ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/20 от 16.09.2020 Тисульского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-22/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Тисульский районный суд Кемеровской области

в составе судьи Соловьевой Н.М.,

при секретаре Литвиновой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Тисуль Тисульского района Кемеровской области 16 сентября 2020 года

жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЗДК «Берикуль», ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 421301001, дата регистрации 02.07.2014, юридический адрес: 652270, Кемеровская область, пгт. Верх-Чебула, ул. Восточная, д. 26, на Постановление № Т-306-в от 30 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №Н-306-в от 30 июля 2020 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно – Сибирского межрегионального управления Роспотребнадзора ФИО2 ООО «ЗДК «Берикуль» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужило выявление в ходе выездной проверки 19.03.2020 года на территории промплощадки ООО «ЗДК «Берикуль» размещение отходов в водоохранной зоне реки Берикуль «Мокрый Берикуль». Отходы производства и потребления: 9 21 302 01 52 3 - фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; 9 21 130 01 50 4 – покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные; 4 61 010 01 20 5 – лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; 3 05 291 20 5 – прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины накапливаются навалом на открытой площадке (координаты местности 550 30/ 21.5// с.ш. 880 06/ 32.9// в.д.).

Не согласившись с указанным Постановлением, законный представитель ООО «ЗДК «Берикуль» - ФИО3 обжаловало его.

Общество считает, что настоящее постановление нарушает его права и законные интересы, является незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм, установленных КоАП РФ.

В Постановлении указано, что 15 июля 2020 в 14 час. 00 мин. по информации, поступившей в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора из Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что при осуществлении деятельности ООО «ЗДК «Берикуль» допустило нарушение п. 2, п. 7 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», п. 10 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 01923 БР, в связи с чем, Кемеровским межрайонным природоохранным прокурором ФИО5 составлено постановление о возбуждении дела об административном производстве от 13.05.2020 г. В вышеприведенном постановлении указано, что обстоятельства правонарушения подтверждаются документами:

Копией письма № 7/3-43-2020 от 11.03.2020 г.;

Копией письма от 11.03.2020 г. № 1704-MK;

Копией решения о проведении проверки N212 от 17.03.2020 г.;

4. Копией требования о предоставлении информации и документов от 18.03.2020 № 7-71B-2020;

5. Копией ответа ООО «ЗДК «Берикуль» на требование от 26.03.2020 № 26/03/2020;

6. Копией лицензии на право пользования недрами КЕМ 01923 БР;

7. Выкопировкой из технического проекта «Проектная документация на разработку месторождения россыпного золота р. Мокрый Берикуль»;

8. Копией справки специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса с приложениями;

9. Копией справки специалиста Южно-Сибирского Межрегионального управления Росприроднадзора с приложениями;

10. Выкопировкой из устава ООО «ЗДК «Берикуль»;

11. Сведениями из ЕГРЮЛ с сайта ФНС России в отношении ООО «ЗДК «Берикуль» по состоянию на 03.07.2020;

12. Сведениями из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО «ЗДК «Берикуль» по состоянию на 03.07.2020;

13. Копией извещения от 29.04.2020 г. № 7-71B-2020;

14. Копией постового реестра от 29.04.2020 № 6;

15. Копией почтовых квитанций на 1 листе;

16. Отчетом об отслеживании почтового отправления на 1 листе;

17. Копией письма от 14.05.2020 № 7-71B-2020;

18. Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.05.2020;

19. Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № H-306-B от 20.07.2020 г.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ наступает за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 1.5 КоАП об АП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы права, для назначения административного наказания, помимо, наличия факта совершения административного правонарушения, необходима совокупность соблюдения процедуры сбора и оценки доказательств, а также соответствие совершенных на их основании выводов обстоятельствам административного правонарушения.

Заявитель полагает, что данные требования КоАП РФ были нарушены должностным лицом при вынесении постановления.

В постановлении о назначении административного наказания отсутствуют какие-либо выводы должностного лица о событиях административного преступления, должностным лицом не указано, каким образом указанные обстоятельства подтверждаются собранными в рамках административного расследования доказательствами.

