ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2021 от 12.01.2021 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-22/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

12 января 2021 года город Мурманск

Судья Ленинского районного суда города Мурманска Кузнецова Т.С., рассмотрев жалобу первого заместителя директора – главного инженера Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО» - филиала федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор» ФИО на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 07 октября 2020 года № 03-66/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 07 октября 2020 года № 03-66/2020 первый заместитель директора – главный инженер Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО» - филиала ФГУП «Федеральный экологический оператор» ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения, полагая, что выводы должностного лица, вынесшего постановление, относительно того, что полигон под строительный мусор фактически не выведен из эксплуатации, является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающей среду, и имеется факт искажения информации о состоянии окружающей среды, являются необоснованными и недоказанными.

В дополнении к жалобе сослался также на то обстоятельство, что в рамках плановой выездной проверки, по результатам которой возбуждено данное дело об административном правонарушении, были составлены протоколы и вынесен еще ряд постановлений по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно предусмотренных статьей 8.1, частями 4, 7, 9 и 11 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.4, статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все возбужденные в отношении него дела об административных правонарушениях подведомственны одному административному органу – Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Росприроднадзора; основанием к возбуждению дел явились результаты одной проверки деятельности ФГУП «ФЭО»; постановления вынесены в отношении одного должностного лица; из материалов данных дел следует, что нарушения допущены при совершении одного действия – эксплуатации полигона строительного мусора, на котором размещаются отходы производства и потребления. При таких обстоятельствах полагал, что он подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В настоящее время на все вынесенные в отношении него постановления поданы жалобы, которые находятся в производстве Ленинского районного суда города Мурманска. При таких обстоятельствах просил постановление от 07 октября 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение со стадии подготовки дела к рассмотрению.

В судебном заседании ФИО и его защитник ФИО1 доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснили, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не было учтено то обстоятельство, что полигон под строительный мусор был передан ФГУП «ФЭО» с уже имевшимися недостатками, при этом в ходе рассмотрения дела не установлено, кем были допущены выявленные нарушения; не принято во внимание, что приказом руководителя филиала от 01 июля 2016 года эксплуатация полигона была прекращена, а ФИО на должность главного инженера был назначен 23 января 2017 года, после чего должным образом осуществлял контроль за состоянием данного объекта, заключавшийся в постоянном наблюдении, в том числе, за состоянием наблюдательных скважин, в ходе которого устанавливалось, что уровень грунтовых вод не доходит до основания скважин, в связи с чем взятие проб из них не представлялось возможным. Кроме того, им принимались меры к выводу объекта из эксплуатации и снятию его с учета, велась соответствующая переписка с уполномоченными органами, юридическим лицом, инициировано заключение силами и средствами филиала договора с международной организацией по разработке проекта вывода из эксплуатации полигона под строительный мусор, тем самым незаконного бездействия не допущено. При таких обстоятельствах полагали, что в случае установления оснований для привлечения к административной ответственности возможно признание нарушения малозначительным, учитывая, в том числе, отсутствие доказательств причинения вреда, данных о наличии экологического воздействия на окружающую среду в результате допущенных нарушений.

Представители административного органа ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании с жалобой не согласились, полагали, что факт совершения ФИО вмененного административного правонарушения установлен, его вина доказана представленными в материалы дела доказательствами и не опровергается приведенными в жалобе доводами, которые были приведены и в ходе рассмотрения дела и учтены при вынесении постановления. Обратили внимание, что полигон до настоящего времени состоит на учете как объект, оказывающий влияние на окружающую среду, то есть является фактически находящимся в эксплуатации. Таким образом, ФИО как должностное лицо несет все обязанности, касающиеся управления данным объектом. Полагали, что жалоба не подлежит удовлетворению. Также выразили мнение, что не имеется оснований для объединения дел, возбужденных в отношении ФИО, в одно производство, необходимость применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае отсутствует.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с данным Кодексом.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как следует из положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса и примечанием к данной статье административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 данного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. В то же время предметом данного правонарушения является экологическая информация, то есть существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

Под экологической информацией, по смыслу статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понимается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

Значение экологической информации декларируется в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года.

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (пункт 7 Основ).

Соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды является одним из принципов, в соответствии с которыми осуществляется реализация данных Основ (подпункт «л» пункта 8 Основ).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», основными механизмами реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, в том числе, являются: создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (подпункт «с» пункта 27); обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении (подпункт «т» пункта 27).

Объективная сторона данного административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 34 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями статьи 67 указанного Федерального закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию: о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления; о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений; об обращении с отходами производства и потребления; о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в соответствии с пунктом 1 которых программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 9.2 Требований программа производственного экологического контроля в подразделе «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» должен содержать, в числе прочих сведений, план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков.

