Дело № 12-22/2021
Р Е Ш Е Н И Е
10 марта 2021 года г. Туапсе
Судья Туапсинского районного суда Краснодарского края Шевченко П.В. при ведении протокола секретарем Луханиной С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны биологических ресурсов ФИО3 о назначении административного наказания от 09.12.2020 года №390/12 по ч. 1 ст.8.42 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны биологических ресурсов ФИО3 о назначении административного наказания №390/12 от 09.12.2020 года по ч. 1 ст.8.48 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей, мотивировав требования тем, что указанное правонарушение заявитель не совершал, хозяйственную деятельность осуществлял в соответствии с проектной документацией, согласованной с Азово- Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. АО «Волгогаз» осуществляет строительство объекта «Газопровод межпоселковый ГРС «Джубга-1» к ФГУ «Дом отдыха Туапсе» Туапсинского района Краснодарского Края» на основании договора генподряда от 20.06.2012 №08/1-1-3317, разрешения на строительство от 15.11.2012 №RU 23534101-768, проектно-сметной документации 193-10-3- 0001.392, разработанной ЗАО «Лорес», а также на основании разрешений (согласований), полученных в соответствии с нормативными актами в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления и переданных заказчиком обществу. Согласно листов 26, 27 проекта шифр 193-10-3-0001.392-ПГ10 и листа 40 проекта шифр 193-10-3-0001.392-ТКР, утверждённой «В производство работ», предусмотрена прокладка газопровода через р. Джубга надземным способом по пространственной металлической ферме пролетом длиной 32 м. При этом, монтаж свайных фундаментов надземного перехода предусматривается на расстоянии от 5 до 10 м от русла реки, т.е. в водоохранной зоне. По разработанной проектной документации получено положительное заключение от 27.01.2014 № 474 Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на производство работ в рамках проекта «Газопровод межпоселковый ГРС «Джубга-1» к ФГУ «Дом отдыха Туапсе» Туапсинского р-на Краснодарского Края» (код стройки 93/1873). Таким образом, Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству согласовало пересечение р. Джубга трассой проектируемого газопровода, производство работ и нахождение строительной техники в водоохранной зоне. Кроме того, в соответствии с требованиями заключения АО«Волгогаз» уведомляло должностных лиц Черноморской инспекции Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР, а именно ФИО3 и ФИО4 о начале производства работ близ водных объектов (р. Джубга) как в начале строительства объекта, так и по телефону непосредственно перед началом работ на р. Джубга. В соответствии с определением государственного инспектора Азово-Кубанского отдела Росрыболовства от 26.10.2020 года об истребовании сведений АО «Волгогаз» направило 16.11.2020 года на электронный адрес cherotd@vandex.ru и заказным письмом (трек-номер 60302453027682) документы, в том числе и вышеназванное заключение, подтверждающие наличие согласования на производство работ в водоохранной зоне. Документы получены инспекцией по электронной почте 17.11.2020 года и по почте 21.11.2020 года (суббота), что подтверждается имеющейся в деле распечаткой электронной переписки, почтовой квитанцией и отчётом об отслеживании почтовой корреспонденции. Инспектор располагал всеми необходимыми документами, в том числе и положительным заключением Азово-Черноморского ТУ Росрыболовства от 27.01.2014 № 474, подтверждающим согласование производства работ в водоохранной зоне р. Джубга. В постановлении, вынесенном без учёта предоставленных документов, указано на отсутствие согласования, со ссылкой на то, что «запрошенные сведения в трёхдневный срок со дня получения определения, юридическим лицом АО «Волгогаз» не представлены». Проектной документацией разделом 7 проекта 193-10-3-0001.393-000 «Мероприятия по охране окружающей среды» проработаны мероприятия по предотвращению, уменьшению негативного воздействия на среду обитания водных биоресурсов. Согласно оценке воздействия на водные биоресурсы, выполненной ООО НКЦ «Югрыбком» в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причинённого биологическим ресурсам, утверждённой приказом Федерального агентства по рыболовству от 25.11.2011 № 116, ущерб водным биоресурсам при производстве работ не наносится. Таким образом, поскольку компенсационные мероприятия проектом не предусмотрены, требование предоставления документов об исполнении компенсационных мероприятий, а также ссылка на их отсутствие, как на основание привлечения к административной ответственности незаконно. В функции генерального директора АО «Волгогаз», как руководителя юридического лица, не входит контроль за выполнением строительно-монтажных работ согласно проектносметной документации, проекта производства работ и обеспечение выполнения требований промышленной безопасности, охраны труда, на конкретных объектах строительства. Функции по обеспечению соблюдений требований природоохранного законодательства входят в должностные обязанности начальников строительных участков и руководителей проектов общества, которых в соответствии с принятым в обществе порядком назначают ответственными лицами за строительство объектов. Приказом от 20.05.2019 №90/1/1 должностным лицом, ответственным за строительство объекта: ««Газопровод межпоселковый ГРС «Джубга-1» к ФГУ «Дом отдыха Туапсе» Туапсинского р-на Краснодарского Края» (код стройки 93/1873), в том числе за обеспечение соблюдения требований природоохранного законодательства назначен руководитель проектов ФИО5. Копия приказа от 20.05.2019 №90/1/1 была предоставлена инспектору в составе документов, направленных в соответствии с определением государственного инспектора Азово- Кубанского отдела Росрыболовства от 26.10.2020 об истребовании сведений, и находится в материалах дела об административном правонарушении. Руководитель проектов ФИО5 ходатайствовал о переносе срока составления протокола об административном правонарушении, ходатайство от 19.11.2020 года направлено 20.11.2020 года, что подтверждается электронным письмом. Однако заявленное ходатайство инспектором не рассмотрено, что является нарушением КоАП РФ, согласно которого протокол об административном правонарушении должен составляться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, его законного представителя или защитника. А в случае отсутствия лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении может составляться лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела или если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Представитель заявителя, действующая на основании доверенности ФИО6, в судебном заседании заявленные требования поддержала и пояснила, что ответственным лицом на объекте является ФИО2. На ходатайство инспекции они отправили письмо 16.11.2020 года. Согласование на работу были. Они направляли ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, но дело было рассмотрено.