Данные нарушения были допущены ввиду того, что должностное лицо формально подошло к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Постановление о назначении административного наказания основано лишь на постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.05.2020 г., является его дословной копией и не содержит каких-либо суждений должностного лица относительно событий административного дела, а также их доказанности.

Выводы, указанные в постановлении о назначении административного наказания основываются на справке, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Кузбасса от 26.03.2020 г.

Считает, что данная справка, при отсутствии иных доказательств, не может являться основанием для назначения административного наказания, ввиду того, что она получена с нарушением норм, предусмотренных КоАП РФ.

Согласно справке Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от 26.03.2020 г., в рамках проведения Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки по факту загрязнения реки Берикуль при участии в качестве специалиста на основании требования прокуратуры Кемеровской области от 11.03.2020 № 7/3-43-2020 ФИО1 был проведен осмотр участка недр - месторождение россыпного золота р. Берикуль, расположенного на территории Тисульского муниципального района Кемеровской области.

Дата проведения осмотра - 19 марта 2020 года.

При этом, прокурорская проверка в отношении ООО «ЗДК «Берикуль» проводилась в период с 17 по 27 марта 2020 года, в то время как представитель Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса ФИО1 была привлечена для осуществления экспертно - аналитических функций 11.03.2020 года, то есть еще до начала прокурорской проверки.

Заявитель полагает, что данное обстоятельство противоречит положениям п. 13 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому к участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций, следовательно, ФИО1 была незаконно привлечена к проведению прокурорской проверки, что является прямым нарушением вышеуказанного Федерального Закона.

Поскольку представитель Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса ФИО1 была привлечена для осуществления экспертно-аналитических функций при проведении прокурорской проверки, то в отношении нее должна быть оформлена процедура в соответствии с положениями ст. ст. 25.9 КоАП РФ.

Так, согласно ч. 1 ст. 25.9 КоАП РФ в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Участие ФИО1, по мнению заявителя. не может отвечать требованиям незаинтересованности, в связи с тем, что она является представителем Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса, то есть должностным лицом органа, осуществляющим федеральный государственный контроль, уполномоченным составлять протоколы об административных право нарушениях.

Помимо этого, согласно положениям ч. 3 ст. 25.9 КоАП РФ эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В силу ч. 3 ст. 25.8 КоАП РФ специалист также предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

Однако, сведений о том, что представитель Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса ФИО1 была предупреждена о возможности наступления административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения или дачу заведомо ложных пояснений, в материалах дела об административном правонарушении не содержится.

Таким образом, по мнению заявителя, справка Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от 26.03.2020 г. является недопустимым доказательством и не может быть использована для доказывания обстоятельств в деле об административном правонарушении.

Перечисленные выше процессуальные нарушения, по мнению Общества, является существенными, привели к неправильной оценке имеющихся в деле доказательств и незаконному привлечению Общества к административной ответственности.

Указывает, что должностным лицом не было учтено, что с марта 2020 года на территории Кемеровской области был введен ряд ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем, деятельность ООО «3ДК «Берикуль» была фактически приостановлена, поэтому в настоящее время Общество испытывает тяжелое материальное положение и не может выплатить назначенный административный штраф.

Общество просит суд рассмотреть вопрос о возможности снижения административного штрафа в целях реализации принципов гуманности и дифференциации административных наказаний.

ООО «ЗДК «Берикуль» в лице директора ФИО3 просит суд Постановление № H-306-B от 30 июля 2020 г., вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора 3ейгерт О.Г. в отношении ООО «ЗДК «Берикуль» о назначении административного наказания отменить, производство по административному делу прекратить.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, что подтверждается телефонограммой, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Согласно представленным возражениям на жалобу директора «ООО «ЗДК «Берикуль» просила оставить постановление о привлечении ООО «ЗДК «Берикуль» к административной ответственности без изменения, а жалобу без удовлетворения. Управление не согласно с доводами, приведенными в жалобе, считает постановление законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права по следующим основаниям.

Считает голословными доводы Общества о нарушении Управлением норм КоАП РФ и отсутствии мотивированного постановления. Должностным лицом Управления в полной мере исследованы административные материалы, постановление содержит указание на состав и событие административного правонарушения, материалы административного дела рассмотрены государственным инспектором.