В соответствии с пунктом 9.2.2 Требований периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа Росприроднадзора от 16 июля 2020 года № 829 в период с 31 июля 2020 года по 27 августа 2020 года сотрудниками Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении ФГУП «Федеральный экологический оператор» на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, по результатам которой выявлено искажение и сокрытие экологической информации.

Так, установлено, что к основному виду деятельности ФГУП «ФЭО» относится обработка и утилизация опасных отходов (код 38.22), предприятие является природопользователем, зарегистрировано в системе ПТО УОНВОС за номером 11152616, эксплуатирует объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов (номер в ГРОРО 51-00058-З-00592-250914) с присвоением кода 47-0151-000171-П (II категория), предприятию выдано свидетельство о постановке на государственной учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, № ВВТОХВNH7 от 19 января 2017 года.

Согласно рабочему проекту полигона под строительный мусор поверхностные воды с площадки складирования собираются кюветами, образованными откосами обваловки и отвала, и отводятся в локальные очистные сооружения, а затем на рельеф местности. Загрязненные дождевые стоки на очистку поступают только с заполняемых рабочих карт. В проекте указано количество веществ в поверхностном стоке с полигона после отстаивания, которое уточняется при анализе проб. Также проект содержит сведения о том, что водоотведение полигона складывается из загрязненных вод с территории участка складирования отходов, а также незагрязненных поверхностей и дренажных вод с территории полигона. Сброс загрязненных поверхностных вод происходит за пределами полигона на почву. В проекте приведены меры по необходимому контролю за состоянием незагрязненных подземных вод на территории полигона, а именно указано на необходимость проведения в наблюдательных скважинах один раз в месяц химического анализа проб на рН, взвешенные вещества, сухой остаток, кальций, магний, никель, железо, медь, кобальт, хлорид-ион, сульфат-ион, азот аммонийный, азот нитратный, азот нитритный, фосфор фосфатный, ХПК, БПК, кислород, нефтепродукты, ПАВ; осуществление контроля уровня дренажных вод; в Безымянном ручье со стороны полигона – осуществление контроля рН, взвешенных веществ, сухого остатка, кальция, магния, никеля, железа, меди, кобальта, хлорида-иона, сульфата-иона, азота аммонийного, азота нитратного, азота нитритного, фосфора фосфатного, ХПК, БПК, кислорода, нефтепродуктов, ПАВ; один раз в месяц контролировать в двух водоотводных канавках и сборном резервуаре рН, взвешенные вещества, сухой остаток, кальций, магний, никель, железо, медь, кобальт, хлорид-ион, сульфат-ион, азот аммонийный, азот нитратный, азот нитритный, фосфор фосфатный, ХПК, БПК, кислород, нефтепродукты, ПАВ, а также глубину воды.

На основании рабочего проекта полигона ФГУП «ФЭО» Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области выдано заключение экспертной комиссии государственной технологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Полигон под строительный мусор», утвержденного приказом указанного Управления от 14 декабря 2006 года № 665, в котором в части охраны водного бассейна указано на необходимость контроля за загрязнением грунтовых вод с помощью предусмотренных проектом контрольных скважин.

В ходе проведения проверки ФГУП «ФЭО» представило программу ПЭК, в которой в пункте 7.2 «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» указано, что Радиохимической лабораторией СРБ отделения губа ФИО5 проводится отбор пресной воды ручья для анализа по химическим показателям. Однако ни периодичность отбора проб, ни показатели, по которым проводились исследования, в программе не приведены, места отбора проб не определены.

Относительно контроля за подземными водами в данном пункте программы указано, что контроль не осуществляется в связи с невозможностью взятия проб из наблюдательных скважин, поскольку уровень грунтовых вод не доходит до основания скважин. Однако данная информация должна содержаться в отчете по производственному экологическому контролю, а сама программа должна содержать сведения о периодичности, методике и веществах, по которым должен проводиться контроль. Следовательно, в случае если в период весеннего снеготаяния произойдет повышение уровня подземных вод, ФГУП «ФЭО» не имеет разработанного плана экологического контроля за их состоянием.

Для перехвата ливневых вод проектом полигона предусмотрена нагорная канава, которая обеспечивает сбор и отвод незагрязненных поверхностных ливневых вод за тело полигона. Однако производственный экологический контроль за загрязнением поверхностных ливневых вод, отводимых за тело полигона, предприятием не осуществляется.

