ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2016 от 23.06.2016 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 12-22/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

об административном правонарушении

23 июня 2016 года с. Красный Чикой

Судья Красночикойского районного суда Забайкальского края Гусманова И.С., при секретаре Черняевой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 на постановление главного государственного инспектора территориального подразделения надзорной деятельности по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением главного государственного инспектора территориального подразделения надзорной деятельности по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении должностное лицо – глава крестьянско-фермерского хозяйства (далее КФХ) ФИО1 признана виновной в совершении административ­ного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ей назначен административный штраф в размере <данные изъяты>

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, глава КФХ ФИО1 в пределах установленного ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ срока подала жалобу, в которой выражает несогласие с постановлением. Считает, что правила пожарной безопасности ею нарушены не были, отжиг травы на разрабатываемом ею поле площадью <адрес> 08.05.2016 г. производился на основании решения оперативного штаба по противопожарной обстановке в лесных массивах Красночикойского района №1 от 04.05.2016 г. в полном соответствии с требованием пожарной безопасности и в установленные сроки. Перед началом отжига были приняты все необходимые меры: произведена опашка отжигаемого участка, ширина минерализированной полосы опашки составляла 5-6 метров; отжигаемое поле разделено минерализированными полосами по 4-5 метров на сектора в пределах 5 штук по периметру; во время отжига на участке находился трактор с плугом Т-150, емкость с водой и прочий противопожарный инвентарь (ведра, лопаты, грабли и т.д.); отжиг контролировался необходимым количеством рабочих (4 человека). Прибывшие во время проведения отжига поля работники лесной службы, сотрудники полиции, сотрудники пожарной охраны замечаний не высказывали. Начальник отдела противопожарной службы ФИО2 на месте отжига не был и узнал о нём только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. через 15 дней. Режим чрезвычайной ситуации по Красночикойскому району был введен только с 10 мая 2016 года. Все действия были произведены главой КФХ ФИО3 с официального разрешения властей в установленные сроки и с принятием всех необходимых мер пожарной безопасности, умысла на нарушение действующего законодательства она не имела, считает, что обязана была произвести отжиг в соответствии с выпиской из протокола заседания оперативного штаба от 04.05.2015 г. № 1.

Кроме того, полагает, что произведенный ею отжиг имеет под собой рациональное обоснование, так как в результате него была запущена в оборот пашня размером 52 га, которая ранее не обрабатывалась более 5 лет. Урон лесному массиву нанесен не был.

Просит отменить постановление главного государствен­ного инспектора территориального подразделения надзорной деятельности по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности ФИО1, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО4, действующий на основании доверенности от 18.06.2016 г., поддержал доводы, изложенные в жалобе. Дополнительно пояснил, что отжиг был произведен на основании выписки из протокола оперативного штаба, в полномочия которого входит контроль за пожароопасной ситуацией в районе. Предварительно они выяснили условия проведения отжига под контролем оперативных служб. Начальник авиабазы лесной охраны сослался на тот момент на отсутствие сотрудников, кроме того, расценки на их услуги достаточно высоки. Мы уведомили о времени проведения отжига начальника авиабазы, а сотрудников Государственной лесной службы в Красночикойском районе не смогли уведомить, поскольку отжиг производили в выходной день. Просил жалобу удовлетворить.

Главный государственный инспектор территориального подразделения надзорной деятельности по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю ФИО2 с доводами жалобы не согласился, постановление полагал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения. Указал, что действующим законодательством отжиг земель сельскохозяйственного назначения запрещен и оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района «Красночикойский район» не правомочен выдавать разрешения на проведение отжигов. При возникновении вопросов по противопожарной безопасности главе КФХ ФИО1 следовало обратиться в территориальное подразделение надзорной деятельности и получить необходимую консультацию у инспекторов. Максимальный размер штрафа был назначен в связи с тем, что ФИО1 не признавала свою вину, не явилась на рассмотрение протокола об административном правонарушении.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса могут производиться при условии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных настоящими Правилами, а также нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принятыми по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно части 3 статьи 38 Закона № 69-ФЗ, лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, приказом № 26 от 26.01.2016 г. Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержден Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса (далее Порядок).

Согласно п. 2 Порядка использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований:

а) место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например: бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра;

б) место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды), 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев;

в) территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,4 метра;

г) лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны.