В материалах административного дела содержится справка, выданная Министерством природных ресурсов и экологии Кузбасса от 26.03.2020. Данная справка рассмотрена должностным лицом Управления в совокупности с другими материалами административного дела, что прямо подтверждено выводами, изложенными в Постановлении Н-306-в.

Период проверки Общества - 17.03.2020 - 27.03.2020, что не оспаривается Заявителем. Дата осмотра - 19.03.2020, что соответствует периоду проведения проверки. Справка Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса датирована 26.03.2020, что также соответствует периоду проверки.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Каких-либо временных ограничений по направлению требования законом не установлено. Все процессуально значимые действия и мероприятия проведены в рамках срока про ведения проверки.

Относительно совершенного правонарушения государственный инспектор поясняет.

Статьей 7 Закона РФ от 21.02.1992 N2 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона «О недрах» орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно п. 2 п. 7 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан:

- обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

- соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;

- выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилам и разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Основным видом деятельности ООО «ЗДК «Берикуль» является добыча руд и песков драгоценных металлов. Отработка лицензионного участка ведется ООО «ЗДК «Берикуль» на основании лицензии КЕМ 01923 БР от 21.10.2015 на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении р. Берикуль (Мокрый Берикуль) на территории Тисульского муниципального района Кемеровской области. Срок действия лицензии - до 20.01.2037.

Общество в ходе осуществления своей деятельности использует

поверхностный водный объект река Берикуль (Мокрый Берикуль), расположенный в Тисульском муниципальном районе Кемеровской области, бассейн реки Обь, код и наименование водохозяйственного участка 13.01.04.002 «Чулым от г. Ачинск до в/п с. 3ырянское», <адрес><адрес> в целях добычи россыпного золота, проведения дноуглубительных работ.

В соответствии с п. 10 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 01923 БР пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

ООО «ЗДК «Берикуль» имеет технический проект «Проектная документация на разработку месторождения россыпного золота р. Мокрый Берикуль», выполненный ООО «НАИР» в соответствии с «3аданием на выполнение проектной документации», утверждённым генеральным директором ООО «ЗДК «Берикуль», требованиями лицензионного соглашения.

Проектная документация на разработку месторождения россыпного золота р. Мокрый Берикуль согласована заседанием территориальной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр на территории Кемеровской области (ТКР Кузбасснедра) протокол от 20.03.2019 № 279-20 19/т.

Согласно Проектной документации на разработку месторождения россыпного золота р. Мокрый Берикуль (далее - Проект), ПД 05.18-00С, Том 4 стр. 119 «Размещение вскрышных пород в смеси практически неопасных предусматривается в отработанном пространстве предыдущего блока. Часть вскрышных пород используется для строительства дорог, промплощадок, водоудерживающей и разделительных дамб, для организации оборотного водоснабжения. Гале-эфельные отвалы образуются после промывки горной массы и размещаются в отработанном пространстве».

Проектом ПД 05.18-00С, Том 4, стр. 111 определен перечень отходов, образующийся в ходе производственной деятельности Общества во время разработки месторождения россыпного золота р. Мокрый Берикуль образуются следующие виды отходов:

- лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий,

кусков, несортированные;

- шины пневматические автомобильные отработанные;

- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом;

- отходы минеральных масел;

- фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более);

- мycop от офисных и бытовых помещений организаций несортированный

исключая крупногабаритный);

- вскрышные породы в смеси практически неопасные;

- остатки и огарки стальных сварочных электродов».

На участке месторождения россыпного золота р. Берикуль (Мокрый Берикуль) осмотрены участок горных работ (далее - УГР) и река Берикуль (Мокрый Берикуль) выше/ниже УГР.

Отработка месторождения осуществляется открытым способом с применением бульдозеров, погрузчиков и автосамосвалов.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается по протяженности реки или ручья на основании ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-Ф3 и составляет: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Река Берикуль (Мокрый Берикуль) является правым притоком р. Кия, протяженность реки - 30 км, ширина водоохранной зоны составляет 100 метров, ширина береговой полосы водного объекта - 5 метров. Ширина береговой полосы водного объекта - 20 метров, другие зоны специального использования не установлены.

