ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2018 от 06.03.2018 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 12-22/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Шира 06 марта 2018 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Лейман Н.А.,

при секретаре Быковской Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица главы администрации муниципального образования Борцовский сельсовет ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия ФИО2 от 15 января 2018 года № 45-А-17-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия ФИО2 от 15 января 2018 года должностное лицо – глава администрации муниципального образования Борцовский сельсовет ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностное лицо - ФИО1 обратился в суд с жалобой, в обоснование указал, что между администрацией Борцовского сельсовета и <данные изъяты> заключен договор аренды муниципального имущественного комплекса – объектов теплоснабжения от 29 августа 2016 года № 1, договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоснабжения от 29 августа 2016 года № 2. Однако как указано в постановлении администрация Борцовского сельсовета, руководствуясь нормами закона, должна была заключить концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения и объектов водоснабжения, а не договора аренды. Ссылаясь на ст. 39 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» полагает, что объектом концессионного соглашения не может являться незарегистрированное недвижимое имущество, не включенное в опубликованный в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечень незарегистрированного недвижимого имущества, а потому вышеуказанное имущество не может являться объектом концессионного соглашения. Также указал на то, что передача имущества в концессию предусматривает обязательную регистрацию прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также оформление прав на земельные участки, расположенные под данными объектами. Однако у Борцовского сельсовета денежные средства на проведения необходимых работ отсутствуют, счета заблокированы. Также указал, что в силу указанного выше закона аукционная документация размещается в сети «Интернет» на официальном сайте для размещения информации и проведении торгов, ввиду отсутствия до ноября 2017 года в здании администрации электроэнергии, не функционировали компьютеры и другая офисная техника, проведение данных работ было технически не возможно.

Заявитель просит отменить обжалованное постановление, так как административным органом не до конца учтены обстоятельства дела.

Предусмотренный законом срок подачи жалобы заявителем нарушен не был.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы жалобы, указал, в январе 2018 года конкурс на заключение концессионных соглашений вновь не состоялся по техническим причинам (отсутствие энергоснабжения в администрации Борцовского сельсовета). Пояснил, что сообщение о проведении конкурса в СМИ не публиковалось.

Представитель административного органа, будучи надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного разбирательства не явился. Руководитель управления административного органа ФИО3 в пояснении на жалобу просила постановление № 45-А-17-АП от 15 января 2018 года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения. Указав, что в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией было установлено, что согласно постановлению главы администрации Борцовского сельсовета от 20 июня 2016 года № 10 был проведен открытый конкурс на право заключения договор аренды муниципального имущественного комплекса теплоснабжения и водоснабжения. По результатам проведенных торгов с единственным участником <данные изъяты> заключены договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов теплоснабжения и водоснабжения сроком на 3 года. Ссылаясь на Федеральный закон от 07 мая 2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» полагает, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям. Из информации администрации Борцовского сельсовета от 10 октября 2016 года № 391 следует, что спорные объекты были введены в эксплуатацию более пяти лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса. Таким образом, администрация должна была заключить концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения, а не договора аренды, которые заключены с нарушением требований закона и являются ничтожными. Также обращает внимание на то, что до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства администрации Борцовского сельсовета было выдано предупреждение от 12 октября 2016 года, срок выполнения которого был установлен до 20 декабря 2016 года, однако по ходатайству администрации данный срок дважды продлевался до 01 июня 2018 года, в связи с завершением отопительного периода. Полагает, что доводы главы о том, что в бюджете администрации отсутствуют денежные средства на регистрацию прав на недвижимое имущество, а также отсутствие в здании администрации электроэнергии являются необоснованными. Так как после вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 275-ФЗ у Борцовского сельсовета имелась возможность для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, водоснабжения, не прошедшие в установленном порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, при выполнении определенных условий.

Изучив жалобу и представленные материалы, выслушав лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО1, доводы возражений административного органа на жалобу, исследовав дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Федеральный закон о защите конкуренции) федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона о защите конкуренции заключение договор аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по общему правилу, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Как следует из представленных материалов дела антимонопольной службой по Республике Хакасия 12 октября 2016 года в отношении администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия было вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с указанным предупреждением предоставлен срок до 20 декабря 2016 года для принятия мер. Данные срок был продлен до 30 мая 2017 года для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Однако должностным лицом ФИО1 не представлено объективных доказательств невозможности проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

На основании вышеизложенного возбужденно дело № 17-А-17, вынесено решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту – Хакасский УФАС) от 02 августа 2017 года, которым администрация Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия признана нарушившей положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части проведения открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущественного комплекса муниципального образования Борцовский сельсовет в частности: заключении между администрации Борцовского сельсовета и <данные изъяты> договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов теплоснабжения от 29 августа 2016 года № 1 и договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоснабжения от 29 августа 2016 года № 2 не концессионными соглашениями.

В соответствии с Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, центральными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 4.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – закон о водоснабжении) и ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – закон о теплоснабжении).

Из содержания ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении, ч. 1 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении следует, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 Закона о водоснабжении, которая предусматривает, что отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении и ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию, хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, центральными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Согласно информации администрации Борцовского сельсовета Ширинского района от 10 октября 2016 года № 391 спорные объекты водоснабжения и теплоснабжения были введены в эксплуатацию более пяти лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления заместителем руководителя Хакасской УФАС 10 октября 2017 года в отношении главы администрации Борцовского сельсовета ФИО1 протокола об административном правонарушении № 45-А-17-АП по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия является глава – ФИО1

Оценивая доводы жалобы должностного лица ФИО1 о том, что объектом концессионного соглашения не может являться незарегистрированное недвижимое имущество, не включенное в опубликованный в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечень незарегистрированного недвижимого имущества, а также прав на земельные участки, расположенные под данными объектами суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года № 275-ФЗ) концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего конценденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является корнцедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту – незарегистрированное недвижимое имущество) при выполнении следующих условий:

1) наличие документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество (в том числе права собственности, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), и (или) документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения, учредителем которых является концедент, права владения или пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом;

2) балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения;

3) опубликование концедентом не менее чем за три месяца до заключения концессионного соглашения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечня незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи.

Таким образом, у должностного лица ФИО1 имелась возможность заключения концессионного соглашения в отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Доводы о том, что причиной не поведения конкурса на право заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения и водоснабжения является отсутствие в бюджете поселения денежных средств, а также отсутствие в здании администрации электроэнергии не являются уважительной причиной для несоблюдения требований действующего законодательства.

Кроме того, согласно ст. 26 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при проведении открытого конкурса) или направляется лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса) в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Конкурсная комиссия вправе опубликовать сообщение о проведении конкурса в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных, при условии, что такое опубликование не может осуществляться вместо предусмотренных частью 1 настоящей статьи опубликования в официальном издании и размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, надлежащим должностным лицом.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

При таких обстоятельствах, суд находит обжалуемое постановление законным и обоснованным, а потому не подлежащим отмене, а жалобу, не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕ ШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия ФИО2 от 15 января 2018 года № 45-А-17-АП о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ширинский районный суд Республики Хакасия.

Судья Н.А. Лейман