ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2021 от 20.01.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-22/2021(№12-424/2020)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

20 января 2021 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Мишина Г.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда жалобу защитника АО «Мурманская ТЭЦ» Зиновьева А.В. на постановление *** ФИО1 №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Мурманская ТЭЦ»

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным *** Балтийско - Арктического межрегионального управления Росприроднадзора №*** от ***, АО «Мурманская ТЭЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитником АО «Мурманская ТЭЦ» Зиновьевым А.В. подана жалоба, в которой, приводя доводы о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, заявитель просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указано, что в период с *** Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) проведена внеплановая выездная проверка Общества. По результатам проверки *** был составлен Акт проверки №***, в котором были указаны выявленные нарушения, а также выдано Предписание. В адрес Росприроднадзора были направлены возражения на Акт проверки и Предписание в части пунктов с которым Общество не согласно с просьбой исключить их из числа нарушений в Акте проверки, однако на момент вынесения Постановления ответ на возражения не поступил. Согласно указанного постановления в действиях Общества усматриваются следующие нарушения:

1) Не проведена актуализация данных, содержащихся в декларации о воздействии на окружающую среду для объекта, в части касающихся сведений о воздействии на окружающую среду: в декларации отсутствуют сведения об образовании отходов производства и потребления, которые указаны в ПНООЛР и содержатся сведения об отходах производства и потребления, которые согласно ПНООЛР больше не образуются на предприятии, (п. 57 Акта проверки). В период проведения внеплановой проверки АО «Мурманская ТЭЦ» проводила работу по актуализации декларации о воздействии на окружающую среду в соответствии с полученными замечаниями Росприроднадзора (письмо №*** от *** БАМУ Росприроднадзора) и разработкой нового проекта нормативов образования отходов (далее - ПНООЛР). Работы по актуализации были выполнены и направлены в адрес БАМУ Росприроднадзора *** за №***, в связи с тем, что требования в части сроков по актуализации ДВОС Федеральным законом от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не установлены, нарушение отсутствует. Раздел IV декларации Обществом был заполнен в соответствии с п.5 Приказа Минприроды России от 11.10.2018 года № 509 «Об утверждении формы декларации...» на основании данных ранее действующего ПНООЛР, который представлялся с новым проектом в ходе проверки. Так как декларация была представлена ***, а новый проект был разработан и утвержден *** Общество не могло на его основе составить ранее поданную декларацию.

2) Программа производственного экологического контроля АО «Мурманская ТЭЦ» *** не содержит реквизитов аттестата аккредитации собственной испытательной лаборатории (лаборатория охраны окружающей среды и промышленной санитарии отдела экологии и промсанитарии АО «Мурманская ТЭЦ») с указанием информации о ее области аккредитации (п. 67 Акта проверки). В соответствии с разделом 8 Приказа Минприроды № 74 от 28.02.2018 года «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» должен содержать:наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий центров); реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации. Программа производственного экологического контроля АО «Мурманская ТЭЦ» *** содержит сведения реквизитов аттестата аккредитации привлекаемых лабораторий ФГБУ «***». В связи с отсутствием аттестата аккредитации собственной испытательной лаборатории (лаборатория охраны окружающей среды и промышленной санитарии отдела экологии и промсанитарии АО «Мурманская ТЭЦ») программа экологического контроля не может содержать данную информацию. Раздел 8 Приказа Минприроды №*** от *** не указывает на то, что Программа производственного экологического контроля не может содержать дополнительной информации по неаккредитованным лабораториям.

3) Раздел 3 «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источники» программы производственного экологического контроля «***» проведена инвентаризация только «производственные сточные воды; ливневые сточные воды», без учета «хозяйственно-бытовые сточные воды» (п. 68 Акта проверки). Хозяйственно-бытовые сточные воды в водный объект не сбрасываются, а отводятся в централизованную систему водоотведения ГОУП «***» на *** и учитываются при сбросе с ***. Сточная вода с *** автоцистерной перевозится и сбрасывается в централизованную систему водоотведения ГОУП «***», в связи с чем в соответствии с п. 5 Приказа №*** в программу производственного экологического контроля по *** включаться не должны.

В судебном заседании защитники ФИО2 Зиновьев А.В., поддержали доводы жалобы в полном объеме.

Должностное лицо административного органа Балтийско - Арктического межрегионального Управления Росприроднадзора, вынесшее оспариваемое постановление, ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы, представила письменные возражения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив дело об административном правонарушении №***, копия которого приобщена к материалам дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (п.1).

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п.6).

В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пункт 2).

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (пункт 3).

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).

Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1 (далее - Требования) и порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению 2 (далее - Порядок).

Пунктом 1 Требований установлено, что программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

Программа должна содержать разделы:

общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (пункт 2).

Раздел «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» должен содержать:

наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации (пункт 8).

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения АО «Мурманская ТЭЦ» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении выводы о том, что АО «Мурманская ТЭЦ», допустило нарушения требований п.6 ст. 31.2, п.п.3,4 ст. 67 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 2, 8 Приказа №74.