В водоохранной зоне рек Берикуль (Мокрый Берикуль) у ООО «ЗДК «Берикуль» имеется два последовательно расположенных гидротехнических сооружения - пруды отстойники (действующий и резервный в стадии завершения строительства) разделенные дамбой. Действующий пруд отстойник наполнен водой, на поверхности которого наблюдается ледостав. На момент обследования территории производилась расчистка действующего отстойника посредством экскаватора. А именно извлечение шлама с отстойника, снятие и складирование загрязненного льда с поверхности действующего отстойника с дальнейшим размещением в защитной прибрежной полосе в непосредственной близости от водного объекта.

Сотрудниками филиала «ЦЛАТИ по Кемеровской области» ФГБУ «ЦЛА ТИ по СФО» - г. Кемерово были отобраны пробы почвы в месте размещения шлама между отстойником и водным объектом (координаты места отбора пробы 55°30"27" с.ш. 88°06"32.2" в.д.).

По результатам протоколов анализа проб почвы от 02.04.2020 № К-П(Х)- 1.20 (пробная площадка № 1: место загрязнения прибрежной защитной полосы руслоотводного канала поверхностного водного объекта - р. Мокрый Берикуль координаты места 55°29"25.8" с.ш. 88°07"24.2" в.д.) установлено превышение загрязняющих веществ.

В ходе выездной проверки 19.03.2020 было установлено, что в водоохранной зоне реки Берикуль (Мокрый Берикуль), на территории непосредственно прилегающей к промприбору, размещена бочка с нефтепродуктами. Емкость с нефтепродуктами размещена на почве, не имеющей твердого водонепроницаемого покрытия; имеются следы розлива нефтепродуктов на рельеф местности в водоохранной зоне реки. Географические координаты места размещения емкости с нефтепродуктами - 55°30"21,5" с.ш. 88°06"32,9" в.д.

Сооружения, обеспечивающие защиту реки Берикуль (Мокрый Берикуль) и прилегающей к ней территории от розливов нефтепродуктов, шлама с отстойников и иного негативного воздействия на окружающую среду (обваловка по периметру склада, обособленная сеть ливнестока и т.д.) отсутствуют.

Через УГР проходит водоотводной канал поверхностного водного объекта - р.

Берикуль (Мокрый Берикуль). В ходе осмотра территории установлено, что в месте расположения действующего отстойника (координаты места 55°30"28.6" с.ш. 88°06"28.7" в.д.) по правую сторону по течению водоотводного канала поверхностного водного объекта - р. Берикуль (Мокрый Берикуль) в прибрежной защитной полосе расположена насыпь вскрышной породы (отвалы размываемых грунтов) состоящие из песка, супеси, суглинка и рыхлых речных отложений. Длина отвалов составляет 45 метров, ширина - 3 метра, высота - 1,5 метров. Вскрышная порода самопроизвольно осыпается с попаданием в поверхностный водный объект - р. Берикуль (Мокрый Берикуль).

При выполнении уставной деятельности ООО «ЗДК «Берикуль» осуществляет деятельность по накоплению отходов производства и потребления на территории промплощадки в границах горного отвода.

В ходе выездной проверки 19.03.2020 установлено, что на территории промплощадки ООО «ЗДК «Берикуль» установлено размещение отходов в водоохранной зоне реки Берикуль (Мокрый Берикуль). Отходы производства и потребления: 9 21 302 01 52 3 - фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; 9 21 130 01 50 4 - покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные; 461 01001 20 5 - лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; 3 05 291 91 20 5 - прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины накапливаются навалом на открытой площадке (координаты местности 55°30"21.5" с.ш. 88°06"32.9" в.д.).

Таким образом, ООО «ЗДК «Берикуль» производит накопление отходов производства и потребления на площадке, не соответствующей требованиям закона, в границах водоохранной зоны р. Берикуль (Мокрый Берикуль).

