ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2016 от 15.03.2016 Острогожского районного суда (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

г. Острогожск 15 марта 2016 года

Судья Острогожского районного суда Воронежской области Расторгуева Н.И.,

с участием лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1,

ее защитника ФИО2,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, директора МКОУ Шубинская СОШ ФИО1, по ч. 1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо, директор МКОУ Шубинская СОШ, ФИО1, подвергнута административному наказанию по ч. 1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Как следует из данного постановления, в ходе рассмотрения протокола от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.11.31 КоАП РФ, в соответствии с которым при проведении плановой выездной проверки МКОУ Шубинская СОШ, согласно распоряжения начальника Управления госавтодорнадзора по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, установлено что у МКОУ Шубинская СОШ отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, тем самым директором ФИО1 нарушен п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подала на него жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. При этом ссылается на то, что школа не является перевозчиком в том смысле, который придается этому понятию транспортным законодательством, а осуществляет доставку детей к месту обучения и обратно. Маршруты следования транспортных средств и время остановок согласованы именно для этих целей. Осуществляемые перевозки детей не подпадают под понятие регулярных, проводимых на основании публичного договора. Дети не являются пассажирами, выступающими стороной договора перевозки. Перевозка детей осуществляется бесплатно, данным видом транспорта не могут воспользоваться иные лица, кроме обучающихся и сопровождающих учителей. Содержание транспортного средства в целях перевозки детей осуществляется за счет бюджетных средств, направленных на финансирование образовательной деятельности, безвозмездно для родителей, без заключения договоров перевозки пассажиров. Устав школы не предусматривает возможность осуществления перевозок пассажиров как вид деятельности. Факт лицензирования деятельности не свидетельствует об обязательном страховании этого вида деятельности. В связи с этим оснований для страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, который может быть причинен при осуществлении перевозки, не имеется.

При рассмотрении жалобы лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, ее защитник ФИО2, жалобу поддержали, настаивают на ее удовлетворении. При этом защитник указал на то, что в протоколе об административном правонарушении, а также в оспариваемом постановлении отсутствует описание объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, отсутствуют сведения о том, когда имел место факт перевозки, по какому маршруту, каким транспортным средством, кто осуществлял перевозку, в отношении какого транспортного средства заявителем не был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, т.к. школа имеет два таких автобуса.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФИО3, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы не явился, согласно заявления просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения ФИО1, ее защитника ФИО2, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, составившего протокол об административном правонарушении, инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФИО3.

В своих возражениях на жалобу Управление государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, полагает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно.

Проанализировав доводы жалобы, участников процесса, исследовав материалы дела, считаю постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения Врио начальника Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка МКОУ «Шубинская средняя общеобразовательная школа», о проведении которой последняя уведомлена ДД.ММ.ГГГГ

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копия приказа (распоряжения) ФИО1 вручена ДД.ММ.ГГГГ, которая в судебном заседании подтвердила указанное обстоятельство.

Как следует из приведенного акта проверки, в ходе проверки выявлены нарушения требований п. 1 ст. 5 Федерального закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, заключающиеся в отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

В связи выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области ФИО3 в отношении директора МКОУ «Шубинская СОШ» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данного протокола, при проведении плановой выездной проверки МКОУ «Шубинская СОШ», в соответствии с распоряжением Врио начальника Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что у МКОУ «Шубинская СОШ» отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, что является нарушением п. 1 ст. 5 Федерального закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ тем же должностным лицом в присутствии ФИО1 вынесено оспариваемое постановление.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Существенных нарушений порядка привлечения к ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления не установлено.

Вместе с тем в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательством события административного правонарушения является протокол об административном правонарушении, в котором в обязательном порядке должно быть указано время, место совершения, описание обстоятельств совершенного правонарушения. Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной базы.

В соответствии с ч 1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

Проанализировав доводы участников процесса, исследовав фактические обстоятельства дела и материалы дела, прихожу к выводу о том, что в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении административный орган не привел описание объективной стороны вмененного ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ни из текста протокола об административном правонарушении, ни из текста оспариваемого постановления, вынесенного по результатам рассмотрения дела, не представляется возможным установить, когда имел место факт перевозки, по какому маршруту, кто осуществлял перевозку, с использованием какого транспортного средства, в отношении какого транспортного средства заявителем не был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, при том, что МКОУ «Шубинская СОШ» имеет два таких автобуса, т.е. событие административного правонарушения не установлено, обстоятельства, составляющие объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не описаны.

Кроме того, отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, регулируются Федеральным законом от 14.06.2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее- Закон N 67-ФЗ).

Пункт 1 статьи 5 Закона N 67-ФЗ устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 67-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) перевозка - услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона. Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами или кодексами, а также в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона; 2) пассажир - лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона; 3) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав).

Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Согласно основным понятиям, указанным в статье 2 Устава:

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Статья 5 Устава определяет три вида перевозок пассажиров: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

В силу статьи 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования. При этом, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади (ст.20 Устава).

Согласно пункту 1 статьи 27 Устава перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме (статья 31 Устава).

Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Уставом, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 112 от 14.02.2009 г. (далее - Правила).

Разделом II Правил регламентированы требования к регулярным перевозкам. Согласно пункту 3 Правил, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. При этом, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок (пункт 29), на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок (пункт 30).

Пунктами 42, 43 Правил предусмотрено, что поезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, которые должны содержать обязательные реквизиты.

В данном случае во исполнение ст. 40 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, согласно которой транспортное обеспечение обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно, осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций, учреждением организована

доставка детей из близлежащих населенных пунктов в образовательное учреждение с целью их обучения. Именно в этих целях согласованы маршруты следования транспортных средств и расписание остановок.

Следовательно, такие перевозки не подпадают под понятие регулярных, осуществляемых на основании публичного договора.

Публичным договором в силу статьи 426 Гражданского кодекса РФ признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Административным органом не представлено доказательств того, что право проезда в школьном автобусе, который осуществляет доставку учащихся в образовательное учреждение либо на внеклассные мероприятия, имеет любое физическое лицо, находящееся на месте остановки в определенное маршрутом время.

Напротив, исходя из собранных доказательств, следует, что осуществляется организованная перевозка только детей в сопровождении сотрудников учреждения.

Уставом МКОУ «Шубинская СОШ» не предусмотрена возможность осуществления перевозок пассажиров как вид деятельности. Содержание транспортного средства в целях перевозки детей осуществляется за счет бюджетных средств, направленных на финансирование образовательной деятельности, безвозмездно для родителей, без заключения договоров перевозки. Собственником транспортного средства является муниципальное образование.

Не относится перевозка школьников к месту учебы и обратно к перевозкам пассажиров по заказу и легковыми такси, исходя из определений, изложенных в Уставе.

В соответствии со статьей 27 Устава перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Договор фрахтования должен включать в себя сведения о фрахтовщике и фрахтователе; типе предоставляемого транспортного средства; маршруте и месте подачи транспортного средства; об определенном или неопределенном круге лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; о сроке выполнения перевозки; о размере платы за пользование транспортным средством; о порядке допуска пассажиров для посадки в транспортное средство. Маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу также определяется договором фрахтования.

Нельзя отнести перевозку школьников на школьном автобусе и к перевозке пассажиров легковым такси.

В соответствии со статьей 31 Устава, пунктами 102 - 104 Правил перевозка легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя, и регистрируется в журнале регистрации.

Учреждение, осуществляя перевозку школьников к месту учебы и обратно, не может выступать в качестве фрахтователя и фрахтовщика в одном лице.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177, понятие "организованная перевозка группы детей" используется в значении, предусмотренном Правилами дорожного движения Российской Федерации, согласно которым организованная перевозка группы детей - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопровождающим(и) или назначенным медицинским работником. Перевозка учащихся осуществляется также в соответствии с Положением об организации перевозки учащихся МКОУ «Шубинская СОШ», утвержденного приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ, которое определяет основные требования по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов учащихся и их родителей при осуществлении перевозок автобусным транспортом.

Следовательно, анализ приведенных положений свидетельствует о том, что перевозку школьников к месту учебы и обратно в данном случае нельзя отнести ни к регулярным перевозкам, ни к перевозкам по заказам, ни к перевозке легковым такси.

Перевозка детей в школу на школьном автобусе и обратно не относится к деятельности по перевозке в соответствии со статьей 5 Устава, к которой отсылает Закон N 67-ФЗ.

По смыслу положений Закона обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика подлежит такая деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, которая осуществляется в качестве услуги специализированным перевозчиком и является одним из видов его профессиональной деятельности (либо единственным видом), направленным на получение прибыли при осуществлении таких перевозок (ст. 1 Закона N 67-ФЗ).

При таких обстоятельствах, доводы административного органа о наличии между образовательным учреждением и учениками фактических отношений, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортом и подпадающих под регулирование Устава и Закона N 67-ФЗ, не основана на нормах права, поскольку в силу прямого указания в статье 1 Закона N 67-ФЗ, отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Понятия перевозки и пассажира, используемые Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. №1090, не имеют в рассматриваемом случае правового значения, поскольку названные Правила устанавливают единый порядок дорожного движения (пункт 1.1), а не определяют общие условия перевозок пассажиров и не регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика.

Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, является для МКОУ «Шубинская СОШ» обязательным в силу требования подпункта 24 пункта 1 статьи 12 Федерального Закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Сам по себе факт осуществления лицензируемого вида деятельности, не свидетельствует о том, что такая деятельность подлежит обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Следовательно, административный орган, принявший обжалуемое постановление не представил доказательства, подтверждающие, что МКОУ «Шубинская СОШ» использовало принадлежащие ему транспортные средства для осуществления перевозок пассажиров, как транспортной услуги.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства использования заявителем транспортных средств для осуществления регулярных перевозок пассажиров, перевозок по заказам и легковыми такси, судья считает недоказанным наличие состава административного правонарушения.

Таким образом, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении директора МКОУ «Шубинская средняя общеобразовательная школа», ФИО1, по ч. 1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу – прекратить, на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья