ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2017 от 12.04.2017 Красноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

с.Красный Яр Астраханской области 12 апреля 2017г

Судья Красноярского районного суда Астраханской области Камзенов Е.Б.

с участием ФИО1 и его защитника Саидовой Т.А.

государственного инспектора в области охраны окружающей среды Астраханской области ФИО2

при секретаре Исмукановой Д.Т.

рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя СОТ «Пион» Саидова ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по <адрес>

об отмене постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Астраханской области ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Астраханской области ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ председатель <>СОТ «Пион» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 10000рублей.

Согласно постановлению ФИО1 как должностное лицо председатель СОТ «Пион» признан виновным в несоблюдении экологических требований при накоплении отходов. В нарушение ст.11 и ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ходе плановой проверки в период с 3 февраля 2017г по 27 февраля 2017г ФИО1 не представил согласованные и утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

ФИО1 в жалобе просит отменить постановление и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО1 и его защитник жалобу поддержали и сослались на следующие доводы. СОТ «Пион» не занимается деятельностью по обращению с отходами, в том числе, накоплением. СОТ это товарищество собственников земельных участков, которые индивидуально занимаются на своих участках садоводством и огородничеством. СОТ «Пион» состоит из одного работника – его председателя, который не имеет своего офиса или кабинета. СОТ «Пион» не имеет своих помещений и иных объектов. В результате деятельности СОТ «Пион» не образуется никаких отходов. В том числе, отходов 4 класса опасности – мусора от бытовых помещений. В задачи председателя СОТ входит только оформление и сдача отчетных документов юридического лица, сбор членских взносов от участников СОТ и включение электрического насоса, размещенного на берегу реки, для обеспечения полива участниками СОТ своих земельных участков. В результате эксплуатации электрического насоса, отходы не образуются. В подчинении председателя СОТ «Пион» нет ни одного работника. Председатель СОТ «Пион» не является должностным лицом. По ошибочной рекомендации государственного инспектора в период проверки, СОТ «Пион» составила паспорт отходов 4 класса опасности (мусор от бытовых помещений), которых на самом деле нет и заключила с МУП «АванградЪ» договор на вывоз несуществующего в реальности мусора. А также, направила на согласование в ООО «ЭкоПроект» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, которых также нет. 28 марта 2017г от директора ООО «ЭкоПроект» поступило сообщение о получении лимитов на размещение отходов. То есть, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, согласованы. Это сделано для того, что предотвратить применение к СОТ «Пион» штрафа в размере 100000 рублей по ст.8.2 КоАП РФ. Применение такого штрафа приведет к его банкротству.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Астраханской области ФИО2 постановление считает законным и в удовлетворении жалобы просит отказать. В возражениях на жалобу сослался на следующее. В результате деятельности СОТ «Пион» образуются отходы, накапливается мусор. То есть, СОТ «Пион» занимается одним из видов деятельности по обращению с отходами, - их накоплением. Отсутствие у СОТ «Пион» офиса и бытовых помещений, не означает отсутствие у данного юридического лица отходов. Председатель СОТ «Пион» оформляет документы, а значит образуются бумажные отходы (4 класса опасности). От эксплуатации электрического насоса образуются отходы в результате чистки сетки (фильтра) насоса. На территории общего пользования СОТ «Пион» образуются отходы в результате прополки и удаления растительности (отходы 5 класса опасности). Соответственно, СОТ «Пион» должно производить паспортизацию отходов 4 класса опасности (отходов бытовых помещений) и составить и согласовать нормативы образования отходов 4-5 класса опасности и лимиты на их размещение. О наличии у СОТ «Пион» свидетельствуют им же составленные документы: паспорт на отходы 4 класса, договор и оплата МУП «Авангард» на вывоз мусора – 4-5 класса отходов.

При рассмотрении жалобы суд исходит из следующего.

В силу ст.1.5 ч.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Норма ст.8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Одним из субъектов ответственности по данной норме закона являются должностные лица.

Накопление является одним из видов обращения с отходами. В силу ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие «обращение с отходами производства и потребления» включает в себя деятельность по накоплению отходов.

СОТ «Пион» является юридическим лицом. Как следует из учредительных документов, предметом его деятельности является производство садово-огороднической продукции для личного потребления и организация отдыха в свободное от работы время.

Председатель СОТ «Пион» является единственным работником и одновременно руководителем (единоличным органом управления) осуществляющим руководство текущей деятельностью товарищества. Отсутствие у председателя СОТ «Пион» в подчинении других работников не означает, что у него отсутствуют служебные обязанности. По смыслу примечания к ст.2.4 КоАП РФ к должностным лицам относятся любые руководители организаций, если законом не предусмотрено иное. Поскольку, предполагается, что руководители организаций выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. В связи с отсутствием в СОТ «Пион» других работников, выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции данного товарищества, кроме как руководителю СОТ «Пион» ФИО1, больше некому. Поэтому, председатель СОТ «Пион» как должностное лицо является субъектом ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Из постановления следует, что в нарушение ст.11 и ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» СОТ «Пион» в период проверки 21 февраля 2017г не предоставило согласованные и утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В постановлении указано, что в процессе деятельности СОТ «Пион» образуются отходы в виде мусора от бытовых помещений организацией несортированный (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности. Данные отходы накапливаются в специально отведенном месте, которые по мере их накопления, в соответствии с договором на вывоз и размещение мусора и твердых бытовых отходов, передаются для их дальнейшей утилизации.

Постановление не содержит сведений и установленных фактов об образовании отходов в результате прополки и удаления растительности, произрастающей на территории общего пользования СОТ «Пион», то есть от эксплуатации земельного участка. А также, об образовании отходов в результате эксплуатации электрического водяного насоса качающего воду из реки для полива участков членов СОТ «Пион».

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Суд дает оценку лишь тем фактам и обстоятельствам, которые были установлены и изложены в постановлении по делу об административном правонарушении и послужили фактическим основанием для привлечения лица к административной ответственности по данному постановлению. При рассмотрении жалобы, суд не вправе устанавливать новые факты и обстоятельства, не содержащиеся в постановлении для расширения фактической базы, служащей основанием для привлечения лица к административной ответственности по делу. И давать им оценку с целью обоснования правильности привлечения лица к административной ответственности новыми фактами и обстоятельствами, которые не были положены в основу постановления по делу об административном правонарушении. Вместе с тем конкретизация установленных в постановлении по делу об административном правонарушении обстоятельств, не является установлением новых фактов и обстоятельств. Конкретизацией фактов (обстоятельств) является более детальное и подробное описание фактов, изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении.

Следовательно, доводы государственного инспектора в области охраны окружающей среды Астраханской области, ссылающегося на новые факты (образование отходов в результате прополки растительности на территории земельного участка общего пользования СОТ «Пион» и эксплуатации электрического водяного насоса), которые в постановлении им не были отражены, суд отклоняет. Поскольку, они не составляли фактическую основу привлечения к ответственности по данному постановлению по делу об административном правонарушении.

Таким образом, суд оценит законность и обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности только на основании установленных в постановлении по делу об административном правонарушении фактов о наличии отходов потребления - мусора от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности, которые накапливаются в СОТ «Пион» в специально отведенном месте.

В силу ст.11 п.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

СОТ «Пион» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, так как относится к некоммерческим объединениям граждан.

Согласно ст.1 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садоводческое, огородническое некоммерческое товарищество – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества. Имущество общего пользования – имущество ( в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Как следует из свидетельства на право собственности на землю, бессрочного пользования землей от 17 января 1996г СОТ «Пион» в 1992г предоставлен земельный участок площадью 10,41 га в бессрочное пользование для ведения садоводства и огородничества. Данных о наличии у СОТ «Пион» иного недвижимого имущества, материалы дела не содержат.

На территории СОТ «Пион» в собственности или ином владении данного юридического лица отсутствуют здания, сооружения и иные объекты, в которых могут находиться бытовые помещения. Из приобщенных к материалам административного дела фотоснимков от 3 февраля 2017г, не усматривается наличие в пользовании СОТ «Пион» бытовых помещений. На фотоснимках запечатлены дачный домик предположительно принадлежащий гражданину, одному из членов товарищества. Постановление и протокол по делу об административном правонарушении, акт проверки и иные материалы дела также не содержат информации о наличии в пользовании СОТ «Пион» каких-либо бытовых помещений.

Таким образом, по делу не доказано наличие в пользовании СОТ «Пион» бытовых помещений, в ходе эксплуатации которых могут образовываться отходы - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности.

По смыслу ст.11 п.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями, если в процессе их хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному или региональному государственному экологическому контролю.

При этом, если в процессе их деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение должны разрабатываться в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Если в процессе их деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение должны разрабатываться в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами.

Материалы дела не содержат доказательств, наличия у СОТ «Пион» объекта, подлежащего федеральному или региональному государственному экологическому контролю, на котором образуются указанные отходы.

Факт наличия у СОТ «Пион» отходов государственный инспектор в области охраны окружающей среды Астраханской области обосновал предоставлением СОТ «Пион» во время проверки паспорта отходов 1-4 класса опасности, договора от 1 декабря 2016г с МУП «АвангардЪ» на вывоз мусора, справки МУП «АвангардЪ» о принятии в декабре 2016г бытовых отходов в объеме 1 куб. метра и квитанции от 7 февраля 2017г об оплате услуг по сбору, вывозу и размещению (захоронению) твердых бытовых отходов 4 класса опасности за 2016г в размере 678 рублей 72 копейки.

В договоре по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов 4-5 класса опасности от 1 декабря 2016г указано, что сбор отходов производится в контейнеры на контейнерных площадках (п.1.2). Очистка контейнеров от отходов производится после поступления Исполнителю заявки от Заказчика (п.1.3). исполнитель производит очистку контейнеров в период с 7.00 часов до 16.00 часов (п.1.4.). заказчик обязан содержать контейнерные площадки в чистоте (п.2.2.1).

Однако, наличие у СОТ «Пион» контейнеров и контейнерной площадки не установлено. Материалы дела, в том числе фотоснимки, не содержат доказательств их наличия. Из объяснений сторон также следует отсутствие данного объекта. Согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Справка МУП «АвангардЪ» об объеме вывезенного мусора в декабре 2016г не содержит даты его составления. Счет на оплату выставлен 31 декабря 2016г. Квитанция к приходному кассовому ордеру содержит данные об оплате 7 февраля 2017г, после начала проведения проверки.

В паспорте отходов 1-4 класса опасности указано, что мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) образуется в процессе чистки и уборки нежилых помещений. Однако, у СОТ «Пион» отсутствуют в пользовании нежилые бытовые помещения.

ФИО1 и его защитник объяснили составление указанных документов фактически содержащих недостоверные сведения, в качестве вынужденной защитной и ошибочной меры, чтобы предотвратить наложение штрафа на СОТ «Пион» в качестве юридического лица по ст.8.2 КоАП РФ, минимальный размер которого составляет 100000 рублей. Наложение штрафа в таком размере фактически приведет к банкротству СОТ «Пион» как юридического лица и прекращения его деятельности. Поскольку, СОТ «Пион» осуществляет свою деятельность лишь за счет членских взносов своих немногочисленных участников. СОТ «Пион» не сможет заплатить такой штраф и оно лишится своего единственного общего движимого имущества – электрического водяного насоса для полива, который будет изъят судебным приставом-исполнителем для погашения долга по штрафу.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Суд признает данные документы недостоверными доказательствами. Поскольку, они содержат сведения о наличии у СОТ «Пион» контейнеров и контейнерной площадки для сбора мусора, которых в действительности нет. Они содержат сведения о том, что отходы 4 класса опасности в виде несортированного мусора (исключая крупногабаритный) от офисных и бытовых помещений образуется у СОТ «Пион» в результате чистки и уборки нежилых помещений, тогда как таких помещений не имеется.

Вопреки вышеназванным положениям ст.11 п.2 и ст.18 п.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на СОТ «Пион» возлагают обязанность разработать и согласовать нормативы образования отходов и лимиты на их размещения на объекты эксплуатации (бытовые помещения), которых у СОТ «Пион» не имеются. Фактически указанную обязанность на СОТ «Пион» возлагают не связи с эксплуатацией им каких-либо объектов (в частности, бытовых помещений), а в связи с самим фактом своего существования в качестве юридического лица.

Как следует из ФЗ «Об отходах производства и потребления» целью разработки и согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является уменьшение количества их образования (ст.11 п.2). Нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может повлечь за собой ограничение, приостановление или прекращение соответствующей деятельности юридических лиц (ст.18 п.9).

Поэтому, возложение на юридическое лицо обязанности разработать и согласовать нормативы образования отходов и лимиты на их размещения от деятельности на объекте, который у юридического лица фактически отсутствует, противоречит цели и смыслу норм ФЗ «Об отходах производства и потребления» и свидетельствует о формализме при понимании и применении норм данного закона.

Таким образом, поскольку отсутствовали фактические основания для возложения на СОТ «Пион» обязанности разработать и согласовать нормативы образования отходов и лимиты на их размещения от эксплуатации бытовых помещений, которых у него не имеется. В деянии (бездействии) должностного лица председателя СОТ «Пион» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В силу ст.30.7 ч.1 п.3 и ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу в случае отсутствия состава административного правонарушения. Таким образом, жалоба подлежит удовлетворению, а постановление отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 и ст.29.10 ч.1 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Астраханской области ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ о признании председателя СОТ «Пион» Саидова ФИО7 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей, - отменить и производство по делу прекратить на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.30.9 ч.2 КоАП РФ в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: Камзенов Е.Б.