ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2021 от 02.07.2021 Ковылкинского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №12-22/2021

РЕШЕНИЕ

г. Ковылкино 02 июля 2021 г.

Судья Ковылкинского районного суда Республики Мордовия Левкин Владимир Юрьевич,

при секретаре судебного заседания Медведевой О.Ю.,

с участием представителей ООО «Вепрь» ФИО1, действующего на основании доверенности от 3 марта 2021 г.,

помощника Ковылкинского межрайонного прокурора Беськаева А.А., и.о Ковылкинского межрайонного прокурора Евстропова М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Вепрь» ФИО2 на определение от 14 апреля 2021 г. Ковылкинского межрайонного прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3,

установил:

определением Ковылкинского межрайонного прокурора отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Оспаривая законность принятого прокурора определения, директор ООО «Вепрь» ФИО2 в своей жалобе приводит доводы о том, что сотрудниками ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» нарушены требования федерального законодательства, регламентирующего проведение проверок при осуществлении государственного лесного надзора. В качестве основания автор жалобы со ссылкой на требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указал, что плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Вместе с тем, приказом директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3 №383 от 03 августа 2020 г. утверждено задание №329 на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах за соблюдением условий договора купли-продажи лесных насаждений №3 от 29 июня 2020 г. в отношении ООО «Вепрь» с 17.08.2020 по 21.08.2020. 17 августа 2020 г. составлен акт по результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах №215 и протокол осмотра от той же даты, которые свидетельствуют о фактическом проведении в отношении Общества внеплановой проверки. При этом заданий о проведении такой проверки не выносилось, указанные действия не согласовывались с прокуратурой, сведения о проверке не вносились в ЕГИС «Единый реестр проверок».

Полагает, что мероприятия в отношении лесопользователей, владеющих лесными участками на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, попадают под понятие проверка юридического лица. В нарушение порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31.08.2015 №373, приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №1120 от 30.12.2015 «Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора на землях лесного фонда на территории Республики Мордовия» вместо понятия планового (рейдового) осмотра введено понятие мероприятия по контролю использования лесов на основании договоров купли-продажи. Ввиду указанного противоречия Порядок №1120 не может применяться к спорным правоотношениям.

Кроме того, ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» нарушена последовательность исполнения государственной функции, предусмотренной пунктом 36 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора.

Вопреки требованиям постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. №438, которым введены ограничения на проведение внеплановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении ООО «Вепрь» проведена внеплановая проверка.

Поскольку в обжалуемом определении прокурора не учтены вышеуказанные положения закона и доводы жалобы, просит определение от 14 апреля 2021 г. Ковылкинского межрайонного прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3 отменить, возвратить заявление ООО «Вепрь» от 01.10.2020 о привлечении к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении должностных лиц ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» в Ковылкинскую межрайонную прокуратуру Республики Мордовия для рассмотрения по существу.

В судебном заседании представитель ООО «Вепрь» ФИО1 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, в дополнение пояснил, что решением Верховного Суда Республики Мордовия от 27 апреля 2021 г. приказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №1120 от 30.12.2015 признан недействующим со дня его принятия, что подтверждает доводы о незаконности мероприятий, проведенных должностными лицами ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество», в том числе его директором, руководствовавшихся указанным Порядком.

Помощник Ковылкинского межрайонного прокурора Беськаев А.А. считает определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении законным, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В силу статьи 28.1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.

Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 19.6.1 КоАП РФ.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).

Ответственность по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ установлена за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Ответственность по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ установлена за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.

Ответственность по ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ установлена за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок.

Материалами дела установлено, что в Ковылкинскую межрайонную прокуратуру поступило заявление директора ООО Вепрь» ФИО2 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3

В качестве обоснования для привлечения к административной ответственности должностного лица было указано на составление в отношении ООО «Вепрь» Акта по результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах №215 от 17 августа 2020 и протокола осмотра от той же даты, которые свидетельствуют о фактическом проведении в отношении Общества внеплановой проверки, при этом задания о проведении такой проверки не выносилось, сведения не согласовывались с прокуратурой и не вносились в ЕГИС «Единый реестр проверок».

Из материалов надзорного производства №486 ж-2020 по заявлению директора ООО «Вепрь» о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что приказом директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3 от 03 августа 2020 г. №383 утверждено задание на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах от 03 августа 2020 №329. Лесничему Ковылкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО4 приказано провести мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах за соблюдением условий договора купли-продажи лесных насаждений №3 от 29 июня 2020 г.

В задании №329 от 03 августа 2020 г. должностным лицом ФИО3 указан срок мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах с 17.08.2020 по 21.08.2020.

