восстановления составляет 60,68 кв.м., а также в водный объект <адрес> (масса поступивших нефтепродуктов в водный объект ориентировочно - 0,4 т.).

Эксплуатацию напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 (инвентарный ) осуществляет ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в соответствии с договорами аренды от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГД и изменением к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГД с ПАО «НК «Роснефть».

Напорный нефтепровод УПСВ Подсолнечное – ЦППН-1 предназначен для транспортировки (перекачки) нефтесодержащей жидкости с УПСВ (установка предварительного сброса воды) Подсолнечное на ЦППН-1 (Цех подготовки и перекачки нефти -1).

Работы по ликвидации экологических последствий ООО «РН-Ставропольнефтегаз» начаты ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 35 минут.

Согласно копии журнала приема и сдачи ответственного дежурства сведения в Департамент Росприроднадзора по СКФО о произошедшем происшествии поступили от ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ДД.ММ.ГГГГ только в 13 часов 43 минуты.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанным факт совершения ООО «РН-Ставропольнефтегаз» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку извещение ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Департамента Росприроднадзора по СКФО о вредном воздействии на окружающую среду в результате происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, по истечении более трех часов, судом не признается незамедлительным, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы жалобы о том, что Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не содержит понятие своевременное оповещение, суд признает несостоятельными, поскольку указанным постановлением, установлен соответствующий порядок извещения о происшествии и вредном воздействии на окружающую среду, с указанием о необходимости незамедлительного извещения.

Суд относится критически к доводам жалобы со ссылкой на Приказ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, так как данный приказ утверждает порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в связи, с чем нормы данного приказа не регламентируют отношения по данному делу.

Доводы жалобы о том, что представителем Департамента Росприроднадзора по СКФО незаконно составлен протокол об административном правонарушении /Ф-024/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие представителя ООО «РН-Ставропольнефтегаз», суд признает необоснованными, поскольку согласно материалам дела ООО «РН-Ставропольнефтегаз» было надлежаще уведомлено о составлении в отношении него указанного протокола, а на ходатайство ООО «РН-Ставропольнефтегаз» об отложении составления протокола на более поздний срок Департаментом Росприроднадзора по СКФО направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе удовлетворения указанного ходатайства, с приведением мотивов принятого решения.

Суд относится критически к доводам жалобы о том, что Департамент Росприроднадзора по СКФО не дал надлежащей правовой оценки заявленному ООО «РН-Ставропольнефтегаз» ходатайству об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку данное обстоятельство опровергается определением об отказе в удовлетворении ходатайства /Ф-024/9 от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении ходатайства ООО «РН-Ставропольнефтегаз» о прекращении производства по делу в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз» по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказано, с привидением мотивов принятого решения.

Выраженное в жалобе несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления с прекращением производства по делу, либо его изменение.

Порядок производства по делу об административном правонарушении не нарушен.

Постановление о привлечении юридического лица - ООО «РН-Ставропольнефтегаз» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и по мнению суда является соразмерным и справедливым. При назначении наказания учтен характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.

Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности судом не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу /Ф-024/10 от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу №19-0/Ф-024/10 от 11.03.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз», предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «РН-Ставропольнефтегаз» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

Нефтекумского районного суда

Ставропольского края О.Н. Куц