ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2021 от 03.02.2021 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 12-22/2021

75RS0001-02-2020-010830-33

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Чита 3 февраля 2021 г.

Судья Ингодинского районного суда г.Читы Шишкарева С.А., при секретаре Петровой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего инженера отделения ПЭКиПО ЖКС №8 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ Бабушкиной Д.О. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 03-073/2020 от 27.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении Бабушкиной Д.О.,

установил:

вышеуказанным постановлением ведущий инженер отделения ПЭКиПО ЖКС №8 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (далее - учреждение) Бабушкина Д.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, подвергнута административному штрафу в размере 10000 рублей.

В жалобе Бабушкина Д.О. просит постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, т.к. ею в рамках должностных обязанностей приняты все возможные меры, направлен доклад для принятия управленческого решения в адрес руководства филиала, где описана ситуация о том, что из-за разрушенного состояния лотков возможен сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, и обоснована необходимость в выделении денежных средств для устранения недостатков, меры к устранению которых не приняты по независящим от Бабушкиной Д.О. обстоятельств. Просила учесть трудное материальное положение. Также просила применить ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния.

Определением судьи Центрального районного суда г.Читы от 9.12.2020 жалоба передана в Ингодинский районный суд г. Читы.

В судебном заседании Бабушкина Д.О. жалобу поддержала.

Должностное лицо, вынесшее постановление, - Томских Н.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление оставить без изменения.

Заслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности), установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 названного закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается (пункт 2 статьи 51 данного закона).

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения должностного лица учреждения к административной ответственности на основании приведенной нормы КоАП РФ послужило загрязнение почвы вследствие сброса на рельеф местности сточных вод с очистных сооружений, расположенных в 70 м от уреза воды р.Молоковка и используемых для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от объектов Военного городка №38 филиала санатория "Молоковский" ФГКУ (СКК) "Дальневосточный" МО РФ по адресу: г.Чита, Молоковский тракт, д.124, что выявлено в ходе проверки, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в период с 28.09.2020 по 23.10.2020.

Загрязнение почвы осуществляется с указанных очистных сооружений, введенных в эксплуатацию в 2010 г.

Так, производительность очистных сооружений составляет 360 м3/сутки.

Проверкой установлено, что станция биологической очистки бытовых сточных вод не функционирует. Сточные воды поступают в приемный резервуар для накопления сточных вод, состоящий из колодца с решеткой, колодца-песколовки, усреднителя и насосной станции, где происходит удаление крупного мусора, очистка от песка и других примесей минерального происхождения, а также первичное осветление сточных вод. Из насосной станции подачи стока по напорным трудопроводам поступает в блок механической очистки, где с помощью механической решетки очищается от мусора. Мусор сбрасывается в контейнер. После механической очистки сточная вода поступает в блок емкостей, где согласно паспорта станции биологической очистки сточных вод очистных сооружений должна осуществляться биологическая очистка. Этап биологической очистки сточных вод отсутствует.

Сточные воды, прошедшие этап механической очистки по частично разрушенному бетонному лотку сбрасываются на территорию очистных сооружений на рельеф местности. В районе сброса сточных вод в водоохранной зоне визуально выявлен участок почвы, загрязненный сточными водами. Данная местность заболочена и покрыта травянистой растительностью. После очистки сточные воды имели темно-бурый цвет и запах.

В ходе проверки отобраны образцы почв, по результатам лабораторных исследований выявлено загрязнение почв нефтепродуктами (превышение в 5 раз по сравнению с нормой), анионными поверхностно-активными веществами (АПАВ) - в 9 раз, фосфат-ионами - в 1,9 раз, хлоридами - в 2 раза.

Загрязнение носит длящийся характер, в 2018 году аналогичные нарушения выявлялись совместной проверкой Росприроднадзора и Прокуратуры Читинского гарнизона (см. доклад от 2.03.2020), однако мер к предотвращению загрязнения почв не предпринимается.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 12.11.2020; актом проверки №0904-1215Пл-А/007-0920 от 23.10.2020 с приобщенной к нему фототаблицей; протоколом отбора проб почв от 28.09.2020, протоколом испытаний почв от 14.10.2020; приказом о назначении Бабушкиной Д.О. на должность ведущего инженера отделения промышленного, экологического контроля и производственного обучения от 1.02.2019, должностной инструкцией последней, иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Действия (бездействия) Бабушкиной Д.О., выразившиеся в допущенном факте порче земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства, регулирующего отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В данном случае Бабушкина Д.О. по смыслу ст.2.4 КоАП РФ является тем должностным лицом, на которое в силу должностной инструкции возложены обязанности по осуществлению контроля соблюдения в подразделениях ЖКС филиала действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства (п.2.5); формированию годового плана закупок по направлению деятельности (лицензирование скважин, лабораторные исследования проб питьевой, природной и сточной воды) (п.2.9); контролю работ на производственных участках ЖКС филиала по рассмотрению жалоб, предписаний, уведомления надзорных органов по вопросам обеспечения требований природоохранного законодательства (п.2.12); взаимодействию со службой экологической безопасности ВС РФ по вопросам разработки природоохранной документации (п.2.17); организации работ по инвентаризации земель, загрязненных нефтепродуктами, формированию перечня загрязненных земель, взаимодействию со СЭБ ВС РФ по вопросам рекультивации нефтезагрязненных земель (п.2.23); контролю за деятельностью подразделений ЖКС филиала в части выполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального природопользования (п.2.25); информированию начальника отделения обо всех нарушениях действующего законодательства по экологическому контролю РФ, выявленных при исполнении служебных обязанностей (п.2.26); оказанию методической и консультационной помощи сотрудникам подразделений ЖКС филиала по вопросам природопользования, охраны окружающей среды (п.2.28).