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о невыполнении требований законодательства в сфере недропользования, выразившемся внесоблюдении утвержденного в установленном порядке технического проекта, не предусматривающего, размещения отвалов размываемых грунтов в прибрежно защитной полосе водного объекта, накопление отходов производства и потребления на площадке, не имеющей твердого покрытия, размещения шлама с отстойника и розлива нефтепродуктов в водоохранной зоне реки Берикуль (Мокрый Берикуль).

Факт правонарушения подтверждается материалами дела, представленными Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой.

Просит суд обратить внимание на то, что позиция Общества относительно наличия административного правонарушения противоречива. Общество одновременно не соглашается с выводами должностного лица о наличии правонарушения и рассматривает вопрос снижения назначенного штрафа (что говорит о согласии Общества с фактом наличия правонарушения).

Полагает, что отсутствует документарное подтверждение тяжелейшего финансового состояния Общества и исключительных обстоятельств, что противоречит положениям, закрепленным в п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Заявитель – директор ООО «ЗДК «Берикуль», будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился по неизвестной причине, об отложении рассмотрения жалобы не просил..

Суд полагает возможным рассмотреть жалобу законного представителя- директора ООО «ЗДК «Берикуль» на Постановление № Н-306-в от 30 июля 2020 г. государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 о назначении административного наказания ООО «ЗДК «Берикуль» в отсутствие заявителя и должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление.

Изучив доводы жалобы, материалы административного дела, суд установил, что 30 июля 2020 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ЗДК «Берикуль» вынесено постановление о назначении административного наказания № Н-306-в по административному правонарушению, предусмотренном ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ, по тем обстоятельствам, что 15 июля 2020 года в 14 час. 00 мин. по имеющейся информации в Южно-Сибирском межрегиональном управления Росприроднадзора установлено, что ООО «ЗДК «Берикуль», допустило нарушение п. 2, п. 7 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 239501 «О недрах», п. 10 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 01923 БР.

Действия ООО «ЗДК «Берикуль» должностным лицом квалифицированы по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Доказательством вины ООО «ЗДК «Берикуль» в совершении указанного административного правонарушения государственным инспектором Росприроднадзора признаны: письмо № 7/3-43-2020 от 11.03.2020заместителя прокурора Кемеровской области ФИО6, письмо № 1704-МК от 11.03.2020 Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, справка Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от 26 марта 2020 года; справка от 03 апреля 2020 года Южно – Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, лицензия на право пользования недрами КЕМ 01923 БР.

Постановлением № Н-306-в от 30 июля 2020 года, вынесенным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «ЗДК «Берикуль» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона РФ от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах» к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся: создание и ведение единой системы федерального фонда геологической информации о недрах и его территориальных фондов; утверждение перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых, требований к содержанию геологической информации о недрах и форме ее представления, порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Российская Федерация, перечней геологической информации о недрах, представляемой пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации и передаваемой на временное хранение пользователям недр, порядка ее временного хранения пользователями недр; установление порядка представления образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах в государственные специализированные хранилища, их хранения, обработки и описания.

В силу ч.2 ст.22 вышеуказанного закона пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ. Разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (п. 2); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; охране окружающей среды (п. 7); выполнению условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (п. 10).

В соответствии со ст. 23.2 Закона «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 10 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 01923 БР пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о невыполнении требований законодательства в сфере недропользования, выразившемся в несоблюдении утвержденного в установленном порядке технического проекта, не предусматривающего, размещения отвалов размываемых грунтов в прибрежно защитной полосе водного объекта, накопление отходов производства и потребления на площадке, не имеющей твердого покрытия, размещения шлама с отстойника и розлива нефтепродуктов в водоохранной зоне реки Берикуль (Мокрый Берикуль).

Недра относятся к объектам охраны окружающей среды. Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут в соответствии со ст. 49 указанного закона административную ответственность.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Данное правонарушение является длящимся, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении (или ненадлежащем выполнении) лицом возложенных на него законом обязанностей. Момент совершения дляшегося правонарушения связан с его обнаружением. Факт совершения правонарушения выявлен природоохранным прокурором в ходе выездной проверки 19.03.2020, в ходе которой установлено, что в водоохранной зоне реки Берикуль (Мокрый Берикуль), на территории непосредственно прилегающей к промприбору, размещена бочка с нефтепродуктами. Емкость с нефтепродуктами размещена на почве, не имеющей твердого водонепроницаемого покрытия; имеются следы розлива нефтепродуктов на рельеф местности в водоохранной зоне реки. Географические координаты места размещения емкости с нефтепродуктами – 55 030"21,5" с.ш. 88 006"32,9" в.д.

Сооружения, обеспечивающие защиту реки Берикуль (Мокрый Берикуль) и прилегающей к ней территории от розливов нефтепродуктов, шлама с отстойников и иного негативного воздействия на окружающую среду (обваловка по периметру склада, обособленная сеть ливнестока и т.д.) отсутствуют.

Через УГР проходит водоотводной канал поверхностного водного объекта - р. Берикуль (Мокрый Берикуль). В ходе осмотра территории установлено, что в месте расположения действующего отстойника (координаты места 55030"28.6" с.ш. 88 006"28.7" в.д.) по правую сторону по течению водоотводного канала поверхностного водного объекта - р. Берикуль (Мокрый Берикуль) в прибрежной защитной полосе расположена насыпь вскрышной породы (отвалы размываемых грунтов) состоявшие из песка, супеси, суглинка и рыхлых речных отложений. Длина отвалов составляет 45 метров, ширина - 3 метра, высота - 1,5 метров. Вскрышная порода самопроизвольно осыпается с попаданием в поверхностный водный объект - р. Берикуль (Мокрый Берикуль).

При выполнении уставной деятельности ООО «ЗДК» осуществляет деятельность по накоплению отходов производства и на территории промплощадки в границах горного отвода.

В ходе выездной проверки 19.03.2020 установлено, что на территории промплощадки 000 «ЗДК «Берикуль» установлено размещение отходов в водоохранной зоне реки Берикуль (Мокрый Берикуль). Отходы производства и потребления: 9 21 302 01 52 3 - фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; 9 21 130 01 50 4 - покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные; 4 61 010 01 20 5 - лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; 3 05 291 91 20 5 - прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины накапливаются навалом на открытой площадке (координаты местности 55°30"21.5" с.ш. 88 006"32.9" в.д.).

ООО «ЗДК «Берикуль производит накопление отходов производства и потребления на площадке не соответствующей требованиям закона, в границах водоохранной зоны р. Берикуль (Мокрый Берикуль).

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о невыполнении требований законодательства в сфере недропользования, выразившемся внесоблюдении утвержденного в установленном порядке технического проекта, не предусматривающего, размещения отвалов размываемых грунтов в прибрежно защитной полосе водного объекта, накопление отходов производства и потребления на площадке, не имеющей твердого покрытия, размещения шлама с отстойника и розлива нефтепродуктов в водоохранной зоне реки Берикуль (Мокрый Берикуль).

Статьей 7 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах») предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при

предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона «О недрах» орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотьемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В силу ч.5 ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах», условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Из материалов дела установлено, что ООО «ЗДК «Берикуль» предоставлена лицензия на право пользования недрами КЕМ 01923 БР (дата регистрации 21.10.2015 г.) с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки добычи полезных ископаемых, в том числе, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств с изменениями от 16 июня 2016 года со сроком действия до 20.01.2037 г.

ООО «ЗДК «Берикуль» в нарушение п. 2, п. 7 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», п. 10 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 01923 БР не соблюдает требования утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Частью второй ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона ст. 7.3 КоАП РФ выражается в действии либо в бездействии по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов. Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке. При этом, понятие "пользование недрами" состоит не только в активном поведении, связанном с совершением каких-либо действий на предоставленном месторождении, но и в несовершении действий, установленных лицензионным соглашением.

Диспозиция ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ возлагает на проверяющие государственные органы обязанность выявлять все возможности, посредством которых может быть нарушено какое-либо из условий лицензии на пользование недрами. Такие нарушения должны быть отражены в соответствующих актах проверок и в дальнейшем в постановлении о привлечении виновного лица к административной ответственности. При этом нарушения могут быть выражены в совокупности действия и бездействия.

