ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2022 от 11.03.2022 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 12-22/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

Адлерский районный суд г. Сочи в составе:

Председательствующего судьи: Машевец С.Ю.,

При секретаре судебного заседания Орманджян С.А.,

с участием представителя по доверенности Гвоздевой Жанны Павловны в интересах Уральского Дмитрия Викторовича, государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе РФ Мальцевой О.А., главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе РФ Холодова М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора АНО «ССП» Уральского Д.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного межрегионального Управления Россельхознадзора Наумкиной Галины Геннадьевны, в отношении должностного лица – директора АНО «ССП» Уральского Д.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановление главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного межрегионального Управления Россельхознадзора Наумкиной Г.Г. должностное лицо директор АНО «ССП» Уральского Д.В. признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей.

Не согласившись с постановлением главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного межрегионального Управления Россельхознадзора Наумкиной Г.Г., директор АНО «ССП» Уральский Д.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, мотивировав ее тем, что в его действиях (бездействии) отсутствует вина, Также указывает на то, что результаты лабораторных исследований не отражают содержание ДНК курицы в продукции, изготовленной организацией АНО «ССП», при отборе проб у представителя АНО «ССП» не было доверенности на участие в отборе проб.

В связи с чем, просит постановление главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного межрегионального Управления Россельхознадзора Наумкиной Галины Геннадьевны, в отношении должностного лица – директора АНО «ССП» Уральского Д.В. признать незаконным, постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

В судебном заседании представителя по доверенности Гвоздева Ж.П. в интересах Уральского Д.В. поддержала доводы жалобы в полном объеме, и настаивала на их удовлетворении.

Уральский Д.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, причины неявки суду не сообщены. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Должностное лицо Холодов М.Г. и Мальцева А.О., в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.

Суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явки.

Изучив доводы жалобы, а также представленные материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему выводу.

Согласно протоколу об административном правонарушении: протокола об АПН от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения о наличии административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, акта отбора пробы (образца) от ДД.ММ.ГГГГ, фотографии отобранного образца продукции, протокола инспекции ФГБУ «Краснодарская МВЛ» от ДД.ММ.ГГГГ, протокола испытаний ФГБУ «Краснодарская МВЛ» от ДД.ММ.ГГГГг образца продукции «фарш говяжий замороженный», проводившихся в «Краснодарская МВЛ» молекулярным методом определения сырьевого состава, выявлено наличие в составе ДНК курицы.

Указанный образец «фарш говяжий замороженный», выработан ДД.ММ.ГГГГ АНО «Стандарты социального питания» по адресу: , отобран государственным инспектором Управления О.А. Мальцевой ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 12 минут по адресу: в рамках выполнения государственного задания, являющегося частью государственного ветеринарного лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, который является средством государственного контроля (надзора) по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

При проведении лабораторных исследований указанного образца «фарш говяжий замороженный», выработанного ДД.ММ.ГГГГ АНО «Стандарты социального питания» по адресу: РФ,, в соответствии с ГОСТ 31719-2012, инструкцией по применению набора реагентов с гибридизационно-флуоресцентной детекцией в режиме «реального времени» выявлено наличие в составе ДНК курицы, таким образом, фактический состав продуктов не соответствует составу, заявленному производителем на упаковке, что не соответствует требованиям п. 106 ТР .

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ ”0 качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон № 29-ФЗ) качество пищевых продуктов - совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека;

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона № 29-ФЗ изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с технической документацией при соблюдении требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать требования к пищевым продуктам в соответствии с законодательством Российской Федерации в части их маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно достоверной и полной информации о пищевых продуктах, (п. 3 ст. 18 Федерального закона № 29-ФЗ)

В силу ст. 1 Федерального закона № 29-ФЗ пищевые продукты, материалы и изделия, которые являются умышленно измененными (поддельными) и (или) имеют скрытые свойства и качество и (или) информация о которых является заведомо неполной и (или) недостоверной являются фальсифицированными.