Согласно объяснениям Бабушкиной Д.О., данным при вынесении оспариваемого постановления, а также в суде, биологическая очистка сточных вод не осуществляется из-за отсутствия биопрепаратов, необходимых для стабилизации и минерализации осадка и устранения запаха. Также необходима замена лотков, обеспечивающих сброс сточных вод.

По мнению Бабушкиной Д.О., она за загрязнение почв сточными водами не подлежит ответственности, т.к. информировала вышестоящее руководство о сложившейся ситуации, в подтверждение представила сопроводительные письма от 1.12.2020, 17.11.2020, 1.09.2020, 10.08.2020, 7.07.2020, 2.06.2020, 6.05.2020, 21.04.2020, 17.03.2020 на имя начальника ФГБКУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО о направлении еженедельных докладов о ходе исполнения распоряжения от 19.04.2017 №5. Все сопроводительные письма идентичного содержания - о том, что получение решения о предоставлении водных объектов в пользование в целях сброса сточных вод в водный объект не представляется возможным, т.к. очистные сооружения не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, сброс сточных вод осуществляется на рельеф.

Содержание данных сопроводительных писем указывает лишь на констатацию фактов несоответствия требованиям закона очистных сооружений и осуществления сброса сточных вод на рельеф. При этом сведения о фактическом состоянии почв, требуемые мероприятий для предотвращения их загрязнения и устранению последствий загрязнения в этих сопроводительных письмах отсутствуют. Прилагаемые к сопроводительным письмам доклады, как и доказательства их получения (вручения) адресатом в дело не представлено

При этом Бабушкина Д.О., будучи должностным лицом, обязанным осуществлять экологический контроль жилищно-коммунальной службы, в нарушение возложенных на нее обязанностей должных мер к организации лабораторных исследований сточной воды, работ по инвентаризации земель, загрязненных нефтепродуктами, формированию перечня загрязненных земель, взаимодействию со СЭБ ВС РФ по вопросам рекультивации нефтезагрязненных земель, контролю за деятельностью подразделений ЖКС филиала в части выполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, информированию начальника отделения обо всех нарушениях действующего законодательства по экологическому контролю РФ, выявленных при исполнении служебных обязанностей не предпринимала, руководство и СЭБ ВС РФ об объемах загрязнения почв в известность не ставила, мер к рекультивации земель не предпринимала, не ставила вопросы в рамках контрольных функций, указанных в пунктах 2.12, 2.25 должностной инструкции, о приобретении биопрепаратов для очистных сооружений, замене лотков, обеспечивающих сброс сточных вод, либо о прекращении деятельности очистных сооружений до устранения нарушений природоохранного законодательства.

При этом представленный в материалы дела доклад от 2.03.2020 на имя заместителя начальника филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО, подписанный начальником ЖКС <данные изъяты>., исполнителем которого являлась Бабушкина Д.О., и в котором указаны сведения об отсутствии биопрепаратов, необходимости замены разрушенного лотка, размерах затрат на приобретение перечисленного при отсутствии доказательств получения (вручения) доклада адресатом надлежащим доказательством выполнения Бабушкиной Д.О. возложенных на нее должностных обязанностей по экологическому контролю не является.

Кроме того должностная инструкция обязывает Бабушкину Д.О. информировать именно начальника отделения обо всех нарушениях действующего законодательства по экологическому контролю РФ, выявленных при исполнении служебных обязанностей (п.2.26), в данном же случае доклад адресован не на имя начальника, а на имя заместителя, что не свидетельствует о надлежащем выполнении Бабушкиной Д.О. п.2.26 инструкции.

В рассматриваемом случае должностное лицо Бабушкина Д.О. несет ответственность за допущенное бездействие и ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей в указанной части.

Оснований для освобождения Бабушкиной Д.О. от ответственности по данному делу вопреки доводам жалобы не имеется.

Срок давности и порядок привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в минимальном размере.

Поскольку административное правонарушение посягает на охрану окружающей среды, нарушает экологическую безопасность вследствие загрязнения почв, оснований для признания его малозначительным (ст.2.9 КоАП РФ) по доводам жалобы не имеется.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, и оснований для его изменения или отмены не усматривается.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 03-073/2020 от 27.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении Бабушкиной Д.О., оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.А. Шишкарева