25RS0007-01-2021-008713-10
Дело № 12-22/2022
Р Е Ш Е Н И Е
14 февраля 2022 года г. Артем Приморского края
Судья Артемовского городского суда Приморского края Косарева Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Международный аэропорт Владивосток» на постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов МТУ Ространснадзора по ДФО от 15 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.3.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов МТУ Ространснадзора по ДФО (НОАБПАСПОП МТУ Ространснадзора по ДФО) от 15 ноября 2021 года АО «Международный аэропорт Владивосток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.3.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Международный аэропорт Владивосток» в лице представителя по доверенности Миняйло К.О. обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица НОАБПАСПОП МТУ Ространснадзора по ДФО от 15 ноября 2021 года отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия вины юридического лица – АО «Международный аэропорт Владивосток» в совершении вмененного административного правонарушения, отсутствует объективная сторона правонарушения; нарушены нормы процессуального права.
При рассмотрении дела, представителю АО «Международный аэропорт Владивосток» Миняйло К.О. судом разъяснены права и обязанности, предусмотренные 25.1-25.6 КоАП РФ. Ходатайств об отводе судье, рассматривающему дело, не поступило.
Представитель НОАБПАСПОП МТУ Ространснадзора по ДФО в судебное заседание не прибыл о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Направил в суд отзыв на жалобу, а также ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель АО «Международный аэропорт Владивосток» по доверенности Миняйло К.О. доводы, приведённые в жалобе, поддержал в полном объёме, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности просил отменить.
Из материалов дела следует, что 17 сентября 2021 года на основании решения МТУ Ространснадзора по ДФО от 19 августа 2021 года №МТУ/1.4-799 должностными лицами указанного надзорного органа в АО «Международный аэропорт Владивосток» проведена плановая выездная проверка в отношении деятельности оператора аэродромов, вертодромов и владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. В ходе проверки АО «Международный аэропорт Владивосток» выявлены нарушения требований Федеральных авиационных правил, утв. Минтрансом РФ от 25 сентября 2015 года №286 (далее ФАП-286)., а именно нарушены требования пунктов ФАП-286: пункты 49, 58, 59 – руководство по аэродрому АО «Международный аэропорт Владивосток» не обновлялось с 2019 года; пункта п) раздела 3.2, ч.3 п.61 – в руководстве АО «МАВ» отсутствует перечень типов ВС эксплуатируемых на аэродроме; пункта д) раздела 4.6, ч.4 п.61 – в руководстве АО «МАВ» отсутствуют сведения об ответственных за проверку и техническое обслуживание систем огней; п.«б» раздела 4.13, ч.4 п.61 – в руководстве АО «МАВ» отсутствуют сведения контролирования препятствий в рамках полномочий оператора аэродрома ГА. Отсутствует приказ оператора аэродрома о постоянно действующей комиссии по согласованию и контролю за строительством объектов в пределах приаэродромной территории в районе аэродрома Владивосток (Кневичи); п. «д» раздела 4.14, ч.4 п.61 – в руководстве АО «МАВ» отсутствуют сведения о должностных лицах, отвечающих за организацию работ по удалению ВС, потерявших возможность двигаться; раздела 4.16, ч.4 п.61 – в руководстве АО «МАВ» отсутствуют сведения о лицах, отвечающих за измерение дальности видимости ВПП; п. «а» ч.2 п.61 – в руководстве АО «МАВ» отсутствует план аэродрома с указанием его границ; п. «б» ч.2 п.61 – в руководстве АО «МАВ» отсутствует план аэродрома, на котором показано размещение оборудования аэродрома, предназначенного для эксплуатации аэродрома, в том числе за пределами его границ; п.39, п.42, п.40 – отсутствуют схема размещения аэродромной службы. На территории аэродромной службы размещены сооружения, в которых осуществляется хранение лакокрасочных реагентов и материалов для проведения ремонтных работ, не оборудованных средствами пожаротушения и вентиляцией. Комната проведения технической учёбы аэродромной службы не оснащена соответствующими стендами, схемами и плакатами; п.6, п.57, п. «а» раздела 4.5 ч.4 ст.61 – не осуществлялся с помощью сертификационных средств измерения замер коэффициента сцепления фрикционных свойств покрытия с 16 июля 2021 года; п.54 – не переработаны должностные инструкции аэродромной службы в соответствии с профессиональным стандартом от 10.09.2019 №612н; и другие нарушения ФАП-286, приведённые в Акте выездной плановой проверки от 17 сентября 2021 года.