Пунктом 2, п.4 ст. 3 Федерального закона № 29-ФЗ запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установлен факт фальсификации, указанная продукция признается некачественной.

Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (п. 1ст.5ТР ТС 021/2011)

Согласно п. 12 ТР ТС 034/2013 не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности.

Маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (ст. 39 ТР ТС 021/2011).

В силу п. 106 ТР ТС 034/2013 маркировка продуктов убоя и мясной продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ’’Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), а также требованиям, установленным пунктами 107 - 126 настоящего технического регламента.

Организация АНО «ССП» не представила в материалы дела доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (п. 1 ст. 10 ТР ТС 021/2011).

Согласно п. 2 ст. 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.

В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:

- проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля.

Согласно ст. 18 Закона «О ветеринарии» от 14.05.1993 № 4979-1 ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.

В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ № 29 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению пищевых продуктов, материалов и изделий, должны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и технической документации к условиям обращения пищевых продуктов, материалов и изделий.

Согласно п. 2 ст. 22 ФЗ № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов.

Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.

Ненадлежащее соблюдение Заявителем требований по осуществлению мероприятий производственного контроля привели к появлению в обороте недоброкачественной пищевой продукции. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Пунктом 1 ст. 36 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

АНО «ССП» не предоставила документов, подтверждающих проведение исследований по показателю ДНК курицы, на партию пищевой продукции «Фарш говяжий».

То есть доводы о том, что в действиях (бездействии) директора АНО «ССП» Уральского Д.В. отсутствует вина, являются несостоятельными.

В части жалобы директора АНО «ССП» Уральского Д.В. указывающей на то, что результаты лабораторных исследований не отражают содержание ДНК курицы в продукции, изготовленной организацией АНО «ССП», суд считает не состоятельными по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 1 ТР ТС 022/2011 технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.

В соответствии с пп. 2 п. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения о составе пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

В соответствии с п. 17 ст. 4.4 ТР ТС 022/2011 в случаях, если определенные в п. 14 ч. 4.4 настоящей статьи компоненты не использовались при производстве пищевой продукции, но их наличие в пищевой продукции полностью исключить невозможно, информация о возможном наличии таких компонентов размещается непосредственно после указания состава пищевой продукции.

Вместе с тем, яйцо (в том числе куриное) входит в перечень аллергенных компонентов, однако информация об его использовании при производстве продукции не была указана обществом в маркировке сразу после состава пищевого продукта «Фарш говяжий».

Как следует из материалов дела, по результатам экспертизы ФГБУ «Краснодарская МВЛ» в пробах продукции, произведенной в АНО «стандарты социального питания», выявлено несоответствие требованиям п. 12, 13, 14, 15 ТР ТС 034/2013, п. 1, 2 ст. 7, ст. 39 021/2011, ст. 4.4 ТР ТС 022/2011, а именно: обнаружена видоспецифичная ДНК курицы.

Согласно акту отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ контрольная проба не отбиралась. От представителя владельца продукции претензий по отбору проб не поступало, от отбора контрольной пробы представитель владельца продукции отказался, о чем в акте отбора проб имеется отметка.

Управление обращает внимание суда на то, что подведомственные Россельхознадзору федеральное государственное бюджетное учреждение «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория», осуществляют свою деятельность, в части проведения испытаний при оценке соответствия пищевой продукции, методами в соответствии с действующей и утвержденной в национальной системе аккредитации - «Росаккредитация» областью аккредитации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованье лиц № RA.RU.21BH01).

Любая испытательная лаборатория, аккредитованная в национальной системе аккредитации на соответствие требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025- 2009, является независимой и беспристрастной.

Персонал, задействованный в проведении испытаний, имеет соответствующий опыт работы и квалификацию по исследованиям (испытаниям) и измерениям, профессиональное образование по профилю, соответствующему утвержденной области аккредитации, имеет собственную материально-техническую базу, обеспечивающую реализацию методов испытаний, а так же официальное признание технической компетентности в проведении испытаний в соответствии с утвержденной областью аккредитации.

В силу требований п. 126 Положения по прибытии образцов в лабораторию они должны быть проверены персоналом лаборатории для того, чтобы выявить их пригодность для исследования (на отсутствие порчи) и правильность упаковки и оформления сопроводительных документов. В случае нарушения проба не должна подвергаться исследованию, а извещение о нарушении должно быть направлено инспектору, производившему отбор проб.

В соответствии с п. 7.7.1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 испытательная лаборатория должна иметь процедуру для мониторинга достоверности результатов своей деятельности, чтобы контролировать достоверность проведенных испытаний.

В целях подтверждения технических процедур в ИЛ все необходимые записи, регистрирующие процесс приема материала, взаимодействия с Заказчиком, а также проведения испытаний ведутся и есть в наличии.

Таким образом, полученные в ходе проведения испытаний значение по показателю видоспецифичная ДНК курицы соответствует действительности и отражает его фактическое несоответствие в продукции АНО «Стандарты социального питания».

Относительно довода директора АНО «ССП» Уральского Д.В. о том, что при отборе проб у представителя АНО «ССП» не было доверенности на участие в отборе проб, суд также приходит к выводу, что оно является не состоятельным, поскольку отношения по отбору проб (образцов) в рамках пищевого мониторинга регулируются ст. 14 Федерального закона № 29-ФЗ, главой IX Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 №94.

Вышеуказанные нормативные акты не содержат требования о наличии документов, подтверждающих полномочия на участие процедуре отбора проб (образцов). Представитель хозяйствующего субъекта фиксирует факт отбора проб (образцов) согласно информации указанной в акте отбора проб (образцов).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 209 АПК РФ в заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должны быть также указаны в том числе законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемой решение.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается ни одной ссылки на закон или иной нормативный правовой акт, которые указывают на обязанность Управления подтверждать полномочия представителя хозяйствующего субъекта путем истребования доверенности.

Согласно ч. 1 ст. 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

В силу ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 настоящего Кодекса; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 настоящего Кодекса; вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса; вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с ч. 5 ст. 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса.

На момент отбора проб (образцов), производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица АНО «Стандарты социального питания» не было возбуждено.

Проба пищевой продукции отбиралась в рамках пищевого мониторинга согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 29- ФЗ, Положению о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденное Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 № 94, Приказу Россельхознадзора от 28.12.2020 № 1409 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора в 2021 году для обеспечения выполнения требований Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации" и заявлению АНО «Стандарты социального питания» «О включении в программу государственного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции» от 02.03.2021 № 28.

Отбор и доставка проб в рамках мониторинга организуются государственными инспекторами Россельхознадзора с соблюдением всех нормативных требований.

Главная цель государственного ветеринарного лабораторного мониторинга - обеспечение безопасности пищевой продукции и кормов, их соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза, ветеринарно - санитарным нормам Евразийского экономического союза, недопущение выпуска в оборот недоброкачественной продукции, способной причинить вред здоровью и жизни человека.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», настоящий ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

В отношении юридического лица АНО «Стандарты социального питания» не проводились контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные Федеральным законом № 248-ФЗ.

Образцы продукции Организации были отобраны в рамках государственного лабораторного мониторинга, ввиду чего, оснований для соблюдения норм, предусмотренных вышеуказанным федеральным законом.

Остальные доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств произошедшего и собранных по делу доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы инспектора, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные по вышеуказанным основаниям.

Факт совершения должностным лицом Уральским Д.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле, полученными с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований, доказательствами.

Доказательства получены с соблюдением процессуальных требований, составлены уполномоченными должностными лицами, не имеют противоречий, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов.

Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Наказание должностному лицу – директору АНО «ССП» Уральскому Д.В. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и в соответствии с требованиями КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица – директора АНО «ССП» Уральского Д.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного межрегионального Управления Россельхознадзора Наумкиной Галины Геннадьевны, в отношении должностного лица – директора АНО «ССП» Уральского Д.В., оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1- 25.5.1 КоАП РФ.

Судья Машевец С.Ю.