В пункте 7.3 программы «Производственный контроль в области обращения с отходами» содержится ссылка только на ведение учета количества отходов, а также контроль за размещением и уплотнением отходов, отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду не представлен. Таким образом, мониторинг объекта размещения отходов предприятием не ведется, следовательно, предприятие не владеет данными о фоновом состоянии и загрязнении поверхностных и подземных вод в районе расположения объекта размещения отходов, а также данными, характеризующими потенциальное и непосредственное воздействие объекта размещения отходов на поверхностные и подземные воды. План-график контроля за поверхностными и подземными водами в программе не отражен.

Также в ходе проверки установлено, что обязанности по осуществлению мероприятий, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на предприятии в лице филиала – Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО» возложены на первого заместителя директора – главного инженера ФИО, что подтверждается приказом от 23 января 2017 года и должностной инструкцией по занимаемой им должности.

В связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями в отношении должностного лица ФИО 24 сентября 2020 года составлен протокол об административном правонарушении № 03-66/2020, а по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 03-66/2020 от 07 октября 2020 года, которым ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Факт совершения ФИО вмененного административного правонарушения и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актом проверки № 0904-829Пл-А/001-0720 от 27 августа 2020 года; свидетельством № ВВТОХВN7от 19 января 2017 года; программой производственного экологического контроля от 14 мая 2020 года, подписанной первым заместителем директора – главным инженером ФИО; отчетом СЗЦ «СевРАО» - филиала ФГУП «РосРАО» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год от 13 марта 2020 года; выписками из рабочего проекта «Полигон под строительный мусор» от 2005 года; заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Полигон под строительный мусор» от 19 декабря 2006 года.

Проанализировав положения действующего законодательства и представленные доказательства, должностное лицо административного органа пришло к верному выводу о наличии в действиях ФИО состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Имеющиеся по делу доказательства изучены должностным лицом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении всесторонне и в совокупности, их оценка соответствует требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица о виновности ФИО в совершении административного правонарушения полностью соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, обоснованными не являются и не ставят под сомнение выводы должностного лица административного органа, приведенные в обжалуемом постановлении, повторяют позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела должностным лицом, которые объективно оценены и обоснованно признаны несостоятельными, и свидетельствуют лишь о несогласии с вынесенным постановлением.

В том числе, должностным лицом в ходе рассмотрения дела учтено, что полигон под строительный мусор до настоящего времени состоит на учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, окончание эксплуатации объектов размещения объектов не освобождает лиц, во владении или в пользовании которых находятся такие объекты, от осуществления контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работ по восстановлению нарушенных земель, что предусмотрено частью 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 467, в соответствии с которым исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

Нормативы качества окружающей среды должны соблюдаться на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, определяются в местах отбора проб.

Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.

Поступившие в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документы регистрируются в системе электронного документооборота и (или) на бумажном носителе в установленном порядке.

Таких документов в территориальный орган Росприроднадзора представлено не было, доказательств, подтверждающих обратное, не представлено, в связи с чем ссылки лица, подавшего жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, и его защитника на приказ руководителя СЦЗ «СевРАО» - филиала ФГУП «РосРАО» от 01 июля 2016 года, которым предписано прекратить эксплуатацию полигона под строительный мусор с 04 сентября 2017 года, а также на те обстоятельства, что в настоящее время осуществляются мероприятия по разработке проекта вывода полигона под строительный мусор из эксплуатации, правового значения для рассмотрения дела не имеют, поскольку не освобождают ответственное лицо от необходимости соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе по недопущению действий, направленных на сокрытие или искажение экологической информации.

Процессуальных нарушений должностным лицом административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В судебном заседании установлено, что в отношении ФИО по результатам проведенной плановой выездной проверки было возбуждено несколько дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе предусмотренных статьями 8.1, 8.5, 8.41, 8.2 части 4, 7, 9, 11, 8.4 часть 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по каждому из них вынесены постановления о привлечении ФИО к административной ответственности.

По смыслу вышеприведенной правовой нормы, закрепленной в статье 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение однородных противоправных деяний в отношении различных предметов административных правонарушений виновное лицо подлежит административной ответственности за каждое такое деяние.

Данная позиция выражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2019 года № 884-О, согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются одновременно.

Из материалов дел об административных правонарушениях, находящихся в производстве суда по жалобам ФИО, следует, что ему вменено совершение нескольких самостоятельных правонарушений с конкретными фактическими обстоятельствами, выявленными по итогам проверки, и в данном случае имеются достаточные данные, указывающие на наличие самостоятельного события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в связи с чем основания для объединения данного дела с другими делами об административных правонарушениях отсутствуют.

Постановление о привлечении ФИО к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ФИО от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

При таких обстоятельствах, нахожу постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 07 октября 2020 года № 03-66/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя директора – главного инженера Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО» - филиала федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор» ФИО оставить без изменения, жалобу ФИО - без удовлетворения.

Судья Т.С. Кузнецова