По результатам проверки 05 октября 2021 года заместитель начальника отдела НОАБПАСПОПМТУ Ространснадзора по ДФО составил протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – АО «Международный аэропорт Владивосток», ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.3.1 КоАП РФ – невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 11.3.1 КоАП РФ.
Постановлением № 6-24/92-2021 о назначении административного наказания от 15 ноября 2021 года юридическое лицо – АО «Международный аэропорт Владивосток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.3.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Исследовав материалы дела в полном объёме, доводы, приведённые в жалобе представителя АО «Международный аэропорт Владивосток» Миняйло К.О., и выслушав его пояснения в судебном заседании, прихожу к следующему.
Авиационная безопасность – состояние защищённости авиации от вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами наделёнными этим правом федеральным законом (п.п.1 и 2 ст.83 Воздушного кодекса РФ).
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (ст.84 Воздушного кодекса РФ).
Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 года №142 утверждены федеральные авиационные Правила «Требования авиационной безопасности» (далее – Правила), которые устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэродромов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта (п.1 Правил).
За невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 11.13.1 КоАП РФ, частью 1 статьи 11.13.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
АО «Международный аэропорт Владивосток» является субъектом транспортной инфраструктуры, эксплуатирующим аэропорт Владивосток (Кневичи), которому административным органом вменяется совершение административного правонарушения.
В Акте плановой проверки аэропорта Владивосток (Кневичи) №32/4ГА от 17 сентября 2021 года, выполненной МТУ Ространснадзора по ДФО, приведён перечень выявленных нарушений Правил авиационной безопасности (л.д.37-49). В качестве доказательств совершения АО «Международный аэропорт Владивосток» вменяемого правонарушения административным органом изучены: руководства по аэродрому Владивосток (Кневичи) и по наземному обслуживанию АО «МАВ»; документы АО «МАВ» по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов, в том числе маломобильных граждан; аэродромному обеспечению и работе спецтранспорта; электросветотехническому обеспечению (регламентирующие организационную структуру и деятельность предприятия, сведения о персонале, организации повышения квалификации и переподготовки кадров, подготовку к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам, метрологическое обеспечение, выполнение регламентных работ, технического обслуживания и ремонта сооружений, оборудования и технических средств, предусмотренные воздушным законодательством РФ и международными договорами РФ в сфере гражданской организации); фото и видео материалы, затребованные дополнительно в ходе проведения плановой выездной проверки в соответствии с целями и задачами проводимой проверки.
Изучив имеющиеся в деле и представленные в судебное заседание доказательства, в том числе, записи с камер видеонаблюдения, суд приходит к выводу, что в ходе плановой проверки не нашли объективного подтверждения нарушения требований действующего законодательства в АО «Международный аэропорт Владивосток» федеральных авиационных Правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» от 28 ноября 2005 года №142.
Приказом генерального директора АО «Международный аэропорт Владивосток» от 30 ноября 2020 года № 1045 в организационную структуру общества внесены изменения в целях повышения эффективности работы, ответственным за исполнение которого назначен директор по персоналу.
Согласно приказу от 24 марта 2021 года №293 служба транспортной и авиационной безопасности насчитывает 291 сотрудника под руководством директора по транспортной и авиационной безопасности.
В силу «Положения о службе транспортной (авиационной) безопасности», утв. Приказом от 11 июня 2021 года №550, целью функционирования СТ(А)Б является обеспечение координации и осуществления деятельности по защите объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Владивосток (Кневичи) и воздушных судов а также реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства.
Для руководства подразделением назначен командно-руководящий состав СТ(А)Б в составе: директора по транспортной (авиационной) безопасности, старшего сменного начальника СТ(А)Б, сменного начальника СТ(А)Б), на которых возложено осуществлять координацию и обеспечение деятельности по защите аэропорта Владивосток и воздушных судов (с которыми имеется технологическое взаимодействие) от подготовки к совершению и совершения актов незаконного вмешательства; подготовку сотрудников по вопросам авиационной безопасности; контроль исполнения требований в области транспортной (авиационной) безопасности; проведение проверок несения службы; другие функции и задачи, предусмотренные должностными инструкциями.
Порядок оценки эффективности (контроля качества) мер по обеспечению авиационной и транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи), утв. Приказом от 22 апреля 2021 года №268, определяет мероприятия по контролю за осуществлением комплекса мер, реализованных в аэропорту Владивосток (Кневичи) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной (авиационной) безопасности.
