ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2016 от 10.03.2016 Краснослободского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 12-22/2016

РЕШЕНИЕ

г. Краснослободск 10 марта 2016 г.

Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия Антонова А.В.,

при секретаре Ушаковой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО2 от 25 ноября 2015 г. о назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением о назначении административного наказания по делу № 428 об административном правонарушении исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО2 от 25 ноября 2015 г. секретарь единой комиссии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия по осуществлению закупок ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Согласно постановлению, в Мордовское УФАС России от Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия поступило обращение о согласовании возможности заключения государственного контракта на поставку государственных знаков почтовой оплаты (марок) для нужд данной инспекции. Извещение и документация о проведении Аукциона размещены заказчиком 24 ноября 2014 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://sberbank-ast.ru. Единой комиссией Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия в информационной карте аукционной документации и извещении о проведении Аукциона № 0109100006014000012 от 24 ноября 2014 г. не предусмотрена обязанность участника электронного аукциона декларировать в заявке на участие в закупке свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным коммерческим организациям. Одновременно подпунктом 7 Раздела 5 «требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе предусмотрена указанная обязанность участника электронного аукциона. В аукционе принял участие единственный участник - ФГУП «Почта России», предоставивший в составе второй части своей заявки декларацию о принадлежности его к субъектам малого предпринимательства, что, по мнению Мордовского УФАС России, является недостоверной информацией. Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 03 декабря 2014 г. единой комиссией Межрайонной ИФНС России № 7 принято решение о допуске к участию и признании единственным участником аукциона заявки, поданной ФГУП «Почта России». Таким образом, согласно постановлению, секретарь единой комиссии Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия ФИО1 в нарушение части 6 статьи 69 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» совершила правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в принятии решения о неправомерном допуске к участию в Аукционе участника закупки, заявка которого содержит недостоверную информацию.

С данным постановлением ФИО1 не согласна, просит его отменить. В обоснование ею указано, что в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) ограничения к участникам аукциона должны быть установлены заказчиком в извещении. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 указанного закона в извещении о проведении электронного аукциона указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований). В документации об электронном аукционе на поставку государственных знаков почтовой оплаты (марок) для нужд Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия заказчик не устанавливал ограничения в отношении участников аукциона в части принадлежности их к субъектам малого предпринимательства, поэтому данный вопрос на заседании единой комиссии не рассматривался.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО1 не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте извещена надлежаще. В заявлении, поддерживая доводы жалобы, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Мордовия в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте извещен надлежаще. В адрес суда направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к выводу о необходимости ее удовлетворения и отмене постановления по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия от 25 февраля 2014 г. в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ создана единая комиссия Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия по осуществлению закупок в составе: председателя - Е***, заместителя председателя – С***, членов – А***, Л***, секретаря – ФИО1 (л.д. 73).

Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия от 25 февраля 2014 г. № 01-04\01\029 утверждено Положение о единой комиссии Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия по осуществлению закупок (л.д. 74-82). В соответствии с которым, при осуществлении закупок способом проведения открытого аукциона в электронной форме комиссия по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе принимает решение о допуске (об отказе в допуске) участника закупки к участию в аукционе и признании этого участника участником; при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе оценивает соответствие заявки и представленных документов требованиям, установленным документацией об аукционе (пункты 5.4.1, 5.4.2, 5.4.4, 5.4.5, 6.4.1, 6.4.2, 6.4.4, 6.4.6).

Документация об электронном аукционе на поставку государственных знаков почтовой оплаты (марок) для нужд Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия утверждена 21 ноября 2014 г. начальником Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия (л.д. 16-49). Согласно пункту 18 раздела 1 данной документации заказчик не устанавливает ограничения участия в аукционе. Декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства должна быть предоставлена лишь в случае установления заказчиком такого ограничения для участников аукциона (раздел 5 документации).

Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия 24 ноября 2014 г. на сайте http://zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://sberbank-ast.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку государственных знаков почтовой оплаты (марок) для нужд данной инспекции (л.д. 10-15). Раздел «Преимущества и требования к участникам» не устанавливает ограничения в определении поставщика.

25 ноября 2014 г. на электронной торговой площадке размещена первая часть заявки на участие в данном электронном аукционе, 03 декабря 2014 г. – вторая часть этой же заявки. В составе второй части заявки участником предоставлена декларация, согласно которой ФГУП «Почта России» декларирует свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства (л.д. 50-54).

Согласно протоколу № 0109100006014000012-1 рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме № 0109100006014000012 от 03 декабря 2014 г. на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (16 часов 30 минут 02 декабря 2014 г.) поступила одна заявка участника , которая признана единой комиссией Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и документацией об электронном аукционе (л.д. 89).

18 ноября 2015 г. в отношении секретаря единой комиссии Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия по осуществлению закупок ФИО1 начальником отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 68-71).

25 ноября 2015 г. постановлением о назначении административного наказания по делу № 428 об административном правонарушении исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО2 секретарь единой комиссии Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия по осуществлению закупок ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Согласно постановлению секретарь единой комиссии Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия по осуществлению закупок ФИО1 в нарушение части 6 статьи 69 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ приняла решение о неправомерном допуске к участию в Аукционе участника закупки, заявка которого содержит недостоверную информацию (л.д. 3-9).

Частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.

Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, состав первой и второй частей заявок на участие в электронном аукционе определены статьей 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Частью 5 статьи 66 установлен закрытый перечень документов и информации, составляющих вторую часть заявки на участие в электронном аукционе. В том числе, в соответствие с пунктом 7 части 5 статьи 66 вторая часть заявки должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 данного Федерального закона.

Указанная диспозиция Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ воспроизведена в разделе 5 документации об электронном аукционе на поставку государственных знаков почтовой оплаты (марок) для нужд Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Мордовия.

Судом установлено, что ни в извещении о проведении электронного аукциона для закупки, ни в документации об электронном аукционе ограничение, предусмотренное частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что документацией об электронном аукционе обязанность участника электронного аукциона декларировать в заявке на участие в закупке свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства не предусмотрена.

Частью 6 статьи 69 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, в том числе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона.

При этом, рассмотрение аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в электронном аукционе осуществляется в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1 статьи 69 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ); в соответствии с частью 6 статьи 66 данного Федерального закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Исходя из системного толкования норм частей 1 и 6 статьи 69, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ следует, что документы и информация, предоставление которых не предусмотрено частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона и документацией об электронном аукционе, не могут быть предметом рассмотрения аукционной комиссии, в связи с чем, содержащаяся в них информация не может являться основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Исходя из вышеизложенного сам по себе факт предоставления ФГУП «Почта России» сведений о принадлежности к субъектам малого предпринимательства не мог иметь правового значения при рассмотрении единой комиссией второй части заявки на участие в электронном аукционе № 0109100006014000012 от 24.11.2014 г., так как предоставление такой декларации участником закупки в силу закона и содержания документации об электронном аукционе не требовалось.

При таких обстоятельствах, по мнению суда в действиях секретаря единой комиссии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия по осуществлению закупок ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы ФИО1 нашли свое подтверждение, жалоба подлежит удовлетворению, а постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО2 от 25 ноября 2015 г. о признании секретаря единой комиссии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия по осуществлению закупок ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания – отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 24.5, 30.7. - 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья

решил:

постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО2 от 25 ноября 2015 г. о признании виновной секретаря единой комиссии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия по осуществлению закупок ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей – отменить, жалобу ФИО1 - удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении секретаря единой комиссии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия по осуществлению закупок ФИО1 прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения (пункт 1 часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Антонова