По результатам мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах лесничим Ковылкинского участкового лесничества ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО4 составлен акт №215 от 17 августа 2020 г. о том, что в ходе мероприятий по контролю (патрулированию) установлено, что в квартале 64 выделе 14 делянке 1 осуществляется заготовка древесины. Срубленная древесина вывезена. Порубочные остатки не собраны в кучи, а разбросаны на площади 0,1 га, чем была создана угроза возникновения лесного пожара. Делянка разрабатывается ООО «Вепрь» на основании договора купли-продажи лесных насаждений №3 от 29 июня 2020 года. Согласно подпункта «ж» пункта 15 договора купли-продажи лесных насаждений №3 от 29 июня 2020 года выполнение работ для государственных нужд по охране и воспроизводству лесов от 29 июня 2020 г.ООО «Вепрь» обязан осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины. Разработка лесосеки в квартале 64 выделе 14 делянке 1 ООО «Вепрь» начата в августе 2020 года. Согласно п.16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007г. №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков и п.п. б) п.17 при проведении рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ. Погрузка древесины производится вне погрузочных площадок.

Таким образом, действия (бездействия) ООО «Вепрь» содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ, - Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

17 августа 2020 г. составлен протокол осмотра (обследования) лесных участков, находящихся по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский муниципальный район, Ковылкинское участковое лесничество, ГКУ РМ «Ковылкинского территориального лесничества», квартал 64, находящийся в пяти километрах северо-западнее г.Ковылкино Ковылкинского муниципального района.

Проверив заявление ООО «Вепрь» о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3 Ковылкинский межрайонный прокурор А.В.Калядин пришел к выводу об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО3 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, сделав вывод о том, что проведенные должностными лицами ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах в силу требований части 1 статьи 13.3. Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не подлежат включению в ФГИС «Единый реестр проверок», в связи с чем действия должностного лица ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3 не образуют состав вышеуказанного административного правонарушения.

В силу положений ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Понятие административного правонарушения включает в себя такие обязательные признаки, как противоправность, виновность и наказуемость. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков, входящих в состав правонарушения, приводит к невозможности привлечения лица к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, директор ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3, вынося приказ №383 от 03 августа 2020 г. об утверждении задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, руководствовался пунктом 11 приказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №1120 от 30.12.2015.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и Природопользования Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. № 1, Минлесхоз Республики Мордовия является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия, исполняющим переданные согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия в области лесных отношений.

В целях реализации вышеуказанных полномочий Приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 30 декабря 2015 г. № 1120 был утвержден оспариваемый Порядок.

Разделом II предусмотрен порядок проведения мероприятия по контролю за использованием лесных участков на основании, в том числе, договоров купли- продажи лесных насаждений. В ходе данных мероприятий осуществляются осмотры и обследования лесных участков, предоставленных в пользование, по результатам которых составляются протоколы осмотра территории лесного участка, запрашиваются документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка использования лесного участка, проводятся иные контрольные действия.

Пунктом 15 указанного Порядка предусмотрено по результатам проведенных мероприятий уполномоченным должностным лицом составить акт.

Представитель ООО «Вепрь» указал в судебном заседании, что нормы, предусмотренные Порядком, утвержденным приказом №1120 от 30.12.2015, противоречат Федеральному закону №294-ФЗ, поскольку предполагают проведение мероприятий по контролю за использованием лесных участков в отношении конкретных юридических лиц, что само по себе является проверкой.

Кроме того, указанный приказ, которым руководствовался директор ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3, решением Верховного Суда Республики Мордовия от 27 апреля 2021 г. признан недействующим со дня его принятия.

Приказ Минлесхоза РМ от 30.12.2015 №1120 «Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда на территории Республики Мордовия» утратил силу в связи с изданием приказа от 11.05.2021 г. № 341 «Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда на территории Республики Мордовия».

Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о наличии в действиях должностного лица ФИО3 состава административного правонарушения, поскольку на дату проведения контрольно-надзорных мероприятий приказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №1120 от 30.12.2015 в лесах являлся действующим.

Довод заявителя о том, что ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» нарушена последовательность исполнения государственной функции, предусмотренной пунктом 36 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора, основан на ошибочном толковании пунктов 36 и 37 Административного регламента, так как оспариваемый порядок предполагает возможность проведения патрулирования вне зависимости от того, осуществлялась ли проверка.

Исходя из положений ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1, 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Отсутствие хотя бы одного из признаков, образующих состав правонарушения влечет отсутствие состава административного правонарушения.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, судом не установлено оснований для отмены определения от 14 апреля 2021 г., вынесенного Ковылкинским межрайонным прокурором об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

определение Ковылкинского межрайонного прокурора Калядина А.В. от 14 апреля 2021 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении директора ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество» ФИО3 оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Вепрь» ФИО2 - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней с момента получения или вручения копии решения.

Судья Ковылкинского районного суда

Республики Мордовия В.Ю.Левкин

1версия для печатиДело № 12-22/2021 (Решение)