ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2018 от 26.03.2018 Лиманского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

26 марта 2018 г. п. Лиман

Судья Лиманского районного суда Астраханской области Босхомджиева Б.А., при секретаре Горячевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя АО «Морской торговый порт Оля» Роговой С.И. на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, заместителя начальника отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Морозовой Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ в отношении директора АО «Морской торговый порт Оля» Мельникова А.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, заместителя начальника отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Морозовой Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ. директор АО «Морской торговый порт Оля» Мельников А.В. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 30 000 руб.

Представитель АО «Морской Торговый порт Оля» Рогова С.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ отменить в виду его незаконности.

Представитель АО «Морской торговый порт Оля» Рогова С.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Представитель Управления Росприроднадзора по Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Выслушав стороны, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области, главным специалистом-экспертом отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Долиным А.А. в отношении директора АО «Морской торговый порт Оля» Мельникова А.В. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, заместителя начальника отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Морозовой Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ. директор АО «Морской торговый порт Оля» Мельников А.В. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 30 000 руб.

В постановлении указано, что директор АО «Морской торговый порт Оля» Мельников А.В. в период проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., имея возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ, ст. 34 ч. 1,ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 37 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», на территории морского торгового порта Оля в <адрес> осуществляло эксплуатацию арендуемых причалов не оборудованных сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством в области охраны окружающей среды, а именно, ливневыми канализациями.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом, в силу ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств: 2) отсутствие состава административного правонарушения,

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Согласно ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В соответствии со ст. 37 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс загрязняющих веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним. Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Государственная экологическая экспертиза проводится в отношении планируемой деятельности, до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы, в то время как погрузо-разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов. Экологическая оценка указанных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов.

Из материалов дела следует, что АО «Морской торговый порт Оля» является арендатором причалов на территории морского торгового порта Оля. Собственником причалов является ФГУП «Росморпорт»

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. были утверждены заключения государственной экологической экспертизы по материалам рабочих проектов «строительство причала морского порта в районе с.Оля II очередь» и «Причал №(контейнерный) 1-го грузового района морского торгового порта Оля».

В соответствии с письмом ФГУП «Росморпорт» № от ДД.ММ.ГГГГ. заключения экспертной комиссии распространяются на причалы №.

Аналогичные заключения имеются по проектам причалов № перегрузочному комплексу накатных и генеральных грузов в порту Оля

Таким образом, все причалы были введены в эксплуатацию в период действия государственной экологической экспертизы рабочих проектов причалов.

В соответствии с техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ., разработанным АО «ДАР/ВОДГЕО», в ДД.ММ.ГГГГ. была разработана, прошла экспертизу и получила положительное заключение проектная документация по объекту «Очистные сооружения 1-го грузового района порта Оля». В составе проектной документации действующих в настоящий момент очистных сооружений, было запроектировано строительство ливневой канализации в порту Оля.

Ливневая канализация, это не только система колодцев и труб, которые невозможно располагать в федеральной зоне причалов из-за их конструктивных особенностей (стальные тяги, анкерующие шпунтовую стенку причалов за анкерные плиты, удерживающие шпунтовую стенку причалов в вертикальном положении, своего рода система безопасности причальной стенки, заполняют все подземное пространство территории федеральной зоны причалов), это территория с твердым покрытием и уклоном, сформированным в сторону перехватывающих поверхностных лотков.

В состав водосборных бассейнов ливневой канализации входит вся территория федеральной зоны причальных сооружений и все внутрипортовые территории.

Ливневая канализация в порту Оля запроектирована таким образом, чтобы сток ливневых вод с территории федеральной зоны был направлен в сторону внутрипортовой территории, которая оборудована системой перехватывающих лотков, по которым ливневой сток попадает в сеть трубопроводов и колодцев, и, в конечном итоге, на очистные сооружения.

Уклон территории 25-метровой федеральной зоны причалов направлен в сторону внутренней территории порта.

Ливневая канализация в порту Оля, выполненная в соответствии с проектной документацией, утвержденной Государственной экспертизой, соответствует действующим нормам и требованиям проектирования морских портов, обеспечивает охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством РФ и законодательством РФ в области охраны окружающей среды.

Таким образом, указание в постановлении о привлечении к административной ответственности на то обстоятельство, что АО «Морской торговый порт Оля» осуществляло эксплуатацию арендуемых причалов, не оборудованных сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством в области охраны окружающей среды, а именно, ливневыми канализациями, противоречит техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ., разработанному АО «ДАР/ВОДГЕО» и не нашло своего подтверждения в судебном заседании.

Таким образом, суд считает, что в действиях директора АО «Морской торговый порт Оля» Мельникова А.В. отсутствует состав административного правонарушения. В связи с чем, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.1-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области, заместителя начальника отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Морозовой Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ в отношении директора АО «Морской торговый порт Оля» Мельникова А.В. - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора АО «Морской торговый порт Оля» Мельникова А.В. по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ - прекратить.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней.

Судья: