Дело № 12-22/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
15 июля 2016 года г. Нелидово
Судья Нелидовского городского суда Тверской области Орёл Ю.А.,
в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, Главы Администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1,
с участием представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, Главы Администрации Нелидовского района ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг., ФИО3, действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг.,
с участием помощника Нелидовского межрайонного прокурора Митрофановой А.А.,
в отсутствие представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 12 мая 2016 года по делу № 05-5/1-21-2016 об административном правонарушении, предусмотренном частями 4.1 и 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 12 мая 2016 года по делу № 05-5/1-21-2016 об административном правонарушении Глава администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 4.1 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с включением в состав одного лота открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта объекта закупки товаров, работ и услуг, технологически и функционально не связанных между собой, а также в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Указанным постановлением Главе администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление в порядке, предусмотренном правилами ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ.
Заявитель в жалобе просит отменить постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 12 мая 2016 года и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов заявитель указывает, что в его действиях отсутствует состав данного административного правонарушения, поскольку документация об аукционе была подготовлена в соответствии с требованиями законодательства. Факт, изложенный в обжалуемом постановлении, не соответствует следующим обстоятельствам. 12 января 2016 года Главой Администрации, как представителем Уполномоченного органа по размещению заказов для муниципальных нужд заказчиков муниципального образования «Нелидовский район» Тверской области, - была согласована документация об аукционе в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий на территории городского поселения – город Нелидово Тверской области в 2016 году, которая 13 января была размещена на Официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, извещение №..... 25 января 2016 года Главой Администрации была согласована документация об аукционе в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий на территории городского поселения – город Нелидово Тверской области в 2016 году, которая с 26 по 28 января была размещена на Официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, извещение №..... Проведение данных спортивных мероприятий возложено на ОКДМСиТ в соответствии с передачей полномочий от Администрации городского поселения – город Нелидово Администрации Нелидовского района Тверской области. Предметом электронных аукционов являются оказание услуг по организации 61 спортивного мероприятия различного уровня, в том числе по шахматам и шашкам, хоккею, настольному теннису, баскетболу, волейболу и пляжному волейболу, футболу и мини-футболу, бильярду, городкам, стритболу, гиревому спорту и армрестлингу, русской лапте, дартсу, пауэрлифтингу различного уровня, в том числе посвященных памятным датам, для различных возрастов и категорий спортсменов. Все эти мероприятия проводятся на различных площадках города и района, но объединены в один лот, так как оказание услуг по организации этих мероприятий технологически и функционально связано между собой, и не препятствует потенциальным участникам закупки оказать такие услуги и принять участие в аукционе без ограничения их в конкуренции. Несмотря на то, что все мероприятия имеют различную тематическую направленность, от участника закупки требуется оказать однотипные организаторские услуги:
- установить места для зрителей – при необходимости;
- обеспечить наличие раздевалки (раздевалок) для участников – при необходимости;
- обеспечить допуск участников физкультурного мероприятия к участию в физкультурном мероприятии;
- обеспечить судейство физкультурного мероприятия в соответствии с нормативными документами, которыми руководствуется заказчик;
- обеспечить награждение участников наградной атрибутикой и денежными призами в соответствии с нормативными документами, которыми руководствуется заказчик;
- обеспечить дежурство бригады скорой помощи – при необходимости. Функциональные и качественные характеристики объекта закупки, а именно, оказания организаторских услуг, перечислены в техническом задании к каждому мероприятию. В документации об электронном аукционе соблюдены требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, из которой следует, что документация об электронном аукционе в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом в документации указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Так, например, указано требуемое наличие мест для зрителей (скамейки на определенное количество мест), одна или две раздевалки на определенное количество мест, указан качественный и количественный состав наградной атрибутики. В техническом задании указано, что награждение команд производится исходя из норм расходов памятных призов, а судейство производится исходя из норм расходов оплаты труда судейского и обслуживающего персонала во время проведения городских спортивных соревнований. В описании каждого мероприятия в том числе содержится обязательное условие обеспечения соблюдения участниками мероприятия требований техники безопасности и пожарной безопасности, использования оборудования и специальных средств, которые должны соответствовать установленным стандартам противопожарной безопасности, не представлять угрозы жизни и здоровью участников и гостей мероприятия. Пунктом 5.4.2 контракта также установлена обязанность исполнителя обеспечить соответствие результатов оказания услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации. Указанные сведения вполне позволяют оценить предъявляемые заказчиком требования к объекту закупки. Анализ документации об аукционе позволяет сделать вывод о том, что документации об электронном аукционе, положениям статьи 33 Закона не противоречит. В обжалуемом постановлении антимонопольного органа оценка данным фактам не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства в данном случае ко всем услугам предъявлены одинаковые требования. Ни одна позиция необходимых к оказанию услуг не требует отдельных лицензий, разрешений, которые ограничивали бы участников закупки в участии в аукционе. Потенциальных исполнителей данных услуг в городе имеется несколько, разрешенный вид деятельности которых в том числе включает и проведение массовых развлекательных и спортивно-зрелищных мероприятий. Жалоб, свидетельствующих об ущемлении чьих-либо прав и законных интересов, не поступало. Таким образом, положениями и требованиями документации об электронном аукционе конкуренция участников не ограничивается. Заказчиком в соответствии со своими потребностями в документации об аукционе установлены требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Стоимость каждого спортивного мероприятия складывается в основном из стоимости наградной атрибутики (кубков, медалей, дипломов, грамот), цветов, игрушек и сладких призов для награждения победителей, а также оплаты судейства, и составляет от 2000 рублей до 21200 рублей. Место и сроки проведения мероприятий определены заказчиком в техническом задании. Потенциальных исполнителей данных услуг в городе имеется несколько, разрешенный вид деятельности которых в том числе включает и проведение массовых развлекательных и спортивно-зрелищных мероприятий. Положениями и требованиями документации об электронном аукционе конкуренция участников не ограничивается. Объединение заказчиком всех спортивных мероприятий в один лот при решении местных вопросов, связанных с расходованием бюджета для муниципальных нужд, в проведенном электронном аукционе было обусловлено желанием улучшения спортивного обслуживания населения, оптимизации закупок путём включения в один лот высокорентабельного и низкорентабельных мероприятий. Таким образом, формирование лота с включением нескольких мероприятий использовано для наиболее эффективного решения вопросов, отнесенных к самостоятельной компетенции органов местного самоуправления, и не направлено на ограничение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов, так как документация об электронном аукционе не содержит принципиальных технологических и функциональных различий услуг, оказание которых является предметом аукциона. Кроме того, указанные требования направлены на достижение общественно-значимых целей при исполнении контракта и обеспечение эффективного расходования бюджетных средств, так как начальная максимальная цена контракта рассчитана только исходя из стоимости наградной атрибутики и судейства, без учета стоимости прочих организаторских услуг при проведении спортивных мероприятий в связи с существенно уменьшенным лимитом денежных средств на проведение спортивных мероприятий. Соответственно, обстоятельства, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление, не доказаны.
В отзыве на жалобу Главы администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1 руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области указывает, что обстоятельства совершения административного правонарушения и выводы административного органа о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения подробно изложены в обжалуемом постановлении. Доводы заявителя о том, что все мероприятия, организация которых являлись предметом контракта, требуют однотипные организаторские услуги и о том, что в отношении каждого мероприятия документацией об аукционе предусмотрены отдельный перечень требований, не соответствуют материалам дела. Так, 26 января 2016 года Администрацией Нелидовского района Тверской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещены извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий (извещение о проведении аукциона №....) и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 443300 рублей. Фактически размещенная аукционная документация содержит сведения о заключении контракта на проведение 61 мероприятия на территории города Нелидово различного уровня, в том числе по шахматам и шашкам, хоккею, настольному теннису, баскетболу, волейболу и пляжному волейболу, футболу и мини-футболу, бильярду, городкам, стритболу, гиревому спорту и армрестлингу, русской лапте, дартсу, пауэрлифтингу различного уровня, в том числе посвященных памятным датам, для различных возрастов и категорий спортсменов. Техническое задание документации об аукционе содержит требования по организации и проведению каждого из мероприятий; при этом отсутствуют какие-либо основания считать, что включенные в лот мероприятия технологически и функционально связаны между собой. То обстоятельство, на которое ссылается в своих пояснениях Глава администрации Нелидовского района ФИО1, что в рамках мероприятий требуется оказать однотипные организаторские услуги, не делает эти мероприятия технологически и функционально связанными между собой. Все эти мероприятия являются самостоятельными, между собой, кроме схожести оказываемых в ходе их проведения услуг, не связаны; проведение одного мероприятия - как правило, не влечет необходимость проведения другого предусмотренного контрактом мероприятия, равно как и проведение какого-либо мероприятия в рамках контракта не обусловлено необходимостью проведения до этого другого мероприятия. В обжалуемом постановлении дана надлежащая и обоснованная оценка доводам, приведенным в жалобе заявителя. Иных доводов, которым не была бы дана оценка в постановлении, жалоба ФИО1 не содержит. Тверское УФАС России считает оспариваемое постановление о назначении административного наказания за нарушение законодательства о контрактной системе от 12 мая 2016 № 05-5/1-21-2016 законным и обоснованным, заявленные ФИО1 требования - не подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, Глава Администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