Государственный инспектор Азово-Кубанского отдела Росрыболовства, действующий на основании доверенности ФИО7, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, что определением от 26.10.2020 года были истребованы сведения из АО «Волгогаз», определение им поступило 10.11.2020 года в 11 часов 31 минуту, срок исполнения три дня, то есть срок исполнения заканчивается 13.11.2020 года. 16.11.2020 года направлено уведомление о привлечении юридического лица к административной ответственности. Получили ли документы от юридического лица, он пояснить не может. АО «Волгогаз» нарушило сроки предоставления информации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья полагает, что жалоба обоснованна и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Федерального агентства по рыболовству Азово-Черноморского территориального управления №390/12 от 09.12.2020 года должностное лицо АО «Волгогаз» генеральный директор ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.48 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей. Из указанного постановления следует, что 25.10.2020 года в 15 часов 00 минут при производстве строительно-монтажных работ, а именно прокладка газопровода допущено движение и стоянка транспортных средств в количестве пяти единиц строительной техники, на основании грунта, не имеющего твердого покрытия, в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны водного объекта реки Джубга, а также переезд через русло реки Джубга, основание которого не имеет твердого покрытия и состоит из естественной гравийной – песчаной смеси. Согласование Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства на ведение хозяйственной и иной деятельности юридическим лицом АО «Волгогаз», в водоохраной зоне водного объекта реки Джубга, а также документы об исполнении компенсационных мероприятий отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей.
Судом установлено, что АО «Волгогаз» осуществляет строительство объекта «Газопровод межпоселковый ГРС «Джубга-1» к ФГУ «Дом отдыха Туапсе» Туапсинского р-на Краснодарского Края» (код стройки 93/1873) на основании договора генподряда от 20.06.2012 №08/1-1-3317, разрешения на строительство от 15.11.2012 №RU 23534101-768, проектно-сметной документации 193-10-3- 0001.392, разработанной ЗАО «Лорес», а также на основании разрешений (согласований), полученных в соответствии с нормативными актами в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления.
За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей генеральный директор АО «Волгогаз» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.8.42 КоАП РФ за ведение хозяйственной и иной деятельности без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Из представленных материалов следует, что на основании определения государственного инспектора Азово-Кубанского отдела по государственному контролю, надзору и охране ВБР от 26.10.2020 года из АО «Волгогаз» истребованы сведения о предоставлении информации и копии документов, в указанном определении разъяснено, что запрошенные сведения в соответствии со ст.26.10 КоАП РФ должны быть направлены должностному лицу в трехдневный срок со дня получения определения.
16.11.2020 года запрашиваемая информация была направлена представителем АО «Волгогаз» в адрес Черноморской инспекции рыбоохраны посредством электронной почты и почтового направления, однако, инспектором не учтен тот факт, что ранее Азово-Черноморское управление Федерального агентства по рыболовству согласовало пересечение р.Джубга трассой проектируемого газопровода, производство работ и нахождение строительной техники в водоохраной зоне, на что было получено положительное заключение от 27.01.2014 № 474 Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на производство работ в рамках проекта «Газопровод межпоселковый ГРС «Джубга-1» к ФГУ «Дом отдыха Туапсе» Туапсинского р-на Краснодарского Края» (код стройки 93/1873).
Кроме того, приказом первого заместителя АО «Волгогаз» от 20.05.2019 года №90/1/1 ответственным лицом за строительство объекта «Газопровод межпоселковый ГРС «Джубга-1» к ФГУ «Дом отдыха Туапсе» Туапсинского района Краснодарского края (код стройки 93/1873) назначены начальник участка – руководитель проекта ФИО5.
В соответствии с ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По мнению судьи, имеются процессуальные нарушения при исследовании обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, которые носят существенный характер, могли повлиять на исход дела, они не могут быть устранены при рассмотрении настоящей жалобы, в связи, с чем обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, которому следует устранить выявленные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны биологических ресурсов ФИО3 №390/12 от 09.12.2020 года отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Туапсинского районного суда Шевченко П.В.