Согласно схеме размещения и состава оснащения КПП и Постов объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи) на границах зон транспортной безопасности и (или) ее части, сектора свободного доступа, перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности, критических элементов аэропорта Владивосток (Кневичи)», утв. приказом генерального директора АО «Международный аэропорт Владивосток» от 03 августа 2021 года №680, в аэропорту Владивосток (Кневичи) разработана система обеспечения безопасности в объеме требований федеральных НПА.
В соответствии с п.6 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта» утв. Постановлением Правительства РФ от 05 октября 2020 года №1605, приказом АО «МАВ» от 23 июня 2020 года №474 утверждена должностная инструкция директора по транспортной (авиационной) безопасности, который несёт ответственность за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, организует проведение мероприятий, направленных на обеспечение транспортной (авиационной) безопасности предприятия, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Кроме этого, Приказом генерального директора АО «Международный аэропорт Владивосток» «О введении в действие технологии работы группы управления центрального наблюдения» от 07 июня 2021 года №537, на территории аэропорта введена технология работы группы управления центрального наблюдения, и утверждён порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об уровне безопасности в международном аэропорту Владивосток, а также реагирования на такую информацию.
Приказом АО «МАВ» утверждён «Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности в международном аэропорту Владивосток, а также реагирования на такую информацию» от 11 февраля 2021 года №117, согласно которому определена система мер для защиты объектов аэропорта Владивосток от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Введена в действие «Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму в аэропорту Владивосток (Кневичи)», согласованная с подразделениями ФСБ, Таможни МВД, ТОФ, пограничниками, Росгвардией, которой утверждены требования обеспечения авиационной и транспортной безопасности в аэропорту (приказ АО «МАВ» от 17.08.2021 г. №723).
К Плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи), утв. заключением ФАВТ (Росавиация) от 17 июля 2013 года №222, в качестве приложения: приказом от 07 июня 2021 года №535 АО «МАВ» введён «Порядок реагирования сил транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства в отношении аэропорта Международного аэропорта Владивосток», которым установлена система мер реагирования на подготовку и совершения актов незаконного вмешательства (АНВ), приказом от 14 июня 2021 года №554 введён «Перечень и порядок эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на объекте транспортной инфраструктуры – аэропорт Владивосток (Кневичи), а также заграждений, противотаранных устройств, решёток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства».
Охрану периметра аэропорта Владивосток (Кневичи) осуществляет Росгвардия на основании договора оказания услуг по охране периметра аэропорта «Владивосток» от 17 января 2020 года №6-49/20.
Выявленное при просмотре записей видеонаблюдения наличие личного автомобиля () не имеет правового значение при рассмотрении настоящего дела, поскольку не находился в зоне ответственности АО «МАП». Как пояснил суду представитель АО «МАП» указанный автомобиль принадлежит военнослужащему, который имеет доступ на территорию аэродрома.
В силу ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельства каждого дела.
В соответствии со ст. 1.5 ч. 4 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исследовав материалы дела, нахожу заслуживающими внимание доводы, приведённые в жалобе представителя АО «Международный аэропорт Владивосток» о существенных нарушениях процессуальных норм при вынесении обжалуемого постановления об административном правонарушении, выразившихся в неполноте исследованных материалов.
Допущенные существенные нарушения процессуальных норм КоАП РФ, в силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, являются основанием к отмене постановления МТУ Ространснадзора по ДФО от 15 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.3.1 КоАП РФ, в отношении АО «Международный аэропорт Владивосток» и прекращению производства по делу, поскольку не позволяют с достоверностью доказать состав административного правонарушения.
Принимая во внимание изложенное, а также Заключение о результатах оценки уязвимости, утвержденное Росавиацией 20 июля 2021 года №1894, выполненное согласно Приказу Минтранса РФ «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» от 12 апреля 2010 года №87, согласно которому аэропорт Владивостока (Кневичи) – АО «Международный аэропорт Владивосток» соответствует требованиям защищенности от актов незаконного вмешательства, нахожу обжалуемое постановление подлежащим отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов МТУ Ространснадзора по ДФО от 15 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.3.1 КоАП РФ, в отношении АО «Международный аэропорт Владивосток» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.3.1 КоАП РФ, в отношении АО «Международный аэропорт Владивосток» прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке установленном главой 30 КоАП РФ.
Судья Н.Е. Косарева