С учетом изложенного, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Главы Администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы жалобы, указав, что в действиях Главы администрации Нелидовского района ФИО1 отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку документация об аукционе была подготовлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы жалобы, указав, что 12 января 2016 года Главой Администрации, как представителем Уполномоченного органа по размещению заказов для муниципальных нужд заказчиков муниципального образования «Нелидовский район» Тверской области, - была согласована документация об аукционе в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий на территории городского поселения – город Нелидово Тверской области в 2016 году, которая 13 января была размещена на Официальном сайте. 25 января 2016 года Главой Администрации была согласована документация об аукционе в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий на территории городского поселения – город Нелидово Тверской области в 2016 году, которая с 26 по 28 января была размещена на Официальном сайте. Проведение данных спортивных мероприятий возложено на ОКДМСиТ в соответствии с передачей полномочий от Администрации городского поселения – город Нелидово Администрации Нелидовского района Тверской области. Предметом электронных аукционов являются оказание услуг по организации 61 спортивного мероприятия различного уровня. Все эти мероприятия проводятся на различных площадках города и района, но объединены в один лот, так как оказание услуг по организации этих мероприятий технологически и функционально связано между собой, и не препятствует потенциальным участникам закупки оказать такие услуги и принять участие в аукционе без ограничения их в конкуренции. Несмотря на то, что все мероприятия имеют различную тематическую направленность, от участника закупки требуется оказать однотипные организаторские услуги. Функциональные и качественные характеристики объекта закупки, а именно, оказания организаторских услуг, перечислены в техническом задании к каждому мероприятию. В документации об электронном аукционе соблюдены требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Ни одна позиция необходимых к оказанию услуг не требует отдельных лицензий, разрешений, которые ограничивали бы участников закупки в участии в аукционе. Потенциальных исполнителей данных услуг в городе имеется несколько, разрешенный вид деятельности которых в том числе включает и проведение массовых развлекательных и спортивно-зрелищных мероприятий. Объединение заказчиком всех спортивных мероприятий в один лот при решении местных вопросов, связанных с расходованием бюджета для муниципальных нужд, в проведенном электронном аукционе было обусловлено желанием улучшения спортивного обслуживания населения, оптимизации закупок путём включения в один лот высокорентабельного и низкорентабельных мероприятий.
Помощник Нелидовского межрайонного прокурора Митрофанова А.А. в судебном заседании обжалуемое постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области считала законным, обоснованным и отмене не подлежащим.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, помощника прокурора, оценив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за включение должностным лицом уполномоченного органа в документацию об аукционе требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч.3 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также ограничивающие доступ к участию в торгах (ч. ч. 1, 2), а также запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (ч. 3).
Материалами дела подтверждено, что Глава администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1 утвердил документацию об аукционе на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий на территории городского поселения - города Нелидово Тверской области в 2016 году. Проведение данных мероприятий возложено на ОКДМСиТ в связи с передачей полномочий от Администрации городского поселения - город Нелидово Администрации Нелидовского района Тверской области.
Утвержденная аукционная документация содержит сведения о заключении контракта на проведение 61 спортивного мероприятия на территории городского поселения – город Нелидово, в том числе по шахматам и шашкам, хоккею, настольному теннису, баскетболу, волейболу и пляжному волейболу, футболу и мини-футболу, бильярду, городкам, стритболу, гиревому спорту и армрестлингу, русской лапте, дартсу, пауэрлифтингу различного уровня, в том числе посвященных памятным датам, для различных возрастов и категорий спортсменов.
Техническое задание документации об аукционе содержит требования по организации и проведению каждого из мероприятий; при этом отсутствуют какие-либо основания считать, что включенные в лот мероприятия технологически и функционально связаны между собой.
Поскольку из документации об аукционе следует, что оказание услуг технологически и функционально не связано между собой, мероприятия проводятся в разное время и на разных объектах, имеют различные функциональные особенности их проведения, в том числе правила проведения, включение в аукционную документацию одним лотом указанных услуг для нужд Администрации Нелидовского района не допускается.
Кроме того, аукционная документация не содержит требований к качественным и функциональным характеристикам объекта закупки. В информационной карте аукционной документации указано, что такие требования не установлены, а в техническом задании отражены общие требования к проводимым мероприятиям, а не к предмету аукциона.
Таким образом, утвердив документацию об аукционе на оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий, не содержащую требований к качественным и функциональным характеристикам объекта закупки, и объединив в один лот мероприятия, технологически и функционально не связанные между собой, Глава администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1 нарушил законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также ограничил количество потенциальных участников размещения заказа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частями 4.1 и 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судья считает несостоятельными доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, поскольку объединение заказчиком всех спортивно-массовых мероприятий в один лот при решении местных вопросов, связанных с расходованием бюджета для муниципальных нужд, в проведенном электронном аукционе было обусловлено желанием улучшения культурно-массового обслуживания населения, оптимизации закупок путём включения в один лот высокорентабельного и низкорентабельных мероприятий.
Утверждение о том, что мероприятия, выставленные на торги единым лотом, были технологически и функционально связаны, материалами дела не подтверждено.
Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области ФИО4 от 12 мая 2016 года по делу № 05-5/1-21-2016 об административном правонарушении, предусмотренном частями 4.1 и 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу Главы администрации Нелидовского района Тверской области ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд Тверской области.
Судья Ю.А. Орёл