Между тем, указанные выводы являются не подтвержденными надлежащими доказательствами.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) юридического лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности должностных лиц.

Пунктом 57 Акта проверки установлено, что не проведена актуализация данных, содержащихся в декларации о воздействии на окружающую среду для объекта, в части касающихся сведений о воздействии на окружающую среду: в декларации отсутствуют сведения об образовании отходов производства и потребления, которые указаны в ПНООЛР и содержатся сведения об отходах производства и потребления, которые согласно ПНООЛР больше не образуются на предприятии.

Пунктом 67 Акта проверки установлено, что Программа производственного экологического контроля АО «Мурманская ТЭЦ» *** не содержит реквизитов аттестата аккредитации собственной испытательной лаборатории (лаборатория охраны окружающей среды и промышленной санитарии отдела экологии и промсанитарии АО «Мурманская ТЭЦ») с указанием информации о ее области аккредитации,

Пунктом 68 Акта проверки установлено, что раздел 3 «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источники» программы производственного экологического контроля «***» проведена инвентаризация только «производственные сточные воды; ливневые сточные воды», без учета «хозяйственно-бытовые сточные воды».

Вместе с тем, защитником АО «Мурманская ТЭЦ» представлены возражения на протокол об административном правонарушении, согласно которым указано, что Раздел IV декларации Обществом был заполнен в соответствии с п.5 Приказа Минприроды России от 11.10.2018 года № 509 «Об утверждении формы декларации...» на основании данных ранее действующего ПНООЛР, который представлялся с новым проектом в ходе проверки. Так как декларация была представлена ***, а новый проект был разработан и утвержден *** Общество не могло на его основе составить ранее поданную декларацию. В связи с отсутствием аттестата аккредитации собственной испытательной лаборатории (лаборатория охраны окружающей среды и промышленной санитарии отдела экологии и промсанитарии АО «Мурманская ТЭЦ») программа экологического контроля не может содержать данную информацию. Хозяйственно-бытовые сточные воды в водный объект не сбрасываются, а отводятся в централизованную систему водоотведения ГОУП «***» на *** и учитываются при сбросе с ***. Сточная вода с *** автоцистерной перевозится и сбрасывается в централизованную систему водоотведения ГОУП «***», в связи с чем в соответствии с п. 5 Приказа № 74 в программу производственного экологического контроля по *** включаться не должны.

Изложенные в возражениях доводы в постановлении административного органа надлежащей оценки не получили.

Вместе с тем нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы.

В частности, в судебном заседании установлено, что в период проведения внеплановой проверки АО «Мурманская ТЭЦ» проводила работу по актуализации декларации о воздействии на окружающую среду в соответствии с полученными замечаниями Росприроднадзора (письмо №*** от *** БАМУ Росприроднадзора) и разработкой нового проекта нормативов образования отходов.

Работы по актуализации были выполнены и направлены в адрес БАМУ Росприроднадзора *** за №***.

Раздел IV декларации Обществом был заполнен в соответствии с п.5 Приказа Минприроды России от ***№*** «Об утверждении формы декларации...» на основании данных ранее действующего ПНООЛР, который представлялся с новым проектом в ходе проверки.

Лаборатория охраны окружающей среды и промышленной санитарии отдела экологии и промсанитарии АО «Мурманская ТЭЦ» не имеет аттестата аккредитации. В связи с отсутствием аттестата аккредитации программа производственного экологического контроля АО «Мурманская ТЭЦ» *** не содержит реквизитов аттестата аккредитации.

Хозяйственно-бытовые сточные воды с *** в водный объект не сбрасываются, а отводятся в централизованную систему водоотведения ГОУП «***» на *** и учитываются при сбросе с ***. Сточная вода автоцистерной перевозится и сбрасывается в централизованную систему водоотведения ГОУП «***», данное обстоятельство подтверждено путевыми листами специального автомобиля. Кроме того, данное обстоятельство подтверждено решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от ***.

В связи с вышеизложенным, данные сведения в соответствии с п. 5 Приказа № 74 в программу производственного экологического контроля по *** не включены.

Таким образом, доводы стороны защиты административным органом не опровергнуты, доказательств обратного, равно как и доказательств сокрытия или искажения АО «Мурманская ТЭЦ» экологической информации не представлено, нарушение не подтверждено надлежащими доказательствами.

Кроме того, согласно п. 6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.

Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены, доводы стороны защиты должной оценки не получили, а факт нарушения юридическим лицом требований по предоставлению экологической информации, не установлен и не доказан административным органом надлежащим образом в законной процедуре.

Изложенное в совокупности свидетельствует о преждевременности выводов государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды о наличии оснований для привлечения юридического лица к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление *** ФИО1 №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Мурманская ТЭЦ», подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление *** от ***№*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Мурманская ТЭЦ» отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья Г.Ю. Мишина