Таким образом, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу о виновности ООО «ЗДК «Берикуль» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 КоАП.

В материалах дела в качестве доказательств имеются справки консультанта ФИО1 Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от 26 марта 2020 года (л.д. 63) и государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно – Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 03 апреля 2020 г. с фототаблицами (л.д. 40), проектная документация.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Кемеровским межрайонным природоохранным прокурором в период с 17.03.2020 года по 27.03.2020 года проведена проверка исполнения законодательства об охране и использовании водных объектов и о недрах в деятельности ООО ЗДК «Берикуль», что подтверждается решением о проведении проверки ( л.д.96).

Для обеспечения полноты и объективности вышеназванной проверки на основании ст. ст. 6, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к участию в проведении проверки привлечен специалист департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, а именно - старший государственный инспектор Кемеровской области в области охраны окружающей среды ФИО1, что подтверждается Требованием прокурора о выделении специалиста (л.д.95).

Участие в проведении прокурорской проверки представителей (сотрудников) других государственных органов допускается в целях осуществления вспомогательных (экспертно-аналитических) функций.

К материалам проверки приобщена справка от 26 марта 2020 года, составленная консультантом департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО1, в которой отражены выявленные проведенной проверкой нарушения обязательных требований природоохранного законодательства (л.д.46-63).

Из содержания указанной справки следует, что в рамках проводимой проверки 19.03.2020 года проведен осмотр участка недр – месторождение р. Берикуль, расположенный на территории Тисульского муниципального района Кемеровской области в ходе осмотра установлено, что ООО ЗДК «Берикуль» не выполнило требования п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, а именно, разместило отвал размываемого грунта в пределах защитной полосы реки Берикулька.

Доводы законного представителя о невозможности признания указанной справки Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса в качестве надлежащего доказательства по делу, суд отклоняет, как несостоятельные, основанные на неправильном толковании норм законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.8 КРФ об АП в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Участие ФИО1 расценивает как законное, поскольку она была привлечена к проверке на законных основаниях и исполняла свои должностные обязанности, расценивать ее действия как заинтересованного должностного лица только на том основании, что она является представителем Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса, осуществляющим федеральный государственный контроль, оснований нет. По результатам проверки постановление о привлечении к административной ответственности ООО «ЗДК «Берикуль» вынесено другим должностным лицом.

В статье 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленным в ст. 1.5 КоАП РФ, обязанность доказывания всех вышеперечисленных обстоятельств, послуживших основанием для принятия постановления, обжалованного в суд, возлагается на орган (должностное лицо), возбудивший производство по делу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вина ООО «ЗДК «Берикуль» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, нашла свое подтверждение, в связи с чем полагает необходимым в удовлетворении жалобы заявителя о прекращении производства по делу отказать.

Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена в полном объеме.

Выводы о виновности ООО «ЗДК «Берикуль» сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости, в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении нарушений норм материального права и процессуальных требований не допущено.

Постановление о привлечении ООО «ЗДК «Берикуль» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В тоже время, суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, находит жалобу подлежащей удовлетворению, а постановление Южно -Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.07.2020 года, подлежащим изменению в части размера назначенного штрафа.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса.

При определении вида и размера административного наказания должностным лицом выводы не мотивированы.

При этом, суд полагает возможным принять во внимание, что, Общество владеет только одной лицензией, также необходимо учесть доводы Общества о том и штраф в размере 300 000 рублей является значительной суммой. Срыв уровня добычи золота в производственный сезон 2020 года по объективным причинам привел, в том числе, и к тяжелому финансовому состоянию ООО «ЗДК «Берикуль». что могло быть учтено как смягчающее обстоятельство,

Полагаю, что данные обстоятельства возможно признать исключительными при назначении наказания по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.

С учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, прихожу к выводу, что назначенное ООО «ЗДК «Берикуль»административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление № Н-306-в от 30 июля 2020 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно – Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 о привлечении ООО «ЗДК «Берикуль» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ изменить путем снижения назначенного административного штрафа с 300 000 до 150 000 рублей, жалобу законного представителя ООО «ЗДК «Берикуль» в этой части удовлетворить.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

<адрес>

<адрес>

Судья