Согласно п.6 указанного Порядка, в случаях выполнения работ по уничтожению сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков и иных горючих отходов, организации массовых мероприятий с использованием открытого огня допускается увеличивать диаметр очага горения до 3 метров. При этом минимально допустимый радиус зоны очистки вокруг очага горения от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов в зависимости от высоты точки их размещения следует определять в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Постановлением главного государствен­ного инспектора территориального подразделения надзорной деятельности по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – глава крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1, признана виновной в совершении административ­ного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

Как следует из постановления, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности явилось нарушение ею требований п. 218 постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012 г. «О Противопожарном режиме», выразившееся в выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении 08 мая 2016 года в ходе рейда на поле сельскохозяйственного назначения по адресу: м. «Грязновка» 7 км западнее с. Красный Чикой главой КФХ ФИО1 допущено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения.

Из объяснений главы КФХ ФИО1 от 15.05.2016 г. следует, что 03.05.2016 г. она обратилась с письменным заявлением в оперативный штаб ФИО5 о проведении профилактического отжига на поле размером <данные изъяты> Ей выдали выписку из протокола заседания оперативного штаба от 04.05.2016 г., на основании которой был проведен отжиг с соблюдением требований пожарной безопасности.

В материалах дела имеется выписка из протокола заседания оперативного штаба от 04.05.2016 г. № 1, в соответствии с которой главе КФХ ФИО1 проведение профилактического отжига на участке земель сельскохозяйственного назначения <адрес> разрешено произвести до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями пожарной безопасности и под контролем оперативных противопожарных служб.

Вместе с тем, вышеприведенными положениями действующего законодательства в области противопожарной безопасности, выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения запрещено.

В соответствии с Положением об оперативном штабе ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района «Красночикойский район», утвержденным распоряжением и.о. главы администрации муниципального района «Красночикойский район» от 28.04.2013 г. № 192-р, оперативный штаб – нештатное подразделение, развертываемое при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района (п.2). В его задачи входит сбор, анализ, обработка и отображение информации о чрезвычайной ситуации; подготовка предложений руководителю аварийно-спасательных работ для принятия решения; планирование и организация работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; принятие экстренных мер по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации; предоставление достоверной информации о развитии чрезвычайной ситуации средствам массовой информации (п. 3). Основными функциями оперативного штаба являются ведение непрерывного контроля и учета данных обстановки в районе бедствия с отображением обстановки на средствах коллективного пользования, картах (схемах) и в справочных материалах; подготовка докладов о ходе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации; подготовка проектов решений КЧС и ОПБ, ведение протоколов заседаний комиссии; организация реализации принятых КЧС и ОПБ решений; организация взаимодействия по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации с заинтересованными органами управления, организациями и их оперативными группами; организация экспертной оценки масштабов возможной чрезвычайной ситуации и прогнозирование её дальнейшего развития; подготовка обоснования необходимости привлечения сил и средств из других регионов для ликвидации чрезвычайной ситуации; организация привлечения общественных объединений и отдельных граждан, имеющих соответствующие знания и опыт, к проведению мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация формирования и доставки гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации; ведение учета данных обстановки, принятых решений, отданных распоряжений, полученных и отправленных донесений в хронологической последовательности; организация обеспечения средств массовой информации достоверной и оперативной информацией о чрезвычайной ситуации (п. 4).

Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района «Красночикойский район» не правомочен давать разрешения на проведение профилактического отжига сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения. В этой связи выданное главе КФХ ФИО1 разрешение на проведение профилактического отжига в м. «<адрес>» от 04.05.2016 г. незаконно, так как противоречит действующему законодательству в области пожарной безопасности.

При таком положении вывод государственного инспектора территориального подразделения надзорной деятельности по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю о наличии в действиях главы КФХ ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, является правомерным, а доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, ошибочными.

Факт совершения главой КФХ ФИО1 административного правонарушения подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, исследованными в судебном заседании: телефонным сообщением от 08.05.2016г., протоколом осмотра места происшествия от 08.05.2016 г. с фототаблицей, объяснениями ФИО1 от 08.05.2016 г. и от 15.05.2016г., объяснениями В.Н.М., М.М.М.С.А.А. от 08.05.2016г., протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.Достоверность собранных по делу доказательств, сомнений у суда не вызывает.

Действия должностного лица правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, назначенное главе КФХ ФИО1 административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> нельзя признать обоснованным.

Из материалов дела следует, что обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1 не установлено, однако, учитывая, что она впервые привлекается к административной ответственности, добросовестно заблуждалась о правомерности своих действий, суд считает возможным снизить размер административного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть до <данные изъяты>

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора территориального подразделения надзорной деятельности по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении главыкрестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 изменить.

Снизить размер назначенного главе крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты>

В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: И